
Фото: PxHere
Иерусалим во время земной жизни Иисуса Христа был невероятно прекрасен! Храм, на протяжении веков остававшийся оплотом веры израильского народа, высился над городом сияющей короной. Иудейский историк первого века Иосиф Флавий так описал красоту этого здания: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».
Даже те, кто видел Иерусалимский храм каждый день, не переставали им восхищаться. В Евангелии описано, как апостолы призывали Иисуса Христа разделить их восторг: «Господи, посмотри какие камни и какие здания!». На что Спаситель ответил: «Придут дни, в которые из того, что здесь видите, не останется камня на камне, всё будет разрушено». С горечью и состраданием восклицает не принятый иудеями Божий Сын: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст».
Пророчество Христа сбылось без малого через сорок лет после Распятия. Иудеи по всей Палестине восстали против власти римлян — и потерпели поражение! Войско императора Тита заключило Иерусалим в блокаду, во время которой более ста тысяч людей погибли от голода. Затем, взяв ослабленный город штурмом, римляне полностью разрушили храм и сровняли с землей гору, на которой он стоял. Иерусалим был повержен в руины. Эти события, описанные Иосифом Флавием, нашли документальное подтверждение во время раскопок, организованных в 2015 году Израильским управлением древностей. Исследования проходили под руководством археолога Рины Авнер на территории Русского подворья.
Комментарий эксперта:
Русское подворье — один из старейших районов в Иерусалиме неподалеку от Старого города. На земле, купленной здесь у арабов в девятнадцатом веке, Императорское православное палестинское общество построило комплекс зданий для размещения паломников из России. В ходе строительства проводились археологические раскопки, благодаря которым удалось обнаружить остатки укреплений первого века. В 1964 году советское правительство продало большую часть подворья государству Израиль. В 2015 году городские власти Иерусалима наметили размещение на этой территории студенческого городка академии искусств и перед началом строительных работ предприняли археологические изыскания. Команда Управления древностей установила, что к найденной в девятнадцатом веке крепостной стене примыкает башня. С западной стороны этого укрепления специалистами найдено более семидесяти крупных камней — именно таких, какие римляне применяли при осаде крепостей. Руководитель раскопок Рина Авнер рассказала, что форма камней и их скученность в одном культурном слое неопровержимо доказывают, что они связаны с осадой города в первом веке. Доктор Авнер озвучила предположение, что эти ядра были выпущены из камнемётов легионерами императора Тита. Вероятнее всего, под прикрытием обстрела римляне подтянули к крепостной стене таран, который пробил в ней брешь и позволил солдатам войти в город.
Крепость, открытая учёными на территории Русского подворья, обрамляла Северную часть Иерусалима и включала в свои пределы Голгофу. Но в Евангелии сказано, что Распятие происходило за пределами города! Как же объяснить это противоречие? Разобраться поможет рассказ руководителя раскопок 2015 года Рины Авнер.
Комментарий эксперта:
Иосиф Флавий в своей книге «Иудейские войны» сообщает, что к середине первого века в Иерусалиме сложилась непростая система стен. Историк свидетельствует о трех крепостях, две из которых были построены в пятом и втором столетиях до новой эры. А вот третью стену начали возводить по приказу иудейского царя Агриппы в начале сороковых годов первого века. Она была нужна, чтобы защитить северную часть Иерусалима, выросшую в первом столетии за пределами двух более древних крепостей. Однако, Агриппа прекратил строительство, опасаясь, что император Клавдий обвинит его в сепаратистских настроениях. Стена стала настоящим оборонительным сооружением только в 66 году — готовя восстание, иудеи позаботились таким образом о защите города.
Используя научные методы датировки, археологи установили, что руины на территории Русского подворья, относятся к середине первого века. А следовательно, они не могут являться ни первой, ни второй стенами, а только третьей, построенной иудейскими повстанцами.
Израильским ученым не только удалось воссоздать подробности осады Иерусалима, ставшие иллюстрацией предсказанного Христом разрушения древнего города. Доказав, что крепостная стена, защищавшая Северную часть Иерусалима, построена в сороковых-шестидесятых годах первого века, то есть, после казни Спасителя, археологи подтвердили достоверность Евангельской истории.
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема