В одном из писем художник Владимир Фаворский писал своей супруге Марии: «Возлюбленная моя Мария Владимировна! Ты — фундамент моей жизни». Семья в жизни известного графика действительно была его главной опорой, местом вдохновения, обителью безграничной нежности и любви...
Мария и Владимир познакомились в 1911 году. Тогда они были студентами Московского университета, обучались художественному ремеслу. Оба талантливы и перспективны, они быстро нашли общий язык. Со временем молодые люди полюбили друг друга и в 1912 году стали мужем и женой.
В мае 1915 года у супругов родился долгожданный первенец Никита. А уже через пару месяцев Владимира мобилизовали и отправили на фронт. Мария тяжело переживала расставание с мужем. Позже в своих мемуарах она вспоминала: «Смотрю на его милое лицо. И невыносимо мне, что может больше никогда его не увижу. И нет терпения, нет другого выхода, в обессиленной душе только слёзы.
— Володя, ты может быть больше не вернёшься.
— Бог милостив, — говорит он серьёзно».
Три долгих года Мария ждала возвращения любимого супруга. Поддержка родителей, забота о сынишке и надежда на скорою встречу с Владимиром придавали ей сил. И в 1918 году Владимир Андреевич наконец-то вернулся с фронта, в звании прапорщика и с Георгиевским крестом на груди.
После возвращения Владимир с головой погрузился в работу, как раз в то время были сделаны первые его известные гравюры. Но недолго продлилась спокойная жизнь супругов, началась Гражданская война. Мария с сыном поселились в городе Загорск, так тогда назывался подмосковный Сергиев Посад, а Владимир был призван в ряды Красной Армии.
И вновь разлука, тревога друг за друга и редкие письма, которые доходили до адресатов чудом. Вот какие строки отправлял Владимир жене: «Милая моя Маруська пишу тебе, а что писать не знаю — потому ли что много, потому ли что сумбурно. Главное мне хочется узнать об тебе, как ты там? Очень хочется мне надеяться, что всё у тебя благополучно и ты набралась бодрости и не унываешь».
Возвращаясь домой с фронта, Владимир заболел сыпным тифом. С огромным трудом Марии удалось поставить на ноги мужа.
В 1921 году у супругов родился сын Иван, а через несколько лет на свет появилась дочь Мария. Воспитанием детей Фаворские занимались вместе. По характеру супруги были очень разными: Мария — эмоциональная и активная, Владимир — задумчивый и неторопливый. Но была у супругов общая цель — сделать ребятишек счастливыми. Когда сын и дочь стали проявлять интерес к работе родителей, Фаворские вместе стали учить их художественному мастерству.
Дружную семью Фаворских разделила война. Супругов отправили в эвакуацию в город Самарканд. Старший сын Никита ушёл добровольцем на фронт, и вскоре пропал без вести. Младший Иван погиб в 1945 году.
Мария переживала эту трагедию острее и эмоциональнее, чем муж. Владимир старался создать вокруг супруги атмосферу полного спокойствия и любви. Он кормил её, ухаживал, водил на прогулки, читал книги на ночь.
Мария и Владимир Фаворские прожили вместе более полувека. И до конца своих дней они сумели сохранить чуткость и нежность друг к другу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер