Писательница Татьяна Шипошина в интервью одному популярному интернет-изданию как-то призналась, что сюжеты многих своих произведений... увидела во сне. Подкрепленные богатым жизненным и профессиональным опытом автора, - Татьяна работает детским врачом, - а также ее несомненным литературным талантом, эти "приснившиеся" сюжеты стали вполне реальными, яркими и драматичными историями. По крайней мере, именно из таких состоит сборник повестей под названием "Звезды, души и облака".
Сборники я, честно говоря, читаю почти всегда хаотично, не подряд. Обычно отталкиваюсь от названия - начинаю с самого интригующего. Меня сразу привлек экспрессивностью необычный заголовок "Как мне хочется чистой воды!". Оказалось, экспрессия тут не только в названии. Вся повесть буквально пронизана остротой переживаний главной героини - юной студентки, москвички Шурочки. Правда, переживания эти далеко не из области характерных девичьих грез на тему "любит-не-любит". Хотя и "про любовь" в повести сказано немало.
Шурочка задает себе вопрос: а любила ли она? Например - свою мать, которая всю жизнь искала себе мужа? Перед глазами девушки с самого детства тянулась нескончаемая вереница кандидатов на эту "вакантную должность". А когда нашла, то в новой, замужней жизни для дочери места не нашлось. Ее "вежливо" выселили в пустующую квартиру нового отчима…
Автор приглашает к размышлению о том, что значит, - жить, оставаясь самим собой, что такое настоящая любовь и настоящая свобода. А чтобы проиллюстрировать все это – не чуждается порой резкой натуралистичности. Но эта натуралистичность не отталкивает, а наоборот, делает прозу Шипошиной честной, сильной и удерживает напряженное внимание читателя до самого конца.
Не уступает по эмоциональному накалу и другая повесть, - "Звезды, души и облака", - по которой и получила название книга Татьяны Шипошиной. На фоне упоительных крымских пейзажей молодые люди влюбляются, назначают свидания и под звуки гитары мечтают о будущем. Только вот передвигаются они на инвалидных колясках и больничных каталках, а действие происходит в санатории для подростков с тяжелыми заболеваниями костей и суставов. Автор использует в повествовании интересный прием: каждая новая глава, посвященная новому герою, начинается финальными словами предыдущей, как бы намекая на то, какими похожими друг на друга сделала болезнь жизни этих ребят.
Так что я убедилась в справедливости утверждения, что по-настоящему талантливое произведение можно начинать читать с любой страницы - на примере книги татьяны Шипошиной "Звезды, души и облака".
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху
29 апреля. О вере и молитве
В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
О вере и молитве, — священник Максим Пустовый.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.