После того, как в свет вышли две повести Далии Трускиновской, - «Сиамский Ангел» и «Ксения», - ее поклонники в один голос заговорили о переменах в творчестве писательницы, и не только в стилистике ее текстов, но и в их идейном наполнении. Как говорят современные литераторы - произошла «смена мэссиджа», то есть, послания, которое автор адресует своим читателям. Обе повести вышли под одной обложкой и совершенно очевидно соотносятся друг с другом.
Первая из них, «Сиамский ангел» - довольно необычная по форме и местами жесткая проза. Но далеко не каждому писателю удается столь эффектно, а главное, органично вписать в современные реалии не кого-нибудь, а самого святого Касьяна! Он становится как бы «вторым я» главного героя, офисного служащего Марека. Марек безнадежно влюблен в коллегу, а у нее своя жизнь - с элитными ночными клубами и опасными связями. К тому же его хороший знакомый, поэт по имени Федька, оказался втянут в аферу с наркотиками. Однако все, на что способен Марек – переживать и сочувствовать… наблюдая со стороны. Святой Касьян помогает молодому человеку преодолеть нерешительность и понять, что любить – значит, отдавать, а не получать.
Безгранично расширяет горизонты этой темы повесть «Ксения». Основана она на житии святой блаженной Ксении Петербургской. Далии Трускиновской удалось создать невероятный по накалу и глубине эмоциональный фон для реальных событий, при этом, не исказив ни одной детали, не упустив ни одной подробности. Уже самое начало, - когда Ксения после смерти мужа, ушедшего в мир иной без покаяния, не находит себе места, и вдруг смотрит в зеркало, и словно бы меняется, сама себе кажется другой, потом надевает одежду умершего супруга и выходит в слякотную осеннюю ночь, - ошеломляет какой-то невероятной реальностью происходящего. Писательница сумела мастерски создать эффект присутствия. И даже спор между ангелом-хранителем Ксении и ее мужа, которые никак не могли решить, кому из них теперь следует быть рядом с ней, выглядит так, словно автор слышал его собственными ушами. Да и всю атмосферу Петербурга восемнадцатого века она преподносит настолько доступно и современно, как будто буквально вчера сама там побывала.
А что касается «мэссиджа»… Я немного знакома с другими произведениями писательницы, и лично мне кажется, что он не поменялся, а просто-напросто... появился. Он ненавязчивый и добрый, он заставляет поверить, что «спасение утопающих – далеко не всегда дело рук самих утопающих», и в трудную минуту всегда найдется поддержка. Ей может стать даже книга – такая, как повести Далии Трускиновской «Сиамский ангел» и «Ксения».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.