Протоиерей Александр Торик – писатель известный. Его книги, как правило, занимают верхние строчки в читательских рейтингах и активно обсуждаются на литературных интернет-форумах. А одной из них даже посвящен целый сайт – Флавиан.(точка)ру.
Действительно, «Флавиан» - пожалуй, одна из самых популярных книг отца Александра. И поклонников у нее с каждым годом становится все больше. А это лишний раз подтверждает, что настоящая литература остается актуальной в любое время и в любых обстоятельствах. Тем более, когда речь в ней идет о духовном поиске и вечных истинах. Писать об этом у отца Александра получается и интересно, и современно.
Алексей, главный герой повести протоиерея Александра Торика «Флавиан» - типичный представитель нашего нынешнего «общества потребления». И стремился он поначалу к вещам абсолютно приземленным: был бы костюмчик подороже, да авто покруче. Так и жил бы Алексей дальше, замкнутый в мире своих эгоистичных потребностей, если бы не случайная встреча – с бывшим однокурсником Андреем, которого Алексей помнил амбициозным, перспективным молодым ученым-физиком. Но на этот раз он увидел перед собой… бородатого монаха в черной рясе, звали которого уже не Андреем, как когда-то, а – отцом Флавианом…
Эта встреча многое меняет в жизни Алексея. Точнее, – меняет саму его жизнь. Он сталкивается с миром, в котором происходят вещи, не поддающиеся логическому объяснению. Флавиан изгоняет беса из одержимой девушки, седенький старичок, утешающий Алексея на церковном дворе, оказывается самим преподобным Сергием Радонежским, а умершая жена героя возвращается к жизни прямо на глазах патологоанатома, уже занесшего над ней свой скальпель…
Даже самый яростный скептик не стал бы спорить, что такое возможно лишь по Божьей воле. И Алексей наконец-то чувствует Бога рядом с собой. Ощущение божественной наполненности жизни, открытие ее глубокого и истинного смысла, превращают вчерашнего сноба и гедониста в горячо и искренне верующего человека.
…Вообще, «Флавиан» - это трилогия. Вслед за первым томом вышли еще два – «Жизнь продолжается» и «Восхождение». В немалой степени появление продолжения связано огромным читательским интересом к повести. Кстати, изначальным стремлением автора как раз и было написать одновременно и духовно полезную, и интересную книгу. Можно с уверенностью сказать, что задумка удалась, ведь самые первые шаги на пути к вере многие читатели сделали именно с книгой «Флавиан» протоиерея Александра Торика в руках…
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковном богослужении немало повторяющихся песнопений и гимнов. Чтения из Священного Писания то же довольно часто повторяются. Может показаться, что в этих бесконечных повторах есть нечто навязчивое. Но можно размышлять о них и иначе: да, повторений много, однако исполняю ли я то, что слышу? А что, если эти повторы нужны для меня, для того, чтобы я наконец-то услышал и понял слова Церкви и слова Самого Бога?
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь предлагает обратить наше внимание на прекрасно знакомый всем православным христианам отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Невозможно не заметить, что только что прозвучавший отрывок ничего не говорит о Божией Матери. Он полностью посвящён Христу, и это неудивительно, ведь и жизнь чествуемой сегодня Пресвятой Девы тоже была безраздельно посвящена Христу, и, вспоминая Ее, мы не можем в своём воспоминании не делать акцент на Том, Кого Она любила — на Её Сыне.
Однако, есть одна проблема. Церковь решила, что, говоря о Божией Матери, разумнее всего будет говорить не просто о Её Сыне, а о Его смирении. Для нас это странно: во-первых, праздник — это, как будто бы, не самое лучшее время, чтобы размышлять о смирении, а во-вторых, разве мы не можем сказать о Воплощённом Боге нечто иное? Разве мало у нас дней, в которые мы вспоминаем Крест Христов и неразрывно связанное с ним смирение Сына Божия?
На второй из этих двух вопросов ответ прост: нет, не достаточно, ведь если бы было достаточно, то мы — чада Церкви — уже давно бы обрели «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и не стали бы ни завидовать друг другу, ни биться за обладание благами тленного мира, мы не боялись бы нищеты, мы не обижались бы на оскорбления и не стремились мстить, мы во многом были бы подобны Пресвятой Деве. Увы, но мы не таковы, а потому нам требуется напоминать вновь и вновь.
Почему же сделан акцент на смирении Христа?
Его смирение — это, пожалуй, самое непостижимое чудо из всех возможных чудес. Мы по себе знаем, как бывает сложно попросить прощения даже в том случае, если наша вина известна и нам, и всем окружающим. Почти невозможно попросить прощения, если мы объективно не виноваты. Беспредельно сложно ставить себя на последнее место. Почти невозможно не думать о самом себе. Церковь вновь и вновь напоминает: путь возвеличивания самого себя — это тупиковый путь. Христос победил ад, пройдя по противоположному пути — Он смирил Себя не только став человеком, Его смирение простёрлось дальше: будучи человеком, Он предал Себя в руки других людей, Он отказался от сопротивления ради того, чтобы «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени». Христос, смирившись, обрёл то величие, которое дают не люди, а Сам Бог. Божия Матерь сумела уподобиться в этом Своему Сыну, и Она обрела истинное величие. Церковь призывает нас последовать этому примеру, и получить вместо тленной славы нетленную радость Христова Царства. Пусть же Божия Матерь поможет всем нам на этом пути!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер