Священник Андрей Ткачёв однажды, сам, вероятно, того не подозревая, максимально четко охарактеризовал свое не только пастырское, но и писательское кредо. Он сказал: «Талант дается человеку не для того, чтобы красиво поведать миру, как мне плохо, а для того, чтобы сказать читателю, которому так же плохо, куда идти, чтобы стало лучше».
С удивительным даром отца Андрея «глаголом жечь сердца людей» сегодня знакомы не только воцерковленные люди, но и все, кто на досуге не прочь провести время с умной и талантливо написанной книгой.
У отца Андрея таких книг уже тринадцать. Среди них – замечательный сборник авторских размышлений и рассказов о святых под названием «Письмо к Богу».
Книга прежде всего - попытка привлечь внимание человека, замкнувшегося в извечном круговороте «работа-дом-магазин», к куда более высоким материям…
Однако высоким – не значит, недоступным. Напротив, все то, о чем пишет в своем «Письме к Богу» протоиерей Андрей Ткачев, всем нам близко, понятно и старо как мир. Уважение, взаимопомощь, семейные ценности, любовь, наконец. Другое дело, что хорошенько подумать об их истинном смысле нам приходится нечасто. Быт, как говорится, заедает…
И в этом мы, кстати, очень похожи на одного из героев книги, - Петровича из рассказа «Страна чудес». Сильный и крепкий таксист услышал однажды слова, после которых жить, как прежде уже не смог. Их произнес священник на проповеди после церковной службы, на которую Петрович и явился-то чуть ли не в первый раз в жизни, да и то по случаю юбилея…
О любви к ближнему, творящей чудеса, читаем мы в рассказе «Эдит», а в эссе под названием «Не суди» получаем несколько потрясающих уроков такого искусства.
В очередной раз подчеркивает автор и истинность библейской мудрости, предупреждающей нас о том, что «всему свое время» - в рассказе «Дамская история», обращенном, кстати, не только к дамам.
А завершают книгу увлекательные и очень современно написанные рассказы о великих святых, прославленных Русской Православной Церковью: Николае Чудотворце, Серафиме Саровском, Сергии Радонежском...
Название у книги, несомненно, «говорящее». Потому что каждая наша мысль, оторванная от земной суеты и обращенная в Небо, каждое доброе слово и дело – это весточка, посылаемая нами Богу. Весточка о том, что мы Его не забыли. Ну а если вдру[К] начнём забывать, погружаясь в житейскую трясину, есть хорошее напоминание – книга протоиерея Андрея Ткачева «Письмо к Богу».
16 декабря. О творчестве Джейн Остин
Сегодня 16 декабря. В этот день в 1775 году родилась английская писательница Джейн Остин.
О её творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!











