Самодельная тряпичная кукла по имени Лялька, умеющая говорить; три старых портновских манекена с человечекими именами: Люся, Дуся и Нюся... Все это совсем не сказочная фантастика в духе Гарри Поттера, а повседневный мир, который окружает тринадцатилетнего Пашу и семилетнюю Гуль, - героев повести Дины Сабитовой "Где нет зимы". И если прежде в своих книгах писательница ориентировалась, как правило, на детскую аудиторию, то на сей раз ее произведение адресовано, скорее, взрослым читателям.
Паша и Гуль когда-то жили с мамой, - художницей, ведущей вольный образ жизни и часто куда-то исчезающую из дома. А еще у них была бабушка Шура - личность неординарная: она была портнихой на дому, курила папиросы с мундштуком и пела старинные романсы. Это она сшила для Гуль куклу Ляльку. Гуль беседовала с любимой игрушкой и утверждала, что та всегда ей отвечает, просто кроме нее этого никто не слышит. Кстати, читатели оказались в числе способных "слышать" Ляльку. Многие главы в книге написаны именно от ее лица.
Вскоре после того, как бабушка Шура умерла, мама отправилась в очередной богемный вояж и не возвращалась так долго, что у детей закончились оставленные на продукты деньги. А когда с момента ухода матери прошел месяц, их забрали в детский Центр временного пребывания. Очень скоро выяснилось, что их мамы, увы, нет в живых...
Таким, казалось бы, предсказуемым поворотом сюжета Дине Сабитовой в повести "Где нет зимы" удалось, тем не менее, выдвинуть на первый план повествования сразу несколько очень важных тем. Здесь и детское одиночество, - когда не с кем, коме куклы поделиться своими переживаниями. И вынужденное раннее взросление - Пашу в его тринадцать даже взрослые зовут "маленьким старичком". И, наконец - проблема человеческой совести и выбора, способность людей сострадать не на словах, а на деле. В книге есть над чем задуматься, над чем украдкой всплакнуть и чему искренне порадоваться.
Повесть искренняя и очень необычная. В ней даже старый, деревянный дом, где живут дети, воспринимается как полноценный персонаж. Хотя, в отличие от Ляльки, он и не умеет говорить, зато он таинственно скрипит вехими половицами и уютно потрескивает дровами в печке и помнит слова из старого аргентинского танго, которое пела когда-то бабушка Шура. Их смыл поймут те, кто дочитает книгу до конца. Как и то, почему фразой именно из него, назвала свою повесть "Где нет зимы" Дина Сабитова.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия