Какие литературные ассоциации вызовет у большинства читателей фамилия Гофман? Скорее всего, первым на ум придет автор "Щелкунчика"... Теодор Гофман, конечно, велик, и с этим никто не спорит. Однако автор небольшого сборника рассказов "Персиковый сад", писатель протоиерей Владимир Гофман даже не пытается повторить славу своего заморского тезки. Его творчеству чужд нарочитый гротеск и готическая мрачность однофамильца. Его произведения - совсем иного рода.
Отец Владимир Гофман - не только писатель, но еще и поэт. И про рассказы свои говорит, что пишутся они на одном дыхании, как стихи. А главное - сюжеты для них преподносит сама жизнь.
Отец Владимир не утверждает, что списывает их "с натуры" от начала и до конца. Часто бывает, что в одном персонаже соединяются черты и судьбы многих людей. Как, например, в героине рассказа "Через крест к свету", больной женщине, пригласившей домой священника, чтобы исповедоваться и причаститься. Здесь сплелись две разные истории: лютеранки, на пороге смерти присоединившейся к православной Церкви, и женщины... убившей свою собственную дочь, чтобы не видеть, как та медленно угасает от голода в блокадном Ленинграде... Потрясающе сильный, буквально ошеломляющий, и, конечно, совсем не легкий текст. Парадоксально, но именно рассказом "Через крест к свету" открывается цикл шуточных, остроумных и забавных рассказов из жизни неких священника Дионисия и иеромонаха Иннокентия...
Иеромонах Иннокентий был большим любителем поиграть в компьютерные игры. Из приходского издательского отдела, где находится компьютер, его медом не выманить. На грозные призывы к порядку от настоятеля храма иеромонах реагировал слабо. А когда тот в очередной раз "застукал" черноризца за игрой и громогласно вопросил его о том, что он делает за компьютером, иеромонах Иннокентий смиренно ответил, что "гоняет бесов"...
Ближе к финалу книги - еще одна трогательная, пронзительная до комка в горле, история, давшая название сборнику, - "Персиковый сад" - о том, как часто мы пренебрегаем близкими, думая, что они будут рядом с нами вечно и как раскаиваемся потом, что так мало были рядом с ними.
Закрыв последнюю страницу сборника, трудно отделаться от ощущения, что все, о чем только что довелось прочитать, и не ново, и вполне понятно, и совершенно очевидно. Только вот в обыденности это понимание уходит порой так глубоко, что и не докопаться. Протоиерей Владимир Гофман искусно вытащил на поверхность все то, о чем забывать не стоит даже в житейской суете. И вырастил на этой благодатной почве свой "Персиковый сад".
5 июля. О Христе как Спасителе

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных».
О Христе как Спасителе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В обычной жизни люди могут помогать друг другу: например, кто-то несет тяжёлый груз, другой готов оказать ему поддержку. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Господь, видя неспособность справиться с грехами и их последствиями, помогает нам, берёт этот греховный груз на себя.
Так об этом сказал пророк Исаия: «Он взял на себя наши немощи и понёс наши болезни. Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на нём, и ранами его мы исцелились». Хочу заметить два момента.
Во-первых, Господь помогает нам освободиться от греха не без нашего участия. Он не просто изглаживает наши грехи, мол, захотел и сделал, а только при осознании нами сделанного поступка и деятельном покаянии. Во-вторых, мы должны понять, какая высокая цена заплачена за освобождение нас от грехов. Давайте постигнем эти слова пророка: «Ранами его мы исцелились». То есть, чтобы нам быть свободными от рабства греха и духовно здоровыми, Богочеловеку пришлось отдать свою жизнь за нас.
Такая высокая цена заплачена за наше бессмертие. Осознаем бесконечную любовь Бога и ответим на неё чистотой помыслов и дел.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О святости и отречении от греха

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
О святости и отречении от греха — архимандрит Силуан (Пасенко).
«Вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же— для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». В этих словах запечатлена принципиальная невозможность, точнее, неприемлемость грешить —настолько, насколько это невозможно для мертвеца.
Святой богослов V века Феодорит, епископ Кирскийтак замечал: разве кто-то видел, чтобы покойник осквернил чужое ложе или обагрил руки кровью? Так же и христианин: его словно больше нет для зла. Он не позволяет себе быть орудием дьявола ни в делах, ни в поступках.
Это состояние называется святостью. Оно является буквальным исполнением заповеди подавления Богу:«Будьте святы, как Я». Без этого условия самоотречения, отчуждения от греха, невозможно вступить в вечность, потому что там нет места для порока.
Поэтому так категоричен образ святости: словно тебя больше нет для этого мира или зла. Эти слова читаются в самом начале церковного пути христианина — при крещении, как главное наставление на его грядущую жизнь в Святой Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 июля. О подвиге Евсевия Самосатского

Сегодня 5 июля. День памяти Священномученика Евсевия Самосатского, жившего в четвёртом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Евсевий Самосатский — героический святой IV века, епископ и борец с арианской ересью в эпоху, когда после Никейского собора власть в Римской империи перешла к сыновьям Константина Великого, которые открыто боролись с православием и поддерживали арианство. Время подвига Евсевия — 60-е и 70-е годы IV века.
Евсевий отказался передать царю Констанциютекст с постановлениями Антиохийского собора, где говорилось об избрании другого великого отца церкви, святого Мелетия, на эту апостольскую кафедру. Документ нужен был еретикам, чтобы отменить избрание.
Он был другом и собеседником Григория Богослова и Василия Великого. С последним вёл переписку, поддерживал его избрание на Кесарийскую Каппадокийскую кафедру.
Под видом воинского чиновника святой Евсевийобошёл Сирию, Финикию и Палестину, где рукополагал православных в священный сан.
С воцарением благочестивого императора Феодосия Великого Евсевий вернулся в свою епархию в сирийский город Самосаты. Именно тогда в соседнем селении одна из фанатичных женщин, сторонниц арианской ереси, бросила с городской стены кусок черепицы ему на голову. От тяжелейшего ранения святой скончался.
Жизнь его — удивительный пример библейского бесстрашия. Его кончина — свидетельство того, что мученичество — это дар Божий и может ждать христианина в любые, даже кажущиеся безопасными, времена.
Все выпуски программы Актуальная тема