Евангелие призывает нас покаяться, уверовать, глубоко переменить свою жизнь перед лицом того истинного света, который есть Христос. Некоторые отвечают на этот призыв однозначным «да». Некоторые — однозначным «нет».
Но многие не дают ни того, ни другого ответа. Они предпочитают отложить вопрос о Боге на потом, не отрицать Его — это как-то пугает — но и не принимать, просто жить своей жизнью. Возможен ли такой вариант? На какое-то время — да. Но время уходит, и уходит незаметно. «Дни лукавы», как говорит Апостол. Даже во вполне житейских делах можно отлагать учебу, или получение профессии, или вступление в брак — а потом однажды обнаружить, что время ушло.
Дверь может закрыться, поезд уйти, девушка, которой человек так и не решился сделать предложение, выйти за другого. Так бывает в жизни — еще какое-то время назад я мог бы принять решение, которое бы все изменило, а теперь уже поздно.
Сейчас еще не поздно обратиться, уверовать, войти в дверь спасения — но наступит момент, когда такая возможность останется в прошлом. Как говорит Христос в Евангелии, «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук.13:24)
Мы не знаем, когда он наступит, этот момент — кто-то узнает свой диагноз заранее, и у него есть время подготовиться, кто-то бывает выхвачен из этой жизни внезапно — как богач из евангельской притчи. Впрочем, мы все знаем диагноз заранее — мы все окажемся перед лицом смерти и суда.
Поэтому нам стоит задуматься прямо сейчас, в эту минуту. Время работает против нас, и мы не знаем, сколько его осталось.
Правда, этому мешает одна поистине нелепая идея — будто обратившись к Богу мы чего-то лишимся, что-то потеряем, сделаем нашу жизнь скучной, бедной, несчастной... Возможно, так человеку страдающему алкоголизмом несчастной кажется жизнь без выпивки — но здоровому человеку ясно, что настоящая, полноценная жизнь начнется не раньше, чем он бросит пить. Грех так исказил наше восприятие, что мы цепляемся за то, что делает нас несчастными, и в страхе закрываемся от счастья.
Величайшая любовь в мироздании терпеливо ждет у нашего порога, чтобы дать нам жизнь вечную и блаженную, на небесах, и уже здесь, на земле, жизнь полную радости, достоинства и смысла. И мы испуганно говорим «как-нибудь потом».
Но пока мы говорим «потом», мы говорим «нет» — мы отказываемся войти в дверь, сесть на поезд, ответить на предложение. И сейчас, прямо в этот момент, у нас еще есть возможность сказать «да» — и дать Богу возможность ввести нас в рай.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.