В России мы уже привыкли к тому, что православный священник занимается исключительно своими прямыми обязанностями — совершает богослужение и заботится о приходе. Бывает, конечно, и такое, что некоторые священники совмещают свою деятельности еще с какой-нибудь. Например, работают преподавателями в семинарии или являются сотрудниками каких-то церковных отделов и организаций.
Так дела обстоят не только в России, но и в Греции и других странах с устоявшейся православной культурой. Иная ситуация имеется, когда православный священник осуществляет свое служение в странах с неправославной культурой. Такое бывает, когда священник направляется в какую-то страну, где проживают его православные соотечественники и начинает там служить. В абсолютном большинстве случаев священник, служащий за границей, не имеет возможности жить на пожертвования прихода. Людей мало, подчас они совсем не богаты. Поэтому священнику приходится совмещать свое служение с каким-то иным видом деятельности.
Хорошо это получается у тех священников, которые получили светскую профессию до того, как начали служить в Церкви. Например, у меня есть знакомый православный священник, который служит и живет в Германии и параллельно со священством является врачом-терапевтом.
Довольно сложно найти работу тем священникам, которые иного, кроме как богословского, образования не имеют. И тут поле деятельности для таких священников оказывается, с одной стороны, большим, а с другой — довольно маленьким. Дело в том, что существуют в Церкви определенные правила относительно дополнительной деятельности для священника. Они гласят, что священник может подрабатывать, так сказать, «питаясь от рук своих». То есть священник не имеет права заниматься перепродажей, то есть бизнесом, но может производить какой-то продукт и его продавать или трудиться на какой-то работать за денежное вознаграждение. Например, как поступал святой Сергий Радонежский, трудясь в качестве плотника.
Ваш покорный слуга вот трудится на радио. И я здесь не одинок — в редакции радио «Вера» трудятся еще священники. Слава Богу, за наш труд мы имеем возможность получать некоторое вознаграждение.
У меня на памяти есть несколько интересных примеров того, как священники за границей устраивались на светскую работу для финансового поддержания себя и своих семей. Один православный священник в США стал пожарным. Другой мой знакомый, румынский священник, некоторое время работал во Франции полицейским. Но, конечно, не в криминальном отделе, а в дорожной инспекции. Он состоял там на должности регулировщика движения. Иную должность полиции он занимать не мог, так как священнику носить оружие запрещено.
Но самый интересный случай трудоустройства произошел с православным священником в Голландии. Он жил в портовом городке, где у него в собственности имелся двухэтажный дом. Так вот. На первом этаже этого дома он устроил кафе, где сам работал официантом и барменом. На втором этаже дома была его квартирка и храм, где он служил. Работая официантом в портовом городе, он делал важное дело — уговаривал моряков не пропивать деньги, сберечь их для семьи. Вот так он боролся с пороками и в качестве священника, и в качестве официанта.
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия