Велосипедистов байкерами не назовешь? Ну, отчего же: ведь и у них два колеса! Разве только потише они ведут себя...
Однажды ближе к полуночи сторож услышал за воротами говор народа и стук колес, но каких-то легких. Не отпирая часовни, он вышел к воротам со стороны двора — посмотреть, что там за гости ночные?
Ба! Да там с десяток человек, а то и больше, стоят, вжавшись лицами кованую решетку ворот. И все с велосипедами. Сторож смотрит на велосипедистов, велосипедисты на сторожа. Все молчат. Наконец, сторож не выдерживает паузы и обращается к нежданным гостям:
— Добрый вечер! Вы что хотите узнать?
— Мы, вот, решили заехать монастырь посмотреть! — отвечает, вероятно, их главный.
— Что же ночью-то? Днем приехали бы! — удивляется сторож.
— Днем большое движение по городу. Мы всегда по ночам ездим на велосипедах.
— Ладно! — неожиданно для самого себя говорит сторож. — Оставьте велосипеды в воротах, не беспокойтесь, их никто не возьмет, и заходите через часовню. Я вам расскажу о монастыре.
О! Как они обрадовались! Гурьбой вошли в часовню и, увидев иконы и лампады, сразу как-то притихли. Некоторые и перекрестились. Во дворе все встали полукругом и приготовились слушать рассказ сторожа. И он поведал гостям всю историю монастыря. А в конце вдруг и говорит:
— Ну, раз уж вы приехали, давайте я вам позвоню в колокола. Сейчас время пасхальное, можно звонить, но только недолго и тихонько. Нет, никого не разбудим! У нас на Подворье никто не живет, это пока не монастырь, да и места вокруг безлюдные.
— А разве можно «тихонько» звонить? — недоумевают гости.
— Можно. Если звонарь опытный! — отзывается сторож.
— А вы и звонарь?
— Конечно! — улыбается сторож и идет к колокольне. Тишина. Все ждут. И вдруг летним дождем пролился на гостей пасхальный звон — в самом деле, не очень громкий, но очень радостный. Когда сторож-звонарь спустился, велосипедисты благодарили его, восхищались, ахали... А он счастливо улыбался: ведь звон и ему подарил радость, и приглашал гостей придти днем, чтобы и храм посмотреть.
Они вышли, как и вошли — через часовню. От движения людей лампадки моргнули своими огоньками. В воротах прошуршали шины велосипедов, и всё стихло, будто и не было нежданного визита.
«Уж не приснилось ли?» — вспоминал сторож утром. Но следы велосипедных шин в воротах подтвердили: было!
«Ну, что ж, счастливого вам пути, байкеры!» — улыбнулся сторож и пошел открывать храм к Литургии.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.