«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите», — сказал Иисус Христос апостолам. В Евангелии учение Христа наиболее подробно изложено в Нагорной проповеди, которая содержится в Евангелии от Матфея. Нагорной эту проповедь называют потому, что Христос произносил её, взойдя на гору.
Как правило, даже люди, никогда не бравшие в руки Евангелие, слышали о Нагорной проповеди и знают отдельные ее отрывки. Цитаты из нее прочно вошли в нашу речь. «Соль земли», «метать бисер перед свиньями», «бревно в глазу» — все эти выражения взяты оттуда. Некоторые тексты Нагорной проповеди стали христианскими молитвами. Самая известная — «Отче наш», которую христиане читают по нескольку раз в день. За главным богослужением — литургией — почти всегда поются заповеди блаженств, с которых эта проповедь начинается. Известно золотое правило: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Одной этой чеканной формулы Нагорной проповеди достаточно, чтобы нравственно построить свою жизнь.
Порой учение Христа воспринимается как некий христианский закон, со своим набором предписаний и запретов, подобно закону Моисееву. Казалось бы, Сам Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить». Однако исполнить здесь значит не просто выполнить, но и дополнить, восполнить. Ветхозаветные заповеди не отменяются, а дополняются новыми христианскими требованиями. Например, Ветхий Завет Ветхий Завет призывает любить ближних, Христос же учит любить ещё и врагов.
Нагорная проповедь призывает нас не исполнять предписания, а расти духовно, подражая своему Небесному Отцу. Она учит нас глядеть на себя и вокруг себя новым, чистым взглядом. Главный вопрос духовной жизни, который должен решить христианин, читающий Нагорную проповедь, — это не «что я еще должен сделать?» или «какие заповеди исполнить?». Главное — это «кем мне надо стать?». Мы должны стать тем, кем хочет видеть нас Бог. Искренность и любовь — вот, чего ждёт от Своих учеников Господь в Нагорной проповеди.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
25 апреля. О подвиге Исаака Сирина, Италийского

Сегодня 25 апреля. День памяти Преподобного Исаака Сирина, Италийского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Исаак действительно происходил из Сирии, но его следует отличать от другого Исаака Сирина, великого духовного писателя, которого цитировал Достоевский в словах о милосердном сердце в романе «Братья Карамазовы». Исаак Сирийский появился в Италии, по-видимому спасаясь от гонения императора Анастасия, который поддерживал монофизитов и преследовал православных. Исаак жил отшельником. Однажды он пришел для молитвы в кафедральный собор города Сполето и, по образу трехдневного покоя Господа во гробе, пребывал в созерцательной молитве три дня и три ночи. Это был один из характерных видов молитвенного подвига сирийских подвижников. Лежачая молитва в форме креста во образ покоя мертвеца до сих пор сохраняется в православном монашеском постриге. Возмущенный алтарник хотел было изгнать Исаака из храма, но гнев свыше поразил его беснованием. Прислужник был исцелен лишь по милосердию святого. С этого момента вокруг святого стали собираться ученики. Так возникла подлинная лавра. Огромный монастырь тип монашества доселе неизвестный на православном христианском западе. Руины монашеских строений видны в окрестностях горы Монте-Лука в Италии. Пример святого Исаака учит нас не тревожить наших ближних в храме, не мешать их молитве и не поучать понапрасну. Следует избегать осуждения древних практик и правил, что практикуют благочестивые христиане и о которых мы просто не знаем. В чужой монастырь не ходят со своим уставом, и наоборот в своем храме или монастыре нельзя обижать тех, кто будучи гостем молится иначе. Любую человеческую ошибку и немощь Господь может обратить к своей славе.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О пророчестве Христа о Себе

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
О тайне домостроительства Церкви — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь Христос пророчествует о теле Церкви, которое Он созиждет Своим распятием и воскресением, и говорит о том, что ветхозаветная Церковь потеряет свое значение и фактически ее разрушение уже приведет к тому, что будет основана новозаветная Церковь, где это тело Церкви, уже есть тело Христово, в котором мы соединяемся со Христом и в Нём друг с другом. Здесь идет речь о тайне домостроительства Божественного, когда созидается Церковь как тот спасительный ковчег, в котором, собственно, и происходит спасение человека, человеческой души. Уже не только, как в последствии и первомученик Стефан говорил, что Господь в нерукотворенных храмах живет, и прежде всего, Господь, конечно, обитает во святых своих, и тело Церкви — это прежде всего, конечно, собрание верующих, где Он объединяет нас как Глава Церкви в этом теле, теле Церкви Своем. И именно об этом основании Церкви, именно уже Нового Завета, говорит Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 апреля. О благодарении и хвале Богу

В 3-й главе Книги Деяний святых Апостолов есть рассказ об исцелении хромого от рождения: «Вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога».
О радости исцеления и благодарности Богу — священник Николай Дубинин.
Радостный ребенок, объятый счастьем, прыгает, скачет. И вот в Евангелии в Новом Завете мы встречаем такие удивительные места, где, получив исцеление, собственно, мы видим такое поведение у взрослых людей. Вот как сегодня мы слышим, хромой вскочил и буквально в припляску бегал и показывал своим всем видом, своим здоровьем, своими возможностями, а что с ним сотворил Господь. Это воистину исполнение слов пророка Исаии, что «вскочит храмы яка Елень». То есть благодать Божья, сила Божья может такое творить. И вот это состояние детской радости, безусловно, радости хотя бы однажды в жизни должно быть достоянием каждого верующего человека. В этот момент мы подлинное присутствие Божье ощущаем и закрываем глаза уже на все. На то, что о нас подумают, что скажут. Самое главное — ощутить это присутствие Бога в своей жизни и научиться благодарить Бога. То есть не просто этот человек вскочил и побежал, а он стопы свои исцеленные направил к Богу. Получив какой-то дар в своей жизни, получив просимое, мы должны направить свои стопы с радостью и благодарением к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема