Третьего октября 1908 года в семье священника Сергия Самуилова родился мальчик. Мать Евгения Викторовна беременность перенесла тяжело, и ребенок, по выражению акушерки, был «больно плохоньким», он мог не дожить даже до следующего утра. Отец Сергий решил тут же покрестить сына и дал ему имя Константин. Благодать таинства и заботы родителей помогли мальчику выжить. В будущем он стал верным спутником и единомышленником отца.
Сергея Самуилова в 1905 году рукоположили в священники храма Архангела Михаила в селе Старая Лука Саратовской губернии. Отец Сергий был неординарным и разносторонним человеком: он боролся с сектантами, много писал для местной газеты «Епархиальные ведомости», в свободное время занимался музыкой и писал картины. Свои знания и умения священник хотел передать детям — Софии, Константину, Наталии, Марии и Михаилу. Он учил их читать и молиться, а по вечерам рассказывал длинные и смешные сказки собственного сочинения. Сыновья отца Сергия с детства прислуживали отцу в алтаре.
Во время Гражданской войны скончалась супруга священника Евгения Викторовна. Забота о детях теперь целиком легла на отца Сергия. В 1923 году Константин и Михаил закончили начальную школу. У священника не было возможности отправить сыновей в другой город для продолжения учебы. И тогда он сам взял на себя роль учителя. Отец Сергий преподавал мальчикам богословие и математику, а старшая сестра Соня, к тому времени окончившая семилетку, — историю, географию и естествознание. Прихожане часто заставали пастыря с учебником алгебры в руках, с испачканными мелом рукавами. Вместо доски использовалась печь-голландка, выкрашенная чёрным лаком. По вечерам, в присутствии всей семьи, священник читал Священное Писание, а затем толковал его.
Костя начал интересоваться церковной историей, его любимым чтением стали труды святых отцов и философские статьи в журналах. Вместе с сестрой Соней он помогал отцу готовиться к диспутам с атеистами, которые проводились в местном клубе. А в 1928 году по благословению отца Сергия Константин сам блестяще выступил во время диспута на тему «Был ли Христос?» Ему полностью принадлежали план, подбор и разработка материала. Отец Сергий только прослушивал сына, иногда указывая: «Вот тут, Костя, лучше сказать попроще, а в этом месте можно сократить».
В это время священник уже был настоятелем Воскресенского кафедрального собора в городе Пугачёв Саратовской области. Константин помогал отцу в храме, не пропуская ни одной службы и ни одной спевки хора. Он пел и читал на клиросе, освоил устав и порядок службы. В 1929 году юноша стал иподиаконом и секретарём епископа Пугачёвского Павла Флери́нского, и готовился принятию сана.
Священником Константин стал очень скоро, но в результате печального события — ареста отца. В первый раз отца Сергия забрали только на два месяца — всё это время дети носили ему передачи. После выхода из тюрьмы священник мог уйти за штат и уехать в другую область, чтобы избежать ареста. Но на семейном совете он сказал: «Апостолы за штат не уходили и с места проповеди не уезжали». 18 ноября 1930 года отца Сергия арестовали вторично и приговорили к трём годам ссылки. Священник скончался на пересыльном пункте в Челябинске.
Последняя записка, которую Константин передал отцу Сергию в тюрьму, содержала вопрос: принимать или не принимать священство? В ответной записке стояло только одно слово — отеческое «Благословляю!».
7 апреля. Об отношении мудрого к обличению

В 9-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя».
Об отношении мудрого к обличению — протоиерей Максим Горожанкин.
Какую сложную тему поднимает премудрый Соломон? Обличай мудрого, и он возлюбит тебя. Если мы посмотрим на себя, на каждого из нас, то увидим, что очень непросто бывает услышать слова обличения даже от самого родного или близкого человека. Когда тебя обличают, как бы естественной реакцией видится протест, если даже не гнев. А вот премудрый Соломон говорит о том, что свойством мудрого человека является здравая реакция на обличение. То есть, именно мудрый человек понимает, что ему есть куда расти. И обличение воспринимает как точку роста, а не как то, что будет препятствовать этому самому росту.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 апреля. О любви Патриарха Московского и всея Руси Тихона к Богородице

Сегодня 7 апреля. Преставление Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина).
О любви святителя к Богородице — игумен Лука (Степанов).
С детства, являясь благоговейнейшим христианином, будущий Патриарх чтил особо Богородицу. Его душа, светлая, чистая, была особенно близка к ней. И получилось так, что некоторые особенно знаменательные ее праздники стали особыми вехами и в его жизни, в жизни всей нашей Церкви. Он особо почитал праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И именно в этот день, по новому стилю 4 декабря, 1917 года состоялась интронизация новоизбранного святейшего Патриарха Тихона. Этот день оставался уже навсегда им почитаемым, особо чтимым и в связи уже с этой интронизацией. И сохранилось для истории немало слов его обращений как раз в этот праздник, когда к нему было особое внимание уже в последующие годы приковано и от поздравителей с днем интронизации. Ну а для всей Церкви это величественное событие возрождения патриаршества. Кроме того, на Благовещение Пресвятой Богородицы Господь его святую душу призвал в небесные обители, так что его упование на попечение Богородицы оказалось здесь оправданным в такой светлый Богородичный праздник. Душа его чистая и уже истрадавшаяся, и много потерпевшая за Господа и за Церковь, была взята в небесные обители.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 апреля. О духовном смысле праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

Сегодня 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Василий Гелеван.
Дева Мария избранница от всего человеческого рода, чтобы стать Матерью Божьей, чтобы родить Бога, стать Богородицей, заслужила такую честь своим великим смирением. Священный сюжет — это не только история, это еще и нравственный урок для нас. Нас вдохновляет ее, Богородичная, готовность принять волю Божью, ее человеческая скромность и даже ее трудолюбие. Она стремилась избегать праздности и каждую минуту занимала свои руки трудом. Предание гласит, что в момент Благовещения Дева Мария занималась пряжей. На иконе так и изображают ее с клубком ниток в руках. Есть и вторая версия, что в этот момент Дева Мария набирала воду из колодца. Как там было точно, мы не можем сказать. Одно ясно — Мария Дева избегала праздности. Люди ждали этого дня с момента, как начали делать свои первые шаги на земле. Благая весть — это начало Евангелия, исполнение обещания о том, что семя жены сотрет змея.
Все выпуски программы Актуальная тема