Третьего октября 1908 года в семье священника Сергия Самуилова родился мальчик. Мать Евгения Викторовна беременность перенесла тяжело, и ребенок, по выражению акушерки, был «больно плохоньким», он мог не дожить даже до следующего утра. Отец Сергий решил тут же покрестить сына и дал ему имя Константин. Благодать таинства и заботы родителей помогли мальчику выжить. В будущем он стал верным спутником и единомышленником отца.
Сергея Самуилова в 1905 году рукоположили в священники храма Архангела Михаила в селе Старая Лука Саратовской губернии. Отец Сергий был неординарным и разносторонним человеком: он боролся с сектантами, много писал для местной газеты «Епархиальные ведомости», в свободное время занимался музыкой и писал картины. Свои знания и умения священник хотел передать детям — Софии, Константину, Наталии, Марии и Михаилу. Он учил их читать и молиться, а по вечерам рассказывал длинные и смешные сказки собственного сочинения. Сыновья отца Сергия с детства прислуживали отцу в алтаре.
Во время Гражданской войны скончалась супруга священника Евгения Викторовна. Забота о детях теперь целиком легла на отца Сергия. В 1923 году Константин и Михаил закончили начальную школу. У священника не было возможности отправить сыновей в другой город для продолжения учебы. И тогда он сам взял на себя роль учителя. Отец Сергий преподавал мальчикам богословие и математику, а старшая сестра Соня, к тому времени окончившая семилетку, — историю, географию и естествознание. Прихожане часто заставали пастыря с учебником алгебры в руках, с испачканными мелом рукавами. Вместо доски использовалась печь-голландка, выкрашенная чёрным лаком. По вечерам, в присутствии всей семьи, священник читал Священное Писание, а затем толковал его.
Костя начал интересоваться церковной историей, его любимым чтением стали труды святых отцов и философские статьи в журналах. Вместе с сестрой Соней он помогал отцу готовиться к диспутам с атеистами, которые проводились в местном клубе. А в 1928 году по благословению отца Сергия Константин сам блестяще выступил во время диспута на тему «Был ли Христос?» Ему полностью принадлежали план, подбор и разработка материала. Отец Сергий только прослушивал сына, иногда указывая: «Вот тут, Костя, лучше сказать попроще, а в этом месте можно сократить».
В это время священник уже был настоятелем Воскресенского кафедрального собора в городе Пугачёв Саратовской области. Константин помогал отцу в храме, не пропуская ни одной службы и ни одной спевки хора. Он пел и читал на клиросе, освоил устав и порядок службы. В 1929 году юноша стал иподиаконом и секретарём епископа Пугачёвского Павла Флери́нского, и готовился принятию сана.
Священником Константин стал очень скоро, но в результате печального события — ареста отца. В первый раз отца Сергия забрали только на два месяца — всё это время дети носили ему передачи. После выхода из тюрьмы священник мог уйти за штат и уехать в другую область, чтобы избежать ареста. Но на семейном совете он сказал: «Апостолы за штат не уходили и с места проповеди не уезжали». 18 ноября 1930 года отца Сергия арестовали вторично и приговорили к трём годам ссылки. Священник скончался на пересыльном пункте в Челябинске.
Последняя записка, которую Константин передал отцу Сергию в тюрьму, содержала вопрос: принимать или не принимать священство? В ответной записке стояло только одно слово — отеческое «Благословляю!».
«Святые новомученицы». Священник Анатолий Правдолюбов
У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о женщинах, отстаивавших православную веру в годы советских гонений, в частности о святых новомученицах Дивеевских.
Разговор начинается с тех самых «белых платочков», о которых патриарх Алексий I сказал, что они спасли Русскую Церковь, и переходит к женскому подвигу веры в XX веке: к тому периоду церковной истории, о котором нельзя забывать, и к людям, молитвами которых мы до сих пор укрепляемся.
Гость вспоминает имена святых подвижниц прошлого века: преподобномученицу игумению Серафиму, расстрелянную в 1918 году, мученицу Александру Устюхину, старосту храма в селе Гусь-Железный, исповедницу Ираиду Тихову и преподобную исповедницу Матрону Власову, прошедшую через многолетние лагеря. Разговор — о том, как верующие женщины принимали тюрьму и лагерный труд как крест из рук Божиих и почему их подвиг опровергает представление о верующих как о «слабых людях, ищущих подпорку».
Продолжая тему новомучениц и исповедниц, отец Анатолий рассказывает о Дивеевских новомученицах: преподобномученицах Пелагее и Марфе Тестовых, преподобномученице Ксении Чарлиной-Браиловской, о Пузовских мученицах — Евдокии, Дарии, второй Дарии и Марии, разделивших участь юродивой старицы. В центре беседы — юродство как особый путь смирения, подвиг послушания, а также судьба схимонахини Анатолии, сохранившей схиму и молитвенный затвор в советские годы. Образ «белых платочков» связан с особым женским благочестием и тем даром, который, по словам отца Анатолия, является важнейшей составляющей жизни Церкви.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
3 декабря. Об отшельническом подвиге Преподобного Диодора Юрьегорского

Сегодня 3 декабря. День памяти Преподобного Диодора Юрьегорского, отошедшего ко Господу в 1633 году.
О его отшельническом подвиге — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 декабря. О воспитании детей в Церкви

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».
О воспитании детей в Церкви — священник Николай Дубинин.
Все выпуски программы Актуальная тема












