
Фото: Niklas Rhöse/Unsplash
Давайте спросим себя, давно ли мы последний раз умножали и делили не на калькуляторе смартфона, а в столбик? Или, например, самостоятельно, без помощи Википедии, вспоминали события и даты мировой истории? А какой в этом смысл, — возразит кто-то, — раз уж живём мы в век высоких технологий и в интернете за пару секунд можно найти всё, что угодно? Ответ на этот вопрос, а может быть, и не только на него, читатели наверняка найдут в повести «Время всегда хорошее», написанной белорусскими писателями Андреем Жвалецким и Евгенией Пастернак.
За захватывающую историю о путешествии во времени авторы книги получили две престижные литературные премии: «Книгуру» — за лучшее произведение для подростков, и «Алису» — за лучшее произведение в жанре подростковой фантастики. И всё же писатели адресуют свою повесть не только юным, но и взрослым читателям, ведь речь в ней идёт о вещах, напрямую касающихся и тех, и других.
Сюжет книги «Время всегда хорошее» развивается параллельно в двух временных отрезках. Современная пятиклассница Оля Воробьёва необъяснимым образом попадает... из 2018-го в 1980-й год. Это случается как раз в тот момент, когда девочка и её одноклассники узнают, что на ближайших экзаменах им придётся отвечать не только с помощью тестов, но и устно. Но как это сделать, если ребята настолько привыкли общаться в чатах, соцсетях и на форумах — одним словом, в виртуальной реальности, — что фактически утратили навыки общения лицом к лицу и разучились вслух выражать свои мысли? А в 1980 году мальчик Витя Шевченко, председатель совета пионерского отряда, попал в непростую ситуацию. Его товарищ, Женя Архипов, принёс в класс... пасхальный кулич. Теперь Женю обвиняют в религиозной пропаганде и собираются исключить из пионеров. Витя пытается спасти своего товарища и вдруг оказывается не в своём привычном времени, а почти сорок лет спустя — в 2018-м. Фантастическим образом Оля и Витя меняются местами во времени. Каждый из них не только постигает новый для него образ жизни, но и усваивает важные уроки взаимовыручки, стойкости, доброты и дружбы; учится отличать мнимые ценности от истинных. Это помогает героям по-новому взглянуть и на самих себя, и на время, в которое им довелось родиться.
Любопытно, что авторы повести «Время всегда хорошее», Андрей Жвалецкий и Евгения Пастернак, удивительно красочно и точно воспроизводят детали советских реалий — для читателей, родившихся в третьем тысячелетии, книга станет увлекательным экскурсом в минувшую эпоху. А взрослых, возможно, посетит ностальгия по времени, когда за продуктами нужно было по несколько часов стоять в очереди, но при этом необыкновенно сильной была способность радоваться простым мелочам. А главное, — книга помогает поверить в то, что хотя время и не выбирают, оно, действительно, всегда хорошее. По крайней мере, сделать его таким под силу каждому из нас.
«Необычное путешествие»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как опыт пребывания в далекой от православия стране помог по-новому взглянуть на веру, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Марина Борисова, Кира Лаврентьева, а также наш гость — благочинный приходов Сурожской епархии Московского Патриархата в Северной Ирландии, доктор философии, член Союза писателей России протоиерей Георгий Завершинский.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!