В жизни бывает такое, что ведущую роль мужчина вынужден отдавать жене. Вопреки всеобщему мнению, это не значит, что в подобной паре мужчина обязательно бесхарактерный и бездеятельный.
Принцесса Виктория стала английской королевой в 19 лет. Хотя девушка и знала, какая судьба ей уготована, она оказалась немного ошеломлена полученной свободой действий. Ведь до этого она не имела права даже заговорить с кем-то без позволения матери!
Королева знала, что её давно планируют выдать замуж за немецкого герцога Альберта. Она несколько раз видела этого благовоспитанного и красивого юношу и была не против свадьбы. Однако, получив корону, Виктория сообщила, что думать о замужестве еще рано. Достойного мужа для себя она выберет сама.
Её решение отложить этот вопрос как можно дальше внезапно поменялось, как только всполошившиеся родственники вызвали молодого Альберта погостить в Англии. Уже в первый день встречи Виктория записала в дневнике, что её чувства всколыхнулись при виде предупредительного, умного и красивого юноши. Однако отпрыск германской королевской семьи привлёк не одну только королеву. Заметив, как поглядывают на него английские дамы, Виктория от отчаяния кусала губы, хотя Альберт не проявлял ни к кому интереса. Срочно посоветовавшись с премьер-министром, ближайшим и самым доверенным человеком, девушка поняла: признание нельзя откладывать. Но как это сделать? Ведь предложения руки и сердца всегда делают мужчины…
Виктория недолго находилась в растерянности. Она же королева! И её долг – принимать верные решения как можно быстрее. Уже через несколько дней она попросила Альберта зайти к ней в кабинет. Проницательный юноша уже прослышал о том, чего желает королева. Но вёл себя сдержанно, прекрасно понимая, что его возлюбленная в первую очередь властительница великой империи и только затем – молодая девушка, у которой от волнения рдеют щёки… Альберт был покорен этой волевой и в то же время стеснительной красавицей, которая невероятным образом сочетала в себе качества уверенной повелительницы и скромной девушки. И он сразу же ответил согласием на её предложение, нисколько не смутившись тем, что у него перехватили инициативу.
Радость Виктории не знала границ. Она превосходно понимала, на какую жертву согласился её избранник – он лишался многих привилегий, даже не имел права стать опекуном собственным детям! Деятельного, хорошо образованного и амбициозного принца это огорчало. Однако рядом с ним находилась любящая женщина, которая не чаяла в нем души. Чувствуя ее поддержку, он решил так просто не сдаваться.
Начиная с первых лет семейной жизни, принц старательно помогал королеве. По законам он не мог вмешиваться в политику, поэтому менял жизнь там, где мог. Альберт вставал еще до рассвета и сортировал бумаги жены, вёл обширную переписку, составлял ответы на запросы министров. Он разработал план Лондонской всемирной промышленной выставки, был покровителем почти всех больниц и благотворительных учреждений королевства. В итоге Альберт сумел занять важное место в государственной системе Англии. Видя мужа непрестанно трудящимся, Виктория признавалась: «Мы, женщины, не созданы для правления, если б мы были честны сами с собой, то отказались бы от мужских занятий...» Но ведь у неё не было выбора!
Королева Виктория не переставала нежно любить мужа даже спустя годы. В письмах родственникам она делилась своим счастьем: «Мой муж ангел, и я его обожаю. Его доброта и любовь ко мне так трогательны. Мне достаточно увидеть его светлое лицо и заглянуть в любимые глаза - и мое сердце переполняется любовью...» Альберт, чьи чувства к жене тоже укреплялись с годами, писал своему брату: «Я хотел бы, чтобы ты приехал и полюбовался на нас - идеальная супружеская пара, соединенная любовью и согласием».
Муж окружал Викторию непрестанной заботой и вниманием, тем тяжелее для нее было перенести сначала внезапную болезнь Альберта, а затем смерть… Королева находилась в безутешном горе, перестала появляться на публичных церемониях. Однако у неё остались дети, к тому же королевский долг требовал принимать участие в государственных делах. Виктория была вынуждена вернуться… Ведь Альберт, вечно стоявший в тени своей царственной жены, не опускал руки ни при каких обстоятельствах. Беря с любимого пример, не отчаивалась и Виктория. Она стала руководствоваться его принципами, его идеями. Удивительно, но период правления этой любящей женщины стал одним из важнейших в Великобритании.
Вся Англия брала пример с этих верных супругов и заботливых родителей, у которых в любви и счастье родилось девять детей. Через династические браки своих детей и внуков Виктория породнилась со многими королевскими семьями – недаром её называют «бабушкой Европы». Среди прямых потомков Виктории – императрица Александра Фёдоровна Романова и великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
Королева Виктория пережила мужа на 40 лет и все эти годы не снимала траура, храня верность Альберту. Их похоронили вместе – великую королеву рядом с любимым мужем, советником и другом.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (20.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 173 зач., III, 4-11

Комментирует священник Антоний Борисов.
Классик русской литературы Федор Достоевский построил сюжет своего романа «Преступление и наказание» вокруг вопроса — что такое настоящая свобода? Главный герой повествования Достоевского, студент Родион Раскольников, отчаянно желает стать свободным человеком. Но ищет свободу не там и не так. В отличие от апостола Павла, который пишет о радости свободы и жизни в Боге в отрывке из 3-й главы своего 2-го послания к коринфянам, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,-
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
Герой Достоевского, упомянутый уже Родион Раскольников, идеалом для себя выбирает Наполеона Бонапарта — императора Франции и знаменитого завоевателя. Наполеон, с точки зрения Раскольникова, является вершителем человеческих судеб, чувствует за собой право судить и наказывать вплоть до смертной казни. Возомнив себя Наполеоном, несчастный студент решается на страшный шаг. Он убивает старуху, дававшую деньги в долг под проценты. Случайно свидетельницей преступления становится родственница жертвы. Она также погибает. После убийства Раскольников пребывает в эйфории, а затем его начинает мучить совесть. Он постепенно осознает, что обрел не свободу, а стал самым настоящим пленником, даже рабом совершённого им страшного греха. Вместо обретения выдуманного величия Наполеона Раскольников приобрел разрушенную собственными руками жизнь.
О свободе (не вседозволенности или произволе, а о свободе истинной) речь идет и в прозвучавшем отрывке из послания апостола Павла к коринфянам. Апостол использует для разъяснения своей свободы, казалось бы, неподходящий образ преданного служения, находящегося где-то совсем рядом с рабством. Рабством Богу. И тут необходимо разъяснение. В Римской империи времен Христа существовало два типа отношения к подневольным слугам. Были хозяева, которые видели в рабе исключительно вещь. Но существовали и те, кто за добрую службу наделяли слугу свободой, а также правами члена семьи.
Апостол Павел убеждает своих читателей в том, что путь к настоящей свободе возможен только через верное служение заповедям Божиим. Но не по форме, а по содержанию. Или как пишет Павел: «Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». На практике данное утверждение означает следующее. Любящий Господа человек совершенно сознательно запрещает себе грешить. Он повинуется закону Божию — не убивает, не крадёт, не мстит, не прелюбодействует, не совершает иных дел порока. Воля человека оказывается подчинена Отцу Небесному подобно тому, как раб исполняет повеления хозяина. Господь — хозяин добрый и милостивый. И все Его требования имеют только одну цель — чтобы мы стали свободны от греха, со временем почувствовали, что настоящее счастье заключается не во вседозволенности, а в отстранённости от любых проявлений зла.
Но при этом данная отстраненность в основании должна иметь не гордость и превозношение над другими людьми, а любовь и к Богу, и к людям. Иначе никакого смысла в служении просто не будет. Тот же, кто познает истинную суть рабства любви Господней, окажется похожим на пророка Моисея и самого апостола Павла. Читаем в послании: «сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?»
Православных христиан часто укоряют за то, что они называют себя рабами Божиими. На самом деле, нет в этом мире именования более возвышенного. Ведь называя себя рабом Божиим, человек тем самым показывает, что подчиняется он только Творцу вселенной и нет для него закона выше, чем закон Господень. Раб Божий не будет бояться бед этой жизни, потому что находится под защитой Бога. Раб Божий не прогнётся и не пожертвует чистотой совести, потому что главным авторитетом для него являются заповеди Господа. Раб Божий обладает свободой, которая несравненно выше и больше, чем вся гордость Наполеона. Потому что это свобода от зла, пока ещё царствующего в нашем мире, но обреченного погибнуть в день суда Христова.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иннокентий Херсонский». Артём Малышев (19.08.2025)

У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артём Малышев.
Разговор шел жизни, служении и богословских трудах святого святителя Иннокентия Херсонского.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер