МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК:
Благослови, Владыко!
Юный послушник Арсений стремительно вошел в покои Новгородского епископа Никиты и с горячностью положил земной поклон.
ЕПИСКОП НИКИТА:
Господь благословит тебя, чадо — во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Как воодушевлён ты нынче!
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК:
Ты всегда был мне, сироте, вместо отца и знаешь меня с детства. И сейчас смотришь в самое сердце! Владыка святЫй, я понял своё призвание и полон решимости! Позволь мне уйти от мира! Я удалюсь в леса, стану изучать Священное Писание и молиться день и ночь за всех живых и усопших!
Старый епископ не сразу ответил послушнику. Несколько минут он сидел, закрыв лицо ладонью и не произнося ни звука. Лишь деревянные чётки в его руке глухо постукивали, нарушая тишину. Наконец, святитель прервал молчание.
ЕПИСКОП НИКИТА:
Сядь рядом, Арсений и послушай, что я тебе расскажу. Много лет назад один молодой монах задумал уйти в затвор — совсем как ты сейчас. Честолюбивое стремление казалось ему благородным, себя он видел преуспевшим в духовной жизни. И хотя мудрый игумен останавливал юношу, тот не послушался — удалился из монастыря и поселился в пещере. Всё своё время монах посвящал чтению Писания. Он чрезвычайно увлекся изучением Ветхого Завета, а Евангелие перестал даже открывать. Юноша спал очень мало, ему было жаль времени на отдых. Он с трудом отрывался от чтения, чтобы исполнить своё монашеское молитвенное правило. И вот, однажды, когда отшельник, сидя над книгой, балансировал между сном и явью, ему явилось некое светящееся существо. Гость назвал себя ангелом и сказал: «Я буду молиться вместо тебя! Ты не должен отвлекаться от чтения!»
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК:
Но разве ангел мог такое предложить? Это же бесовская песня!
ЕПИСКОП НИКИТА:
Когда человек стремится оправдать, и тем паче, возвысить себя, он уже не отличает черного от белого. Наш герой был уверен, что стяжал обильные дары Святого Духа и что силы Небесные служат ему, как подвижнику. Жители окрестных деревень, узнав об отшельнике, потянулись к нему за советами и наставлениями. В народе пошла молва, что он чудотворец, и ему это доставляло удовольствие. Между тем, монахи, приходившие навестить отшельника, замечали в нём печальные перемены. Он стал груб и высокомерен. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы игумен не постановил ежедневно служить молебен о вразумлении возгордившегося брата.
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК:
И ему помогла соборная молитва?
ЕПИСКОП НИКИТА:
Придя в очередной раз навестить отшельника, монахи нашли его без сознания, совершенно обессиленного. Больного перенесли в обитель, где ежедневно причащали Святых Тайн. Когда силы стали возвращаться к юноше, он обнаружил, что утратил не только книжную премудрость, которой так гордился, но и способность читать. С большим трудом ему удалось заново освоить азбуку.
МОЛОДОЙ ПОСЛУШНИК
Но разве такое бывает? Признайся, ты рассказал мне эту поучительную историю как притчу, для вразумления? Ведь этого возгордившегося отшельника не было на самом деле?
ЕПИСКОП НИКИТА
Нет, Арсений, всё это правда. И отшельник не просто некогда существовал — он сидит сейчас перед тобой, постаревший, поседевший. И скажу теперь тебе главное — он до сих пор оплакивает перед Богом своё падение... Все это происходило в Киево-Печерской лавре, где я подвизался в молодости, и жив еще игумен Никон, который спас меня своей молитвой.
Арсения поразил рассказ святителя Никиты. Невероятным юноше показалось даже не явление беса в виде ангела, а перемены, которые могут происходить с одним и тем же человеком. Новгородский епископ был самым смиренным из всех, кого знал послушник, и представить его надменным и горделивым было просто невозможно. Потрясённый Арсений вспоминал, как однажды по молитвам владыки в Новгороде прекратился пожар, а во время страшной засухи, грозившей голодом, он призвал на землю дождь. А сколько книг он прочел! А сколько трудов положил на то, чтобы город прирастал храмами! И как кротко держал себя при этом!
История жизни новгородского епископа стала для юного послушника прививкой против вируса гордыни.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема