В прологе к известной некрасовской поэме, среди семи крестьянских мужиков, собравшихся, чтобы выяснить, «кому на Руси жить хорошо», фигурируют некие братья Губины. «Купчине толстопузому», — не особенно церемонясь, отвечают они на обозначенный в заглавии произведения сакраментальный вопрос. Прошло без малого полвека, и на всю Астраханскую губернию прославились... братья Губины — Василий, Александр и Иван. Казалось бы — простое совпадение. Однако ирония судьбы заключалась в том, что были они не крестьянами, как у Некрасова, а как раз наоборот — теми, о ком их однофамильцы в поэме так обидно высказались: купцами!
Жизнь словно хотела внести свои коррективы, и восстановить справедливость, показав, что и купцы бывают разные. Братья Губины были известны в Астрахани как крупные благотворители — люди милосердные, добрые и чуткие к чужой беде.
Губины владели деревообрабатывающим производством — в Астрахани им принадлежало несколько лесопилок и складов. Большими богачами не были, однако на помощь никогда не скупились. Один из братьев, Иван Иванович, однажды помог построить церковь хоть и в соседней, но не очень уж близкой Калмыкии. Храм во имя святого Николая Чудотворца собирали в Астрахани из губинского леса, а дорогостоящую транспортировку к месту назначения Иван Иванович полностью оплатил из собственных средств.
Делиться с ближними Губины считали своим долгом. Этому их с детства учили родители и Евангелие — Иван, Александр и Василий были глубоко верующими людьми. В тысяча девятисотом году братья обратились в городскую думу за разрешением на строительство богадельни, которую они были намерены и строить, и содержать за свой счёт. Через три года здание богадельни было завершено, и она открыла свои двери для престарелых бедняков, которые проживали там совершенно бесплатно, были обеспечены питанием и медицинским уходом. К слову, медицинское обслуживание в губинской богадельне оказалось на такой высоте, что через несколько лет при богадельне заработала лечебница, куда мог обратиться любой горожанин. Малообеспеченные и неимущие астраханцы лечились здесь бесплатно.
Братья активно участвовали в возведении православных храмов. Особенно отличился на этом поприще Иван Иванович Губин. Когда в Астрахани началось строительство Владимирского собора, он пожертвовал десять тысяч рублей и безвозмездно предоставлял строительные материалы. Полностью за свой счёт выстроил он Иоанно-Предтеченскую церковь.
С её созданием связана удивительная история. Один из братьев Губиных, Александр Иванович, бывший попечителем Астраханской духовной семинарии, страдал сильными головными болями. Однажды в Астрахань приехал святой праведный Иоанн Кронштадский, и Александр Иванович пришёл к нему в надежде получить исцеление. Святой благословил его, и сказал «На твоей голове храм стоять будет!». Никто тогда не понял смысла этих слов. Через несколько лет Александр Иванович умер. А через некоторое время его брат Иван задумал строительство храма во имя святого Иоанна Предтечи, и выстроил его как раз над местом погребения Александра. Так сбылись слова святого.
Губины активно поддерживали Елизаветинский приют для девочек, были постоянными жертвователями церкви при Мариинской гимназии — словом, в начале двадцатого столетия в Астрахани не было такого общественного учреждения, куда бы не внесли свою лепту купцы Губины. Астраханцы любили и уважали этих скромных людей, не кичащихся своим достатком, а употребляющих его на благо ближних. По ходатайству горожан братьям Губиным было присвоено почётное гражданство.
Получается, что вымышленные некрасовские Губины-крестьяне были не совсем правы, клеймя купцов обидными словами. Это доказали своей реальной жизнью Губины-купцы, оставив в родном городе о себе добрую память.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.