Тридцать семь лет земной жизни выделила судьба поэту Денису Новикову. Он родился в 1967-м, когда битлы записали «Клуб одиноких сердец Сержанта Пеппера», на востоке прогремела шестидневная война, в Боливии убили Че Гевару, а в Москве открыли Останкинскую телебашню и отметили 50-летие советской власти на всей территории одной шестой.
…А не стало одного из самых одаренных поэтов своего поколения, автора книг «Караоке» и «Самопал» – в декабре 2004-го. Он лежит на Святой Земле, в городе Авраама и Исаака, в Беэр-Шеве. У нас в том году гремели бесконечные теракты, в Северной Осетии случился Беслан, в Киеве цвела «Оранжевая революция» и открылся Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). Ухода поэта, не написавшего в новом веке ни строки, и давно прекратившего все отношения с литературной тусовкой, почти не заметили.
Я прочитаю самое главное его стихотворение, написанное в начале 1990-х. Эти стихи с таким лобовым, таким немодным названием любят, поют, декламируют друг другу и бесконечно постят, как сейчас принято говорить, в сети – преданные читатели поэта Дениса Новикова.
Поэта, от стихов которого, как написал в послесловии к его книге «Окно в январе» Иосиф Бродский, – «возникает ощущение пера, движущегося с ускорением души, преодолевающей тяготение эпохи и биографии; души, уступающей тяготенью вовне».
Россия
…плат узорный до бровей
Алекандр Блок
Ты белые руки сложила крестом,
лицо до бровей под зеленым хрустом,
ни плата тебе, ни косынки –
бейсбольная кепка в посылке.
Износится кепка – пришлют паранджу,
за так, по-соседски. И что я скажу,
как сын, устыдившийся срама:
«Ну вот и приехали, мама».
Мы ехали шагом, мы мчались в боях,
мы ровно полмира держали в зубах,
мы, выше чернил и бумаги,
писали свое на рейхстаге.
Свое – это грех, нищета, кабала.
Но чем ты была и зачем ты была,
яснее, часть мира шестая,
вот эти скрижали листая.
Последний рассудок первач помрачал.
Ругали, таскали тебя по врачам,
но ты выгрызала торпеду
и снова пила за Победу.
Дозволь же и мне опрокинуть до дна,
теперь не шестая, а просто одна.
А значит, без громкого тоста,
без иста, без веста, без оста.
Присядем на камень, пугая ворон.
Ворон за ворон не считая, урон
державным своим эпатажем
ужо нанесем – и завяжем.
Подумаем лучше о наших делах:
налево – Маммона, направо – Аллах.
Нас кличут почившими в бозе,
и девки хохочут в обозе.
Поедешь налево – умрешь от огня.
Поедешь направо – утопишь коня.
Туман расстилается прямо.
Поехали по небу, мама.
Денис Новиков, «Россия», 1992 год
«…Вспыхивание отклубившейся и положенной под пресс жизни ни что иное как воскресение (по-славянски: вспыхивание, возгорание). Вообще тема преодоления смерти у Дениса, спасения, оправдания – сквозная», – писал о Новикове священник и поэт Константин Кравцов. – «“Здесь орфической силой пения немощь ада преодолена” – констатирует он в заключительном стихотворении сборника “Караоке”, говоря и о своей поэзии, и о своей судьбе, которые для него – одно».
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«XIX кинофестиваль «Русское зарубежье». Сергей Зайцев
У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
Мы говорили о XIX Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» о его программе, а также о том, как через фильмы можно говорить о жизни русских людей вне России и о сохранении любви к Родине.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







