Однажды мне довелось побывать на Афоне. Афон — это монашеское государство, расположенное на севере Греции. Единственное в мире. Пять дней я провёл там, словно в другом измерении.
До поездки на Афон я немного волновался по поводу бытовых вопросов. Ехал без группы, без гида, не знал в деталях, как организованы размещение и питание паломников. Но первая же обитель, в которой я побывал, — монастырь Святого апостола Павла — развеяла все тревоги.
Произошло это вовсе не из-за того, что на Афоне люди живут, как ангелы, и им чужды все заботы о земном. Наоборот, я был поражен отлаженностью хозяйственной системы афонских монастырей, детальной продуманностью условий для проживания паломников. Во время путешествия мне неоднократно приходило на ум слово «комфорт». Только комфорт на Афоне другой.
Афонский «комфорт» начинается с того, что каждому паломнику выделяют место в специальной гостинице. Каждая комната (по-монастырски, «келия») в гостинице рассчитана на 1–3 человек. В большинстве виденных мною афонских гостиниц проведён «евроремонт». Паломникам предоставляется около часа отдыха. Блаженное состояние покоя в «цивилизованных условиях» келии прерывают ритмичные удары по дереву. Это дежурный монах отбивает по деревянному билу призыв на вечернюю службу. После богослужения паломники вместе с монахами принимают пищу. Определить временную принадлежность подобного приёма пищи достаточно трудно. И решать, что это было — обед или ужин, приходится по собственным ощущениям.
Вообще об особенностях питания на Афоне стоит упомянуть отдельно. Во-первых, в монашеской республике установлено не два, а три постных дня — понедельник, среда, пятница. Во-вторых, в постные дни полагается всего лишь один приём пищи — тот самый «то ли обед, то ли ужин». Паломники и заболевшие монахи могут утром постного дня попить чай с сухарями. Постная пища афонского жителя состоит из большой тарелки супа, хлеба, воды и фруктов. Скоромная пища вкушается два раза в день, и она несколько разнообразнее, чем постная — на столах появляются сыр, рыба, вино.
Удивительно, но я ни разу не испытал чувство голода. Даже яблоки и сладости, подаренные мне монахами «на случай голода», я привёз в Москву. Чудо насыщения происходит из-за особой духовной атмосферы Афона. Именно духовная жизнь невидимо организует всё жизненное пространство человека, не даёт комфорту стать самостоятельной ценностью или тем более целью жизни, но и не подавляет комфорт полностью. На территории монашеской республики я почувствовал, что значит «золотая середина», «мера вещей», что значит найти баланс между земным и небесным, и назвал это состояние так: «гармония Афона».
Самое сильное переживание «гармонии Афона» я ощутил в монастырях Карака́лу и Ивиро́н. Приветливое, добродушное и уважительное отношение монахов к паломникам, простота церковнослужителей, красота храмов и окружающей природы, отсутствие суеты вызывают совершенно новые переживания.
Стало понятным, почему несколько часов сна перед ночной службой не кажутся «недосыпом», а участие в длинных службах не воспринимается как подвиг. Мне открылось то, что можно назвать качеством жизни.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.