«Народ сей усерден, прост, добродушен и несравненно лучше нашего» — так о северных самоедах, кочевавших по территории нынешних Республики Коми и Ненецкого Автономного округа — писал в начале 19-го века архимандрит Платон (Агриколянский).
Письма из тундры православный миссионер отправлял на свою малую родину — в Костромскую губернию. До принятия монашества архимандрит Платон — в миру отец Павел Агриколянский два десятилетия был священником в старинном селе Тетеренском, где он с любовью занимался украшением местной церкви и проповедью. Овдовев отец Павел принял монашество с именем Платон. Вскоре ему было суждено отправиться на Крайний север — и здесь строить первые храмы для обращенных в православие ненцев.
«В 1829-м году в звании архимандрита, Платон Агриколянский отряжен Святейшим Синодом к самоедам для построения им церквей» — такую запись о тех событиях оставил его земляк-краевед, костромской священник Михаил Диев. Архимандрит Платон присоединился к Самоедской Православной духовной миссии, которая с 1825-го года проповедовала в тундре.
В отчете руководителя миссии архимандрита Вениамина (Смирнова) можно прочесть, что за пять лет им удалось обратить в православную веру более трех тысяч кочевников-самоедов — так в старину называли местных ненцев. Но на огромных просторах Большеземельной тундры — от реки Печоры до Полярного Урала — не было ни одного храма. Ветреные кочевники быстро возвращались к своим прежним верованиям и возвращали на места идолов. Поняв это, миссия ходатайствовала о строительстве церквей в землях самоедов. В 1829 году Николай I выделил 75 тысяч рублей на постройку трех храмов. Комиссию по строительству возглавил Архимандрит Платон (Агриколянский). При всех церквях он завел хлебные магазины, чтобы самоеды, часто умиравшие зимой с голоду, могли за небольшую цену покупать съестные припасы.
Для одного из храмов отец Платон выбрал удачное место на высоком берегу реки Колвы. Водный путь вел в самое сердце тундры, и через эти места на зимовье двигались многочисленные оленьи стада ненцев. Поселение с названием Колва сохранилось до наших дней. В 1831-м году здесь закончили строительство самого северного на тот момент храма России. Прихожанами этой церкви стали не только жители села Колва, но и все ненцы, кочующие по Большеземельной тундре. К концу девятнадцатого века таких насчитывалось порядка двух тысяч.
Около семи лет архимандрит Платон (Агриколянский) проповедовал на Крайнем Севере среди язычников-самоедов. Отец Платон стремился к тому, чтобы они глубоко восприняли христианство, а потому активно изучал их жизнь и стал одним из первых исследователей этнокультурных особенностей самоедов. Отец Платон для своих земляков делал этнографические зарисовки, описывал психологические, поведенческие и бытовые особенности своей новой паствы. А письма архимандрита Платона, в которых он рассказывал своим землякам о жизни самоедов вызвали огромный интерес и были почти сразу опубликованы в Москве: в журнале «Современная история света» и «Московских ведомостях». За свои миссионерские труды в самоедской тундре архимандрит Платон (Агриколянский) был награжден орденом Святой Анны третьей степени.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов