Писательница-эмигрантка Зинаида Шаховская, на склоне лет вспоминая о своём браке с художником Святославом-Малевским-Малевичем, сказала: «Мы соединились и были счастливы по милости Божией». Тяготы жизни вдали от родины, скитания, война только укрепили любовь между супругами.
Зинаида и Святослав были детьми эмигрантов, во время Гражданской войны покинувших Россию и осевших в Париже. Зинаида училась на медсестру. Святослав завершал обучение в училище коммерции. Молодых людей в 1926 году в Париже познакомил общий приятель. Сначала Святослав показался девушке меланхоличным красавцем, сдержанным и холодным. А она ему — слишком самоуверенной. И всё же молодые люди быстро прониклись друг к другу взаимной симпатией. Спустя несколько дней после знакомства Зинаида уже получила от Святослава записку с приглашением на прогулку в Люксембургском саду. Они полюбили друг друга. И уже через три недели Святослав предложил Зинаиде руку и сердце. Зинаида ответила «да». «Серьёзные, взволнованные и счастливые, мы, словно помимо нашей воли, взяли на себя обязательство связать наши жизни», — вспоминала она. Зинаида и Святослав обвенчались 21 ноября 1926 года на Сергиевском подворье в Париже. Таинство совершал протоиерей Сергий Булгаков. После свадьбы супруги переехали в Брюссель.
Зинаида и Станислав были очень разными. Она — общительная, жизнерадостная, прагматичная. Он — замкнутый, склонный к пессимизму и одновременно мечтательный. Но различие в характерах не мешало их браку.
После свадьбы супруги оказались в тяжёлом положении: эмигрантам, да ещё и без опыта работы, трудоустроиться было нелегко, денег не хватало, перспектив никаких. В этот момент Святослав, который только закончил коммерческое училище, принял предложение отправиться представителем бельгийской фирмы в колониальное Конго. Эта полуторогодичная командировка в африканскую страну не только помогла супругам уйти от бедности. Непривычный климат и еда, опасные дикие звери и неизвестные европейцу болезни — совместное преодоление этих трудностей, по воспоминаниям Зинаиды, сблизило их со Святославом.
В 1930-е годы супруги стали активными участниками политической жизни Парижа, а когда началась война с Германией, без колебаний заняли антифашистскую позицию. Святослав сражался в ополчении, а Зинаида стала сестрой милосердия и участником французского сопротивления. Неведомыми путями супруги отправляли друг другу письма, но когда ополчение было эвакуировано в Великобританию, связь между ними прервалась. В этот момент Зинаида особенно сильно почувствовала, насколько важен для неё Святослав.
В 1942 году Зинаиде удалось выбраться в Великобританию, и с тех пор супруги больше не расставались. Она работала журналисткой, а затем редактором журнала «Русская мысль». Святослав после войны посвятил себя искусству, спустя годы он стал известным художником. Супруги помогали друг другу. Зинаида занималась организацией выставок картин мужа. А он выполнял обязанности администратора в журнале.
Зинаида и Святослав были счастливы. Единственное, о чём они скорбели, — отсутствие детей. Свою печаль они преодолевали совместной каждодневной молитвой. В одном из стихотворений Зинаиды, посвященных мужу, есть такие строки:
Тишиной я становлюсь,
Богу тишиной молюсь.
Отдыхаю, отдыхаю,
Тишина — дорога к раю.
После кончины Святослава Святославича в 1973 году Зинаида в своих молитвах продолжала общение с супругом. Она обращалась к Богу теперь и за себя, и за мужа, прося о том, чтобы в конце концов соединиться с ним в Небесном царстве.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.