Писательница-эмигрантка Зинаида Шаховская, на склоне лет вспоминая о своём браке с художником Святославом-Малевским-Малевичем, сказала: «Мы соединились и были счастливы по милости Божией». Тяготы жизни вдали от родины, скитания, война только укрепили любовь между супругами.
Зинаида и Святослав были детьми эмигрантов, во время Гражданской войны покинувших Россию и осевших в Париже. Зинаида училась на медсестру. Святослав завершал обучение в училище коммерции. Молодых людей в 1926 году в Париже познакомил общий приятель. Сначала Святослав показался девушке меланхоличным красавцем, сдержанным и холодным. А она ему — слишком самоуверенной. И всё же молодые люди быстро прониклись друг к другу взаимной симпатией. Спустя несколько дней после знакомства Зинаида уже получила от Святослава записку с приглашением на прогулку в Люксембургском саду. Они полюбили друг друга. И уже через три недели Святослав предложил Зинаиде руку и сердце. Зинаида ответила «да». «Серьёзные, взволнованные и счастливые, мы, словно помимо нашей воли, взяли на себя обязательство связать наши жизни», — вспоминала она. Зинаида и Святослав обвенчались 21 ноября 1926 года на Сергиевском подворье в Париже. Таинство совершал протоиерей Сергий Булгаков. После свадьбы супруги переехали в Брюссель.
Зинаида и Станислав были очень разными. Она — общительная, жизнерадостная, прагматичная. Он — замкнутый, склонный к пессимизму и одновременно мечтательный. Но различие в характерах не мешало их браку.
После свадьбы супруги оказались в тяжёлом положении: эмигрантам, да ещё и без опыта работы, трудоустроиться было нелегко, денег не хватало, перспектив никаких. В этот момент Святослав, который только закончил коммерческое училище, принял предложение отправиться представителем бельгийской фирмы в колониальное Конго. Эта полуторогодичная командировка в африканскую страну не только помогла супругам уйти от бедности. Непривычный климат и еда, опасные дикие звери и неизвестные европейцу болезни — совместное преодоление этих трудностей, по воспоминаниям Зинаиды, сблизило их со Святославом.
В 1930-е годы супруги стали активными участниками политической жизни Парижа, а когда началась война с Германией, без колебаний заняли антифашистскую позицию. Святослав сражался в ополчении, а Зинаида стала сестрой милосердия и участником французского сопротивления. Неведомыми путями супруги отправляли друг другу письма, но когда ополчение было эвакуировано в Великобританию, связь между ними прервалась. В этот момент Зинаида особенно сильно почувствовала, насколько важен для неё Святослав.
В 1942 году Зинаиде удалось выбраться в Великобританию, и с тех пор супруги больше не расставались. Она работала журналисткой, а затем редактором журнала «Русская мысль». Святослав после войны посвятил себя искусству, спустя годы он стал известным художником. Супруги помогали друг другу. Зинаида занималась организацией выставок картин мужа. А он выполнял обязанности администратора в журнале.
Зинаида и Святослав были счастливы. Единственное, о чём они скорбели, — отсутствие детей. Свою печаль они преодолевали совместной каждодневной молитвой. В одном из стихотворений Зинаиды, посвященных мужу, есть такие строки:
Тишиной я становлюсь,
Богу тишиной молюсь.
Отдыхаю, отдыхаю,
Тишина — дорога к раю.
После кончины Святослава Святославича в 1973 году Зинаида в своих молитвах продолжала общение с супругом. Она обращалась к Богу теперь и за себя, и за мужа, прося о том, чтобы в конце концов соединиться с ним в Небесном царстве.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема