На улицах Константинополя было безмолвно и пусто. Обычно шумная и многолюдная, столица огромной Византийской Империи словно испуганно притихла. И не мудрено — в городе свирепствовала чума. Жители старались без крайней надобности не покидать свои жилища — нескольких недель эпидемии хватило, чтобы понять: чума не щадит никого.
Не обошла она стороной и царский дворец. Император Юстиниан Первый уже три дня лежал в лихорадке. Лучшие врачи империи ничего не могли сделать. Император и сам понимал, что дела его плохи. Отпустив докторов, он решил всецело положиться на Божью волю. Вскоре Юстиниану приснился необычный сон: он увидел незнакомого седого старца, и услышал голос, указывающий, что именно от этого человека император получит исцеление.
Через несколько дней во дворец пришёл пожилой мужчина с длинной седой бородой. Юстиниан не поверил своим глазам — это был тот самый старец из его недавнего сна! Этого человека знали в Константинополе как Сампсона Странноприимца — он был священником, лечил людей, ухаживал за больными, помогал нищим. В народе его считали святым, и говорили, что Бог наделил его чудесным даром исцеления.
И действительно — едва Сампсон коснулся тела императора куском ткани с лекарственными мазями, как тот сразу почувствовал облегчение. На следующее утро Юстиниан проснулся совершенно здоровым!
Император решил щедро отблагодарить Сампсона. Но тот решительно отказался от золота и драгоценностей. Вместо этого он попросил Юстиниана... построить в Константинополе больницу и приют для нищих и бездомных.
Император, не откладывая, с радостью взялся за строительство. И чем дальше оно продвигалось, тем больше Юстиниан понимал, что его простое желание отблагодарить перерастает в нечто большее. Он вдруг ощутил острую необходимость творить добро ради ближних так, как об этом говорится в Евангелии. Тем более, что ведь и сам он, до того, как по воле Божьей надел корону самой могущественной империи мира, был всего лишь сыном нищего крестьянина.
Конечно, как император Юстиниан заботился о своих подданных, защищая их интересы. Но это было его прямой обязанностью. Теперь он хотел помогать людям, руководствуясь ещё и собственной доброй волей. Больница и приют для бедняков, которые император построил по просьбе святого Сампсона, стали в этом своего рода отправной точкой. За короткое время Юстиниан открыл в Константинополе более тридцати лечебниц! Император повсеместно устраивал богадельни для престарелых, приюты для сирот и вдов, родильные дома. Он учредил в Константинополе первый госпиталь для прокажённых, где этим особенным больным был обеспечен постоянный и бесплатный уход.
Юстиниан вошёл в историю и как великий храмостроитель. На развалинах Иерусалимского Храма Юстиниан возвёл церковь во имя Божьей Матери, он построил монастырь Неопалимой Купины на Синае, храм Святого Иоанна в Эфесе, и многие другие. Но самый грандиозный проект император осуществил в Константинополе. Он возвёл легендарный храм Святой Софии — Премудрости Божьей. Многие дорогостоящие строительные и отделочные материалы были закуплены благодаря щедрым пожертвованиям императора.
Храм Святой Софии стал одним из величественнейших сооружений в мире. Под именем Великий вошёл в историю и его создатель — византийский император Юстиниан Первый.
«Празднование Пасхи. Русский Фольклор». Юлия Алакина
У нас в гостях была певица, автор, композитор, руководитель нескольких фолк-проектов Юлия Алакина.
В пасхальный вечер мы говорили о традициях встречи праздников, о русском фольклоре, а также слушали замечательные песни. Кроме того наша гостья рассказала о своем приходе к вере, о любви к русским традициям и изучении народнодных песен и духовных стихов.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.