«Христианство — не религия запретов, христианство — это религия пасхальной радости, полноты бытия». Эти слова прочитал я в своё время в интервью одного священника. Похожие утверждения довольно часто можно услышать от воцерковлённых людей. Однако те, кто пока за церковной оградой, считают по-другому. Вспоминаю, как однажды разговорился с другом о вере. Он, кажется, был не против Таинства Крещения. Но честно признавался, что не готов жить церковной жизнью, где столько запретов. Реакция моего друга, видимо, не случайна.
Возьмём для примера простую ситуацию. Как мы встречаем родных и близких людей? Как встречаем гостей? Как встречаем партнёров перед началом переговоров. Ответ очевиден: доброжелательно, с улыбкой, с объятиями-рукопожатиями и угощением. Даже если что-то нам не понравилось во время встречи, мы деликатно промолчим об этом.
А как встречаем дорогих гостей в храме или монастыре? Как правило, с листом запретов при входе: нельзя использовать мобильный телефон, есть мороженое, кататься на роликах и велосипедах, нельзя входить с собакой, нельзя входить в брюках женщинам и в шортах мужчинам.
Вроде бы мотивация подобных запретов понятна. Хочется напомнить людям о благоговейном отношении к святому месту. Но эффект-то совсем иной получается. О нём много написано и сказано.
Когда сталкиваюсь с запретными табличками при входе в церковь, вспоминаю название известного фильма режиссёра Элема Климова. Только знак вопроса к нему добавляю: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён?»
Пожалуй, мне могут возразить, что история человечества началась с запрета. Адаму и Еве Сам Господь не разрешил вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Следовательно, запрет — это нормально.
А мне кажется, так рассуждать не нормально. Если откроем Библию и прочитаем первые главы внимательно, то увидим, что Господь по-другому общался с первыми людьми на земле. «Добро пожаловать в рай! И всё в раю ваше!» — вот какую табличку можно было бы повесить при входе в Эдемский сад. И только погрузив человека в море любви, тепла и красоты, Бог касается темы запретного плода.
Вот поэтому и хочется спрашивать снова и снова: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён?»
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема