
Фото: Jakub Żerdzicki/Unsplash
То, что талантливые композиторы в своих произведениях подчас разворачивают нечто наподобие литературного полотна, с помощью музыки передавая эмоции, рисуя пейзажи и даже портреты, пожалуй, ни для кого не секрет. Писатели, в свою очередь, наоборот, порой создают тексты, которые воспринимаются как музыка: у кого-то звучит изящная мелодия, у кого-то — целая симфония. У Олеси Николаевой — известной писательницы и профессора Литературного института имени Горького, лауреата Патриаршей литературной премии — получилась «Грузинская рапсодия». Так музыкально назвала она свой сборник рассказов и очерков о стране, с юных лет пленившей её сердце.
Олеся Николаева знает литературный секрет того, как сделать по-настоящему интеллектуальную прозу доступной самому широкому кругу читателей. Её «Грузинская рапсодия» «звучит» изысканно, но не вычурно и сразу же увлекает. Эти мемуарные зарисовки воспринимаются как-то по-особенному легко, органично и непосредственно. Может быть, потому, что, как и подобает настоящей рапсодии, тексты в этой книге, хоть и связанные в единое целое общей темой, представляют собой довольно свободную и весьма разноплановую импровизацию. Кажется, что автор не ставила перед собой каких-то глобальных творческих сверхзадач, а просто плыла по волнам своей памяти, делясь с читателем светом и теплом самых счастливых её мгновений.
Признаваясь в любви к Грузии, Олеся Николаева знакомит нас с удивительным грузинским поэтом Бесиком Харанаули, пишущим пронзительные лиричные верлибры, чьё имя, так непривычно звучащее для русского слуха, по-грузински вовсе ничего плохого не означает, а попросту является уменьшительным от Виссариона. Читатель окажется за одним столиком в кафе с красавицей Ирен — подругой автора, грузинской переводчицей, как две капли воды похожей на Бэллу Ахмадулину, и станет свидетелем забавного курьёза, когда кто-то из посетителей кафе и вправду примет её за известную поэтессу. И, наконец, окажется в Мцхете, на вершине горы, откуда до звёзд рукой подать и где на самом краю обрыва стоит древний монастырь Зедазени, в котором живёт удивительных монах Мамао Торнике — грузинский архимандрит, однажды в советское время умудрившийся крестить целый пионерский лагерь!
Даже то, как однажды в Тбилиси воры вытащили у неё из сумочки деньги и документы, Олеся Николаева вспоминает с юмором. И рассказывает в связи с этим в общем-то, совсем о другом — о том, как ей тогда помогли: друзья, знакомые и даже незнакомые... Прекрасные в своей простоте и мудрости люди, искренняя и бескорыстная доброта человеческих душ, свет и радость неожиданных встреч — этими чудесными нотами наполнена «Грузинская рапсодия» Олеси Николаевой.
22 декабря. О сохранении дерзновения и надежды на Бога
В 3-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Боге: «Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца».
О сохранении дерзновения и надежды на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О нечаянной радости покаяния
Сегодня 22 декабря. День памяти Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».
О нечаянной радости покаяния — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 28. Богослужебные чтения
Как описать другому человеку Божественное всемогущество? Как передать при помощи слов ту идею, что сила Божия непреодолима? Что мощь Господа несокрушима и Он единственный полноправный Владыка Вселенной? Ответ на этот вопрос находим в 28-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 28.
Псалом Давида. [При окончании праздника кущей.]
1 Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь,
2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его.
3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.
4 Глас Господа силён, глас Господа величествен.
5 Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские
6 и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу.
7 Глас Господа высекает пламень огня.
8 Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес.
9 Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его всё возвещает о Его славе.
10 Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царём вовек.
11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.
Повседневный опыт подсказывает нам, что сильный — это кто-то большой и громкий. Его воля, как сталь. Ему все вынуждены подчиняться. Именно таким путём идёт автор прозвучавшего псалма, изображая могущество Бога Израиля. Он раскрывает всепобеждающую силу Творца через демонстрацию силы природы. Господь проявляет Себя в грандиозном шторме. При этом, если мы хотя бы немного знакомы с географией, образы псалма очень легко визуализировать.
Мы видим, как буря формируется над Средиземным морем. После этого она опускается на горный хребет на северо-востоке Палестины. Так что горы Ливан и Сирион скачут, подобно единорогу, дикому, необузданному животному. От напора стихии трещат и разлетаются в щепки величественные ливанские кедры. Шквал сопровождается раскатами грома, молнии бьют с такой силой, что кажется, будто на землю льют огонь. Вся это мощь катится по направлению к пустыне Кадес, то есть в район Синайского полуострова. Она проходит над Землёй Обетованной и свидетельствует каждому о силе Бога евреев.
Именно таким образом о могуществе Творца говорится не только в Псалтири. Подобный способ говорить о божественном мы встречаем и во многих литературах древнего мира. Потому что это было понятно людям. Однако есть в Священном Писании и другой способ. И автором Его является Сам Господь. Вспоминается пророк Илия, который ждёт на горе Хорив явления Божьего. Он ждёт, что Яхве явит себя в громе, молнии и землетрясении. Однако всё происходит совсем иначе. Неожиданно Господь является ему в лёгком веянии мягкого, ласкового ветерка.
Подобным образом в наш мир приходит и Христос. Иудеи ждали, что придёт выдающийся администратор, общественный деятель и политический лидер, подобный великим царям древности, Давиду и Соломону. А Бог пришёл тихо и незаметно. Как говорит пророк Исаия, «в Нём не было ни вида, ни величия, который привлекал бы нас к Нему». Также тихо и незаметно Он действовал в Своей проповеди. Не призывал к грандиозным свершениям, реформам или революциям. Так незаметно Он учил действовать в своей жизни и Своих учеников. Когда сделаете доброе, наставлял Он, скажите про себя: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». И «пусть ваша правая рука, не знает, что делает левая». Однако в итоге оказалось, что именно в этой кротости и тихости скрывалась сила, способная сделать то, на что не способен ни один шторм. Это сила самой жизни, которая заставляет слабый, нежный росток пробиваться через толщу асфальта к солнцу, а мёртвых становиться живыми.
Так и в нашей жизни действует Господь. Мы порой ждём от Него явного знака. Мы ждём, что Его голос будет трубить, как иерихонская труба. Ждём, что однажды Он ворвётся в нашу жизнь, и в ней начнётся нескончаемый фейерверк и праздник. И потому впадаем в уныние, когда ничего подобного в жизни не происходит, и всё остаётся на своих местах. Так работает наше детское мышление. Именно оно говорит нам, что сильный — тот, кто самый громкий, тот, кого много. Взрослый понимает, что это не так. Настоящее совершается в тишине, без огласки. Так и духовно взрослый человек видит, что зачастую Господь действует в нашей жизни анонимно. Через привычные вещи. В бытовых ситуациях. При помощи людей, которых мы считаем самыми прозаичными и заурядными. И лишь тот, кто приучает себя действовать подобным образом в жизни своих близких, начинает явственно ощущать, что вся его жизнь наполнена Богом. И Бог всегда был рядом. И никогда не покидал нас. Но тихо и незаметно подкреплял нас Своей благодатью.











