Образы библейских святых встречаются на страницах многих литературных произведений — древних и современных.
Сегодня мы говорим о святой равноапостольной Марии Магдалине и романе польского писателя Густава Даниловского «Мария Магдалина».
В Евангелии от Луки и от Марка говорится, что Мария Магдалина, родом из галилейского города Магдала, была одной из верных учениц Христа. Она присутствовала на Голгофе во время казни Иисуса, была свидетельницей погребения своего Учителя и первой увидела воскресшего Христа. Это то, что известно о Марии Магдалине из Библии. В Православии она почитается как одна из святых жён-мироносиц.
В католической традиции Марию Магдалину принято отождествлять с той самой безымянной блудницей из Евангелия, о которой Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень».
Известный польский писатель конца 19 - начала 20 века Густав Даниловский в своём романе «Мария Магдалина» тоже придерживается этой версии.
ДАНИЛОВСКИЙ:
На опустевшей, залитой солнцем площади остались только Иисус и дрожавшая, как тростинка, Мария. Остолбенев, не понимая, что произошло, сквозь слёзы, застилавшие её глаза, она видела, как в тумане, его сияющие торжеством, горевшие ещё огнём вдохновения глаза и услыхала как бы доносившийся издалека мелодичный голос:
— Женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя?
— Никто, господин! — ответила она сквозь сжимавшие её горло рыдания.
— Никто? — повторил Иисус. — И я не осуждаю тебя. Возьми, покрой свои растерзанные одежды. — Он набросил ей на плечи свой плащ и добавил мягким голосом, прозвеневшим нежным аккордом в её сердце:
— Иди и впредь не греши!
За много веков образ Марии Магдалины, верной ученицы и спутницы Иисуса Христа, трактовался по-разному.
Согласно католической традиции (а ей следует и польский романист Густав Даниловский) Мария была сестрой Лазаря и Марфы, принимавших Иисуса Христа в своём доме в Вифании.
Католики отожествляют Марию Магдалину с евангельской безымянной грешницей, омывшей благовонным миром ноги Христу в доме Симона фарисея.
Эта сцена есть и в романе Густава Даниловского «Мария Магдалина».
ДАНИЛОВСКИЙ:
Подняв лицо, Иисус смотрел прямо перед собой, и Марии казалось, что он видит её и улыбкой своей призывает её к себе.
Как вихрь, ворвалась Мария в комнату и с криком: «Спаситель!» упала к его ногам. Роскошные руки в золотых запястьях охватили его колени, прекрасная голова склонилась к глиняному полу.
Удивление охватило всех, и вдруг чудный, одуряющий запах наполнил комнату; Мария вылила розовый бальзам на ноги Иисуса, сорвала со своей головы сетку и заревом распустившихся волос, вздрагивая от переполнявших её грудь рыданий, стала вытирать ими усталые ноги Иисуса.
На примере главной героини романа автор показывает, что есть красота внешняя и другая — духовная.
Роман Густава Даниловского «Мария Магдалина», впервые опубликованный в 1912 году во Львове, рассказывает о духовном перерождении Марии из Магдалы после встречи с Христом.
Центральным эпизодом романа является момент, когда Мария Магдалина хлопочет перед Понтием Пилатом об освобождении Христа и защищает Учителя от фарисеев:
ДАНИЛОВСКИЙ:
— Господин, — начала Мария, — я не слыхала, что говорили они, но уверена, что они клеветали на него. Они ненавидят его, потому что он обличает их фальшь и лицемерие. Сами погрязшие в пороках, они не могут вынести того, что на нём нет ни одного позорного пятна. Господин, он воскресил из мёртвых брата моего, вернул девичество сердцу моему... Многих бесноватых и беспамятных излечил, падших ободрил, печальным вернул веселие, заблудившимся в сложных делах мира сего указал праведный путь.
Эта вымышленная автором речь Марии перед Понтием Пилатом — может быть, самое сильное место в романе Густава Даниловского «Мария Магдалина», в котором показана преображающая сила христианства.
С вами была Ольга Клюкина. До новых встреч в авторской программе «Прообразы: святые в литературе».
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.