В июле 1941 года молодой московский художник Алексей Арцыбушев получил повестку в военкомат. Прежде чем отправиться туда, он решил попрощаться со своей матерью Татьяной Арцыбушевой, которая жила в то время в подмосковном Боровске. Выслушав Алексея, она благословила его на военную службу. Мать и сын вечером исповедовались, а утром на литургии причастились. Прощаясь, Татьяна прослезилась, но очень быстро собралась с духом. «Храни тебя Господь. Иди с миром. А я буду молиться за тебя», — сказала она. Молитва матери всегда помогала Алексею и спасала его.
В 1916 году Татьяна Хвостова, будущая монахиня Таисия, вышла замуж за Петра Арцыбушева. Молодые люди были верующими и местом для жительства выбрали дом в селе Дивеево Нижегородской области, недалеко от основанного Серафимом Саровским женского монастыря. Вскоре у Арцыбушевых родилось двое детей — Серафим и Алексей. Воспитывать их Татьяне пришлось одной. Её супруг скончался от туберкулёза в 1921 году. Перед смертью он сказал Татьяне: «Поближе держи детей к добру и к Церкви». В 1925 году Татьяна приняла монашество с именем Таисия, но по благословению своего духовного отца архимандрита Серафима Климкова оставалась с мальчиками.
Матушка желала, чтобы они выросли христианами. Она воспитывала детей добрым примером и не заставляла их поститься или вычитывать длинные молитвенные правила. Они не видели её злой или нетерпеливой. Между матушкой и мальчиками всю жизнь сохранялись доверительные отношения: дети со всей откровенностью рассказывали ей о своих мечтах, желаниях, переживаниях. Когда уже во взрослом возрасте Серафим и Алексей приходили к ней за советом, она говорила: «Вы уже взрослые, вам жить, сами думайте и сами решайте, но я бы на вашем месте поступила вот так».
В 1930 году по обвинению во вредительстве расстреляли дядю мальчиков — Михаила Арцыбушева. Матушку и детей, как родственников репрессированного, сослали в город Муром Нижегородского края. Им долго не выделяли отдельной комнаты, и Арцыбушевы скитались по съёмным углам. Матушке Таисии приходилось по 12 часов работать на элеваторе. На столе иногда были только чёрный хлеб, картошка и вода. Выручала молитва. Алексей вспоминает, как мать каждый вечер вставала на колени перед иконами и молила Бога о помощи. И помощь неожиданно приходила. Со временем матушке удалось найти работу в женской консультации, и ее скромного дохода хватило, чтобы мальчики окончили школу и поступили в московские вузы. Алексей пошел учиться на художника, а Серафим на востоковеда.
Матушка Таисия была членом церковной общины, которая совершала богослужения втайне от органов государственной власти. В 1937 году это послужило основанием для ареста монахини. Матушку держали в тюрьме без предъявления обвинения, и сыновья каждую субботу навещали её, хотя от Москвы до Нижнего Новгорода, где находилась тюрьма, нужно было шесть часов ехать на поезде. Спустя полгода матушку освободили.
Окончательно разлучила семью война: Серафим Арцыбушев пропал без вести в боях под Ленинградом, матушка Таисия скончалась в 1942 году от сердечной болезни. Алексей же прожил долгую жизнь, стал известным художником и в своих книгах рассказал историю семьи Арцыбушевых. На склоне лет он вспоминал: как бы ни складывалась его жизнь, отец, мама, брат и родительский дом всегда были рядом, жили в его сердце, как и детская чистая вера. В своих молитвах, которые Алексей Петрович цитирует в воспоминаниях, он благодарил Бога: «Благодарю Тебя, Господи, за Дивеево, за ту святую землю, на которой я родился. За отчий дом, за отца моего, за маму мою. За то добро и любовь, которые окружали меня со дня моего рождения».
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.