«9-е воскресенье после Пятидесятницы. Начало Успенского поста. Преображение Господне». Священник Стахий Колотвин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«9-е воскресенье после Пятидесятницы. Начало Успенского поста. Преображение Господне». Священник Стахий Колотвин

* Поделиться

У нас в студии был настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.
Мы говорили о смыслах богослужения в ближайшее воскресение, о начале Успенского поста, о праздновании Изнесения честных древ Животворящего креста Господня, о Преображении Господнем, а также об обретении мощей святителя Митрофана Воронежского и перенесении мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

Марина Борисова

— Добрый вечер, дорогие друзья. С вами Марина Борисова. В эфире еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. И сегодня у нас в гостях настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Священник Стахий Колотвин:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра в девятое воскресенье после Пятидесятнице и на предстоящей неделе. По сложившейся у нас традиции постараемся понять смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и Евангелий, которые прозвучат завтра в храме во время Божественной литургии. Мы услышим отрывок из 1-го Послания апостола Павла к коринфянам из 3-й главы, стихи с 9-го по 17-й. Я начну с того, что напомню нашим радиослушателям содержание этого отрывка. Звучит он так. «Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». Меня в этом отрывке всегда привлекало это последнее утверждение.

Священник Стахий Колотвин:

— Да, это последнее утверждение срезало у нас половину Вселенской Церкви, Западную, потому что одно из отклонений от полноты истины православного учения в Западном мире, в мире католическом — учение о чистилище, которое базируется... целое учение построили на окончании одной единственной фразы, что «спасется как бы из огня». И думают, что Бог такой мстительный, будет пытать специально людей, пока они не помучатся хорошенько, а потом так и быть в Царство Небесное их возьмет. Это по меркам средневековья, может, образ барона вполне живописуется. Но вот образ Христа, Который пришел, воплотился и умер на Кресте за род человеческий, не живописуется. Именно поэтому православные отцы не могли согласиться, несмотря на все обещания помочь против мусульманской угрозы, против завоевания. Вспоминаем Ферраро-Флорентийский Собор, Марка Эфесского, который не сдается, хотя его кафедра, Эфес давно уже на оккупированной турками территории была. В чем же тут дело? Прежде всего, смотрим на то, что, когда Господь говорит притчу о сеятеле, Он не говорит о том, как посевную вести. Эти все притчи и притча о сеятеле, недаром Он толкует для апостолов, иносказательны. Второй момент, который мы здесь вспоминаем, что апостолы в своих посланиях не что-то новое благовествуют, чего не говорил Господь. Они это Евангельское благовестие толкуют, уточняют, распространяют. Поэтому наша задача здесь найти, что же Господь связанное в Евангелии говорит. Прежде всего, мне вспоминается учение Господа, как он объясняет через образ дома, который строится на песке и на камне. У нас строящийся храм, поэтому мы это чтение читаем на каждом молебне каждую неделю.

Марина Борисова:

— Близко.

Священник Стахий Колотвин:

— Да. Когда мы просим Господа помочь в строительстве храма через каких-то добрых людей и просто через разрешение документальных вопросов, и там читается это чтение про строительство не на песке, а на камне. Но все-таки это чтение не про стройку, даже не про стройку храма, а это про устроение христианской жизни. Основание — это Сам Христос. Апостол Павел говорит об основании, и это основание, тот камень, который «камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа быть сей, и есть дивен в очесех наших» на каждой утрене возглашает диакон или священник. Это как раз благовестие пророческое о Христе, ветхозаветная фраза, воспоминание видения пророка Даниила, как камень несется и разрушает Вавилонское царство, истукана, который из разных металлов, из камней, из разных самых материалов состоит, но все равно Христос сокрушает. И это основание, Сам Христос, Которому можно уподобиться. Каждый христианин живет, как Христос. Собственно имя христианин — это тот, кто как Христос. Мы вспоминаем, как в Антиохии впервые последователи Христа решились назвать себя христианами, в этом было некоторое дерзновение. Если Христос это камень краеугольный, на котором все зиждится, то мы помним, как Господь похвалил апостола Петра, когда тот исповедал Его Сыном Божиим. Он сказал: Петр, ты та скала, твоя вера подобна скале, именно на такой вере Я могу церковь мою строить. Поэтому и мы должны, прежде всего, опираясь на церковное вероучение, которое фундамент, основание, дальше уже свою веру строить. Вот тут-то начинается то дополнение, которое апостол Павел здесь дает. Потому что очень многие люди... большое искушение. Смотришь: у меня христианская вера, я вот в ереси не ухожу, более того, я участвую в таинствах Церкви. И основание крепкое у тебя есть, Господь тебя спас, Господь за тебя на Кресте умер, ты в Церкви Вселенской пребываешь, православную веру разделяешь, но это лишь фундамент. Можно построить очень хороший фундамент, что на нем хоть танк поставь, ничего ему не будет. Но если ты дальше дом не будешь строить или на крепком фундаменте просто поставишь палаточку, это может, хорошо временно, но постоянно она тебя на протяжении круглого года не защитит от снегов и невзгод. Надо дальше строить. Поэтому точно так же христианин не должен останавливаться в своем духовном развитии. Иногда человек пришел в церковь и, правда, жизнь поменялась. Раньше в воскресенье спал, в субботу напивался, ждал очередного праздника из советского календаря, чтобы как-то жизнь хоть нетипично прошла. А тут действительно для себя человек открывает Христа и в свою жизнь вводит некоторые религиозные практики. Это технический термин, но действительно практики религиозные связывают с Богом, как с Богом контакт устанавливать. Потом это уже как-то ложится в жизни, и вот я христианин. И человек живет десять, двадцать, тридцать лет в Церкви, а роста нет дальше, строительство дома спасения остановилось. И это не потому, что Господь препятствует. Нет, Господь основание дал, но ты, устремляясь ко Господу, в какой-то момент останавливаешься. Более того, человек и сам может свой дом разрушать, сам губить свой дом. Поэтому как мы помним, что самое главное — храм нашей души. Помните, Господь через апостола Павла тоже возвещает и про тело: тело это храм души, помните, не только души нашей грешной, но и храм живущего в нас духа. То есть Духа Святого, Который в таинстве миропомазания на любого новокрещенного христианина сходит и с Которым мы должны в единстве прожить всю жизнь. А когда не получается, то каемся, приходим на исповедь и просим, чтобы Дух Святой снова вернулся к нам. И перед началом каждого дела читаем: «Царю Небесный... приди и вселися в ны». Как раз нас Дух Святой наполняет, но если мы разрушаем через грех — грех, мы помним, первых людей бессмертия лишил, что уж говорить о нас, о немощных людях — мы это разрушаем, Господь все равно жаждет нашего спасения, жаждет грешника кающегося к себе привести. Но тут надо понимать, что Господь никого никогда ни мучить, ни наказывать не будет. Если ты выбрал грех, выбираешь ради какого-то греховного удовольствия, гордость у тебя, какие-то ощущения, еще что-то, чувствуешь, польза есть, это как некий наркотик, который дает моментальный эффект, а потом жесточайшая ломка. Причем, если ты дальше сползаешь по пути такой наркомании, то ты кайф получаешь, а тебе хуже и хуже все равно становится. Если же ты начинаешь бороться, то тебя, ой, как ломать будет. Человек, который бросает зависимость, алкогольную, игровую, наркотическую зависимость, ему очень-очень тяжело. Точно так же и христианин, для него, чем он больше согрешил, чем он больше основание своего спасения, которое непоколебимое — Христос, а на нем уже все разрушено, все из чего он строил, где-то добрые дела, где-то молитва, где-то участие в богослужении, где-то действительно поступок, по-христиански пожертвовал чем-то, уступил. А потом это все разрушилось и лежит кучей камней, и ты только мечешься в своих страстях, никакого счастья нет. Охота снова забыться, в эти страсти погрузиться, в комфорт, развлечение, греховное прожигание жизни. Прожигание, чтобы, с одной стороны, быстрее закончилась, с другой стороны наоборот, чтобы она дольше протянулась, потому что боишься, что вот это закончится, твоя греховная жизнь. Если ты в какой-то момент оборачиваешься и идешь ко Христу, тебе будет очень тяжело. Как мы помним, организм, когда в нем какая-то зараза, вирус, бактерия, что он делает? Он нагревается просто, его задача пережечь. Начинается температура. Вспоминаем коронавирус, сорок температура. Нормально сорок температура? Да, это защитная реакция организма, ничего радостного в температуре сорок нет. Но именно ее поддержание помогает организму хоть как-то инородные микротельца уничтожать в самом себе. Но может просто не выдержать сердце, не выдержать сам человек и умереть. И точно так же, когда человек согрешил, чем больше ты согрешил, тем больше твоей душе, чтобы все перебороть, приходится, обжегшись, ошпарившись этим пламенем страстей... Недаром даже в русском языке фразеологизм «кипят страсти». На самом деле за этим просторечным выражением стоит глубокое богословское понимание, как страсти воздействуют на человека. Они обжигают его самого. А если брызги страстей вокруг распространяются, они еще жгут и окружающих. И у человека вроде спокойно на душе, а рядом с тобой кто-то страстями кипит, и вот он отравляет своим высокомерием, или своим гневом, да, чем угодно, отравляет жизнь окружающих людей. Поэтому, да, тебе может быть тяжело, да, кажется невозможно вылезти из греха, да, кажется, эту ломку без греха как же дальше прожить, это можно преодолеть. Это будет сложно, это будет больно, это будет горячо, это будет жечься и охота будет снова вернуться обратно в эту пустоту. Но если ты превозможешь, то Господь обязательно, Он стал основанием для твоего спасения, Он тебе и протянет руку, чтоб ты Царство Небесное наследовал, несмотря на все свои грехи, если ты их преодолеваешь и каешься.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея из 14-й главы, стихи с 22-го по 34-й. Это известная большинству, я думаю, наших радиослушателей сцена, когда Иисус остался помолиться, отправив Своих учеников на лодке на другой берег озера, ночью разыгралась буря и они увидели, что Спаситель идет к ним по воде. Я думаю, пересказывать или читать подробно не имеет смысла, потому что этот отрывок всем хорошо знаком. Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что случилось с апостолом Петром, который по своей яркой, сильной, эмоциональной вере сразу же захотел приобщиться. По-разному можно было выразить свои чувства по поводу того, что происходило на их глазах. Он сразу же сказал, что хочет участвовать в процессе, он попросил, чтобы Спаситель его благословил, чтобы он пошел к Нему навстречу тоже по воде. Этот момент, мне кажется, очень интересен, потому что в Евангелии все не просто так. Если это обращено к нам, то в чем тут еще урок для нас, кроме того, что мы часто слышим в проповедях на эту тему. Он пошел. Ты хочешь? Пожалуйста. И вдруг этот пламенный верующий человек смотрит вокруг и думает: Господи, как это я, что это, как же я могу. В образе апостола Петра мне всегда было интересно, насколько он удивительно близок к тому переживанию веры, которое на протяжении всех лет присуще каждому из нас, просто мы не так это выражаем. Но вот эти метания между «ты повели, я все сделаю» до «ой, а как же так, нет, я не могу» на протяжении всей нашей жизни преследуют нас. В чем помощь этой истории для нас? Как нам, ухватившись за нее, справляться с собственными колебаниями в вере?

Священник Стахий Колотвин:

— Не колеблется тот, кто просто ровно лежит и ничего не делает. Если ты начал идти, все равно ты будешь чуть-чуть шататься. Если посмотришь на идущего человека, человек реально идет, чуть-чуть приподнимается, чуть-чуть опускается. А если даже в каком-то танцевальном номере человек идет на идеальной высоте, как кавказские танцы, там девушки вроде плывут как лебедушки, все равно за этим стоит большая работа и большие колебания, которые просто не видны за роскошными нарядами. Этот некоторый аналог мы можем приложить и к нашим колебаниям веры. Если ты живое существо, ты обязательно будешь двигаться; если ты не живое существо, ты будешь лежать, пока тебя какой-нибудь камень извержения вулкана или лавины не снесет, или дожди подмоют твое основание, ты куда-то дальше свалишься. Точно так же и здесь мы видим, что проблема апостола Петра, который начал тонуть, связана с тем, что он все-таки решился пойти. И это самое сложное. Видеть, что Христос это здорово, что христианство это здорово, вдохновиться, что как-то это для души, как-то это тепло, как-то это хорошо, как-то это эстетично, прекрасно, это только полдела. Если ты дальше не двигаешься, то мы вспоминаем, что вера у бесов есть такая, они все про Бога хорошо знают, верят, трепещут, а толка нет никакого. Все равно надо к Христу приближаться. Ко Христу очень сложно приближаться, потому что Он Творец неба и земли и мы видим, что законы поверхностного натяжения жидкости на Него не действуют или как-то меняются под Его стопами чудотворными, которые потом будут пронзены гвоздями на Кресте. Следовать за Ним человеку простому, смертному, грешному очень-очень тяжело. Более того, это совершенно невозможно, последовать и не утонуть. Самая сильная вера апостола Петра, мы уже вспоминали сегодня, что Господь ее очень хвалит, говорит: Я сам камень спасения, а у тебя вера как скала, подобная этому камню, здорово, здорово, молодец, апостол Петр. И здесь, собственно, Он его тоже благословил, более того, апостол Петр даже пройти немножко смог. О чем это говорит? Пункт номер один. Надо обязательно стараться. Если ты увидел Христа, иди и живи не по законам мира сего. Законы мира сего — надо только заработать, отдохнуть, поразвлекаться, кого-то подавить, кого-то преодолеть, где-то отмолчаться и так далее. А закон христианский, Царства Небесного, которое внутри нас есть, совсем другой, не совпадает. Именно поэтому неудобно в этом мире христианину бывает жить. Ну, потому что не связано это никак. Но ты должен идти. Ты пошел по этому пути, Господь чудесным образом дает тебе возможность жить по-христиански, хотя вокруг мир живет совсем не по-христиански. Неважно, какие вывески, какие золотые кресты и купола, смотрим, как реально люди живут. И самое главное, что даже если ты будешь срезаться, даже если ты будешь грешить, даже если ты будешь отступать, но если ты не будешь сдаваться, если ты будешь ко Господу с молитвой обращаться опять, то Господь тебя все равно обязательно спасет. Поэтому не надо бояться стартовать, не надо бояться идти, не надо бояться того, что у тебя есть грехи, но и на всякий случай самоуспокаиваться тоже не надо. А то батюшка сказал, что не надо бояться, поэтому я пойду за Христом, но буду грешить, буду в грехах валяться целиком, а Господь меня обязательно спасет. Нет. Если ты не сделаешь по водной глади хотя пару шагов сам, то ко Христу ты не сможешь подобраться на расстояние вытянутой руки. Если ты даже будешь: а, все хорошо, я грешу, но Господь меня спасет, не будешь ко Господу взывать в молитве искренне, и в домашней молитве, и в молитве церковной, и в молитве, которая предваряет принятие святых церковных тайн на Божественной литургии, то тоже Господь тебе навязываться со Своим спасением не будет, и ты пойдешь ко дну. А если ты не будешь сдаваться, и молитвой свою жизнь будешь сопровождать, то Господь обязательно поддержит.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня как всегда по субботам в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». У микрофона Марина Борисова и со мной в студии наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. И как всегда по субботам мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Наступающее воскресенье не просто воскресенье, у нас особенное воскресенье, потому что оно еще совмещает воскресный день с праздником с очень интересным архаичным названием Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Это знаменует начало Успенского поста. Что это за праздник Происхождение Честных Древ, в переводе на обиходный русский язык это Крестный ход? Почему этот Крестный ход так важен Церкви, что она его запомнила, сделала особым праздничным днем, и с него начинается подготовка к двунадесятому празднику Успения Божией Матери?

Священник Стахий Колотвин:

— Когда Господь идет в Иерусалим, Он же идет в Иерусалим, можно сказать, в последний раз, а Господь регулярно ходил в Иерусалим, жил и проповедовал на Севере, в Галилее и со своими учениками апостолами ходил в паломничество на три главных праздника Ветхого Завета. Иногда Он проходил, чаще всего, через Заиорданскую страну, где жили иудеи, это был обходной путь, но более спокойный. Иногда Он шел напрямик через селения самарян, которые с иудеями не соприкасались, которые не давали им еды за деньги, даже за большие, купить, тем более воды напиться. И мы вспоминаем знаменитую встречу самарянки. Тут скажете: батюшка, причем тут Крестный ход? Символ какой был? Что Животворящее древо освящает, освящает воду, на любом водосвятном молебне, причем, что на Великом водосвятии на праздник Крещения, что на малом водосвятии в день Преполовения Пятидесятницы и как его помимо Устава повторяют в течение всего года, когда только захотят, что погружается крест Христов в воду. А мы вспоминаем, что в беседе с самарянкой вода, это вода Жизни, которую кто вкусил, не вжаждется вовек. По всеобщему толкованию святых отцов эта вода — это Кровь Христова, Которая текла по Кресту, на Котором был распят Спаситель, и Она делала и животворила. То есть человеческая кровь становилась кровью Божественной. Вода обычная становится водой Жизни. Вспоминаем все эти чудесные преображения, начиная с такого простого незатейливого радостного праздника в Кане Галилейской, где Господь обычную воду в вино претворяет, чтобы людям было более радостно и весело. И когда этот праздник, хронологически достаточно поздний, в нем стала праздноваться возможность получить исцеления.

Марина Борисова:

— Собственно, и связано с эпидемией холеры.

Священник Стахий Колотвин:

— Исцеления вполне земные от болезней. Конечно, людям тяжело сосредоточиться только на духовном, хочется, чтобы Господь здесь наши проблемы разрешал. Поэтому эпидемия от холеры, и праздник Всемилостивого Спаса, хотя у них совпадение в один день, это даже две разных службы: Происхождение Честного Креста Господня и службы Всемилостивому Спасу, это с воинскими победами, воинские победы тоже с Крестом Господним еще как ассоциировались. Византийская армия всегда под знаменем креста шла в атаку или оборону держала, ничего удивительного. Эти два замечательные богослужения... У нас храм Крестовоздвиженский, мы, конечно, служим Происхождение Древ Честного Креста Господня. А вот в соседнем храме нашего района Митино на окраине Москвы, в храме Всемилостивого Спаса, там престольный праздник главный, там у отца Григория Геронимуса служба наоборот в честь Всемилостивого Спаса. Поэтому тоже можно из года в год ходить и сравнивать богослужения, что чуть-чуть другие песнопения поются. Но все равно все объединяется, Господь преобразует нашу жизнь. Точно так же как Он может сделать водную гладь такой, что на нее можно наступить, Он может и водную гладь сделать такой, что вода будет во исцеление человека от холеры. Он может эту водную гладь сделать, что Древо крестное погружается, и воин идет и агарян сокрушает, несмотря на все экономические и военные предпосылки, что должен проиграть, а тут вроде победа одерживается Византийским императором, русским царем. Но самое главное, что Господь преобразует — кого? — вот этого состоящего более чем на 80% из воды человека, который должен попасть в могилу и вернуться в круговорот элементов таблицы Менделеева, прежде всего в водичку. Ну, а также напитать различных там червячков или, если печь крематория, согреть атмосферу окружающую, парниковый эффект и так далее. Вот этот тленный человек, соприкоснувшись с Телом и Кровью Христовой, может наследовать жизнь вечную, он может наследовать Царство Небесное — это самое главное. Но при этом вспоминаем слова апостола Павла: «помните, какой дорогой ценой вы куплены». Когда на любой Крестный ход впереди несется крест, когда священник на Крестном ходу радостно окропляет святой водичкой, той самой, освященной через погружение креста, и крест при этом благословляет людей, мы должны вспоминать, что мы куплены ценою Крови и Тела Христовых, Которые на этом Кресте проливались, Которые на этом Кресте ломились. Раз мы этим вдохновляемся и надеемся, что какие-то даже земные проблемы наши через Крест Господень разрешатся, то нужно соответствовать. Взялся за гуж не говори, что не дюж.

Марина Борисова:

— У нас еще начинается Успенский пост. Вообще Успенский пост многие люди... Тут делятся, есть люди, которые очень любят Успенский пост, но действительно он вершина церковного года. Во-первых, очень много праздников, предваряющих его и во время него. Как правило, август время созревания плодов, прекрасной погоды, в связи с этим хорошего настроения, чаще всего. И есть люди, которые недоумевают, потому что отношение к посту, заданное отношением к Великому посту, не очень укладывается в этот нарядный пост. Хотя наряду с этим это очень строгий пост, он такой же строгий как Великий. И как нам объясняют святые отцы, он установлен в память того, что Матерь Божия на своем земном пути знала, когда он закончится и готовилась к нему молитвой и постом, что предлагается и нам в воспоминание Ее поста. Как совместить это постное состояние души и в то же время такое радостное оформление этого поста?

Священник Стахий Колотвин:

— То, что Успенский пост начинается именно с Изнесения Древ Креста Господня, нам дает очень важный настрой. С одной стороны, лето, плоды, мёдик освятили и ничего страшного. А с другой стороны, мы вспоминаем, что любой пост это символ того, что отымется Жених и будут поститься, как сказал Господь. Действительно, мы чуть-чуть расслабляемся, наши усилия на Пасху, на Троицу, все какие-то порывы, особенно у городского человека 20-21 века, у которого летом отпуск, дача, летом можно не напрягаться на работе. И в духовной жизни можно особо не напрягаться. В воскресный день заходишь в храм, где все люди? А где-то они на грядках или на берегах морей далеких почивают. Здесь пора встрепенуться. Этот пост надо воспринимать не как самоцель, а как некоторое средство вернуться обратно под Покровом Пресвятой Богородицы хотя бы в свой привычный, пусть и низкий, но какой-никакой уровень религиозной жизни.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Конечно, главное событие предстоящей недели это двунадесятый праздник Преображения Господня 19 августа. Я даже не знаю, напоминать ли нашим радиослушателям событие праздника? Я думаю, что оно настолько хорошо всем известно. Даже люди неверующие и не ходящие в церковь, но имеющие хоть какое-то отношение к культуре и ходившие в своей жизни хотя в один изобразительный музей, наверняка этот сюжет видели в разных интерпретациях, и в художественных, и иконописных, поскольку он был чрезвычайно любим художниками на протяжении многих веков. Но, мне кажется, сколько не вспоминай этот сюжет, он все равно остается загадочным. Что это за Фаворский свет, который увидели апостолы на горе Преображения, о котором написано такое количество богословских трудов на протяжении веков, и который так, по-моему, и остался непонятым до конца даже учеными богословами?

Священник Стахий Колотвин:

— Любая истина противоречива, в ней есть вещи, которые несовместимы. Точно также Господь, это абсолютная простота, неразделенность, совершенство, при этом это такая простота, которую разуму не охватить. Нетварный Божественный Фаворский Свет это Сам Бог. Более того, как святитель Григорий Палама, спустя тысячу двести — тысячу триста лет после жизни земной Христа рассуждал, что, действительно, это нетварная Божественная энергия. Почему иногда это сложно понять современному человеку? Да потому что наоборот люди усложняют то, что просто, и что, увы, за отсутствием некоторого базового богословского образования кажется чем-то очень похожим на какие-то эзотерические культы, которые своих последователей, или даже не последователей, а заманивает людей просто сторонних, что ты чуть-чуть к ним прикоснись. Любой гностицизм, эзотерика, что-то восточное, тайное показывает — это не для всех, это не очень понятно, ты увидишь там гуру, ты прикоснешься к энергии, ты откроешь такой источник энергии внутри себя через специальную гимнастику, через ароматические палочки, что-то такое. Человеку накручивают лапшу на уши, а по гордости человеку кажется: я особый, не такой как все, я могу понять, как эти энергии движутся. Или я даже приду к какой-то чудотворной иконе, к мощам, к какой-то святыне, там энергию какую-то почувствую. Это слово энергия, которое в 20-м веке, в 19-м, в эпоху расцвета нью-эйдж, и в 21 веке продолжает нагружаться излишними коннотациями, на самом деле это простое греческое слово. Энергэо по-гречески действовать. То есть не болтать, например, а действовать, ты берешь и делаешь, действуешь. Делаешь, не в смысле работаешь, конструируешь, а просто какое-то действие, это и есть взаимодействие. Энергия это действие. Тут даже немножко курс нашей школьной физики мешает, потому что есть движение и действие и сила это одно, а вот энергия что-то другое, это учебник другого класса с другим цветом, когда ты разбираешься в электронных полях. На самом деле все значительно проще. Господь, Его сущность не познаваема для человечества, но Господь открывается нам. Не то, что он посылает какой-то особый тип благодати, особенно Фаворское облако. Смотришь, и кажется, что Фаворское облако это тот сгусток энергии. Нет. Облако было после Преображения. Наоборот когда оно скрыло, то есть это окончание. Облако нельзя ассоциировать на горе Фавор с Божественной энергией. Наоборот окончание действия Божественной энергии. Когда Господь есть и Он действует, все понятно, все очевидно. Когда ты уже Бога не видишь, отделен по-прежнему своей греховной природой, то перед тобой как облако, и ты скрыто смотришь, как апостол Павел сравнивает, что мы видим как сквозь тусклое стекло, что же там будет. А когда Господь действует, и ты это действие воспринимаешь, начинается взаимодействие, начинается соработничество, о котором учат святые отцы, то все просто и очевидно. Если ты даешь действию Господа коснуться своей души и в ответ действуешь, тебя преисполняет такая радость. Апостолу Петру и Павлу раскаленная гора... В подростковые годы с хором мы трижды были на горе Фавор и пели на ночной службе. Ночью еще худо-бедно. А ездил, например, со своими прихожанами и паломниками не в месяц, когда Преображение, а просто мы поднимались посреди дня, жара в тени сорок градусов, а так все пятьдесят градусов, и ты еще в горку идешь, там и укрыться-то негде от этого палящего солнца. Как человеку может быть так хорошо, что он не хочет уходить. Ну, конечно, скептик скажет, что тепловой удар хватил. Нет, как мы видим, апостолам потом еще хватило бодрости и спуститься, и проповедовать, и перенести все страдания, потом сквозь всю вселенную, по крайней мере, весь Средиземноморский ареал и соседний пронести. Так что все хорошо у апостолов было, это наоборот их вдохновило. Потому что если ты почувствовал действие Божие, то неважно, какие вокруг материальные условия, неважно, какое у тебя состояние здоровья, неважно, какая погода на улице, неважно, какие у тебя сложности, все это уходит абсолютно на второй план. Эта радость, которую каждый христианин наверняка в своей жизни чувствовал. Это не та радость, которая постоянно бывает. Воспоминание о Фаворском Свете, об этой радости, может быть, апостолы никогда больше такого не переживали. Может, разве когда они увидели воскресшего Христа, что-то подобное было. Может быть, не подобное, а то же самое, Свет Воскресенья это тот самый Фаворский Свет, потому что это Свет Божества, который виден, несмотря на человеческую природу. Фаворский Свет совсем не связан с блеском солнца. Солнце так сияет, нет ни одного облачка в августе на Святой земле, просто не видно, этот свет собой заливает, лишь бы от него укрыться. Никакой дополнительный свет, который как волна идет и отражается в наших глазах, никак не связан, это действительно что-то из духовного мира, который прикасается. Тут, конечно, нам не надо гнаться, потому что если мы начнем гнаться с конца за каким-то впечатлением и эмоцией, что, ой, меня что-то такое поразило, мне неудобно и я от этого отключился, забыл. Нет, святые отцы предупреждают, что эмоциональность, чувственность это не то, что нужно. Если будет действие Божие, которое радует твою душу, даже если у тебя не будет слез умиления, даже если у тебя не будет какого-то приподнятого настроения, все равно ты это обязательно почувствуешь. Поэтому, дорогие братья и сестры, сложно почувствовать, редко почувствуешь, но ничего, в Царство Небесное попадешь и там всегда с Господом будешь в этом самом радостном классном ощущении.

Марина Борисова:

— Есть еще одна деталь, которую редко кто объясняет. Почему на горе Преображения вместе со Спасителем оказались именно Моисей и пророк Илия? С Моисеем более-менее можно объяснить по аналогии. Когда он получил Закон, он от общения с Богом пропитан был этим Светом, что вынужден был прикрывать лицо, потому что, спустившись с этой горы, он не мог со своими соплеменниками общаться из-за сиявшего отблеском этого Света его собственного лица. Но пророк Илия? Там кроме огненной колесницы ничего огненного в его жизнеописании нет.

Священник Стахий Колотвин:

— Огненная колесница это тоже на самом деле некоторое действие Божие. Господь берет и абсолютно преобразует законы падшего мира, специально делает исключение для пророка Илии, как до этого для Еноха сделал. Точно также прок Илия сталкивается с действием Божиим, которое его ведет не к смерти, не в ад, а ведет в некоторое состояние, из которого он вернется и, как сказано, есть у нас пророчество, что прежде чем придет Христос, нужно Илии прийти. И недаром Иоанна Предтечу воспринимали как Илию пророка, и Самого Христа принимали как Илию пророка. Ну, такие великие дела. Но все-таки такой консенсус есть, что Илия пророк придет перед Вторым пришествием Спасителя, чтобы пострадать перед тем пришествием, а не перед Первым. Для нас это действие Божие и огненная колесница это некоторое описание, которое пророку Елисею запомнилось, отложилось. Кони огненные, колесница, может, это были шестикрылые Серафимы, но сложно их описать. Он их так представил, что они вознесли. А самое главное, это действие благодати Божией. Пророк Илия, можно сказать, он пребывал на Фаворе, это не то, что его откуда-то перенесли. Да, пророк Моисей жил по Закону, который ему дал Господь Бог, но как и все ветхозаветные праведники, пребывал в аду. Сейчас ему просто было радостно, что Господь Вседержитель уже идет и скоро его будет из ада изводить. Пророк Илия из всех людей, кто присутствовал на земле, считая трех апостолов, пророка Моисея, было логичнее всего там оказаться. Потому что это светлое действие Божественное, светлая Божественная энергия, он в ней просто существовал. Он на земле жил сотни лет, как время идет у Бога загадка. Время для Бога — тысяча лет как один день и один день как тысяча лет. Поэтому пророк Илия абсолютно логично там очутился, как пребывающий в этом Фаворском свете, как поддерживает его существование этот Божественный Фаворский Свет. Ну, а если мы вспоминаем символический смысл пророка Моисея как начальника Закона ветхозаветного, то пророка Илию можно обозначить как начальника пророчеств ветхозаветных. Тут можно сказать, что пророчества были пророка до Илии? Конечно, были. Пророк Исайя такую книгу написал, а пророк Илия, наоборот читаем о его жизни, а его поучений не очень записано. Так и до пророка Моисея Господь закон устанавливал и с Адамом, и даже с Каином, убившем своего брата Авеля, тоже какой-никакой закон, и с Ноем устанавливал, и с Авраамом, Исааком, Иаковом. С каждым из них был какой-то закон. И здесь начальник это тот, кто позволил людям на некую финишную прямую выйти для того, что встретить Спасителя. Моисей сделал это все через Закон, чтобы люди, те самые апостолы, те самые лучшие люди Ветхого Завета, которые были даны и которые потом стали лучшими людьми Нового Завета, Петр, Иоанн и Иаков, они это восприняли в чем-то от Моисея, а в чем они это восприняли от прока Илии. Если Моисей, мы помним, как постоянно фарисеи говорили, что мы наследники Моисея, мы по его Закону, Моисей нас так учил, это ввело их в формализм. Если формализм Закона Моисеева не противовесить пророками, которые разбивали весь этот формализм. Пророк Илия вел абсолютно нелогичный, не в смысле, что он Закон Моисеев нарушал, но его служение показывало постоянно, что есть источник общения с Богом, который не заключен в эти десять заповедей, не заключен во Второзаконие, не заключен в этот список, что можно от Бога постоянно получать. И как фарисеи, когда они встречали Иоанна Предтечу, когда они встречали Христа, это не понимали. Они же, по сути, от пророков отвернулись. Потому что пророки им говорят, что Дух Святой может глаголать и так, не только через Моисея, и эта открытость. Поэтому это праздник, через который мы видим, что Господь может действовать точно также по-разному. Где-то для того, чтобы действия Божии осуществить, надо на какие-то правила опираться. Если ты говоришь, что не хочу в храм ходить, там все люди грешные, батюшка грешный, я как-то сам, у меня будет индивидуальный канал общения с Богом, никакой не связанный, уникальный. Будет, и будешь действовать, и будешь чувствовать, и будешь эйфорию чувствовать, но только это будет не Бог, а сатана. Потому что Господь гордым противится, а только смиренным дает благодать. Поэтому, да, где-то надо опираться и нам для того, чтобы почувствовать действие Божие, на и ветхозаветный Закон и на новозаветный закон, и на те заповеди, которые Господь формулировал, чтобы нам помочь. Ему достаточно в принципе сказать, люби Бога всем сердцем и ближнего как самого себя, в этом весь Закон и все пророки. Сразу и Моисей и Илия собираются в этой заповеди. Но поскольку мы люди несовершенные, мы не может ни разумом охватить, ни жизнью охватить, то Господу пришлось и в Новом Завете столько и притч сказать, столько разъяснений, столько указаний дать, столько через апостолов сохранить каких-то диалогов с земными людьми во время трех лет Своей земной проповеди, чтобы нам было проще к этому подойти. И опираясь на некоторую формы, где-то ты берешь и где-то из этой формы тебе надо научиться выходить И об этом тоже стоит пророку Илие помолиться, потому что ты начинаешь свой путь в церкви, и понимая что тебе нужно действие Божие, тебе нужно открыть правило и его читать. А где-то наоборот ты прожил в церкви несколько десятилетий, ты открываешь молитвослов, и он тебя не соединяет с Богом, а отделяет, это вычитывание. И ты вспоминаешь пророка Илию и закрываешь молитвослов, и целый год его не открываешь, и молишься только своими словами, и чувствуешь, что действие Божие к тебе вернулось.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Наступающая неделя дает нам возможность вспомнить дорогих русскому православному сердцу святых, поскольку у нас 20 августа будет праздник в честь обретения мощей святителя Митрофана Воронежского и 21 августа перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Я думаю, что и святитель Митрофан и Соловецкие святители всем хорошо известны, хотя бы из истории государства Российского. Поскольку Митрофан Воронежский был один из немногих архиереев того времени, который понял, что такое Петр для государства Российского, и не только от него не отвернулся, но даже благословлял при строительстве первого флота, отправлял туда крестьян, благословлял идти работать на верфи. То есть он был одним из немногих архиереев, которым царь Петр при всей своей неоднозначности доверял, и очень скорбел, когда святителя Митрофана не стало. При этом святитель Митрофан был еще, мне кажется, удивителен тем, что он сорок лет прожил жизнью простого сельского священника. Он был семейный, у него была семья, был сын, и все было, как у обычных батюшек того времени. Все началось с того, что, овдовев, он принял монашество. И дальше удивительный его путь, его служение на епархии, которая вся развалилась к тому моменту, когда он туда пришел. Его колоссальные труды для того, чтобы наладить хоть какие-то зачатки образования. Он открывал школы и заставлял священство учиться. К тому моменту священство достаточно оскудело, и многие грамоты не знали священники, что сейчас даже трудно себе представить, но из песни слова не выкинешь. Что касается Савватия, Германа и Зосима Соловецких, там вообще можно отдельную передачу посвящать, потому что хитросплетения их судеб, насколько нелегко дались Соловецкие острова монахам. Герман, который первый их открыл и понял вкус одинокой монашеской жизни, не выдержал там один, он оттуда уехал. Пока не встретил Савватия, не смог вернуться на эти острова. Как непросто им все это давалось. И во что это превратилось в результате. И как удивительно промыслительно получилось, что второе обретение их мощей после всех мытарств, через которые они прошли в 20-м веке, когда монастырь не только закрыли, но и превратили в концентрационный лагерь, и, естественно, мощи оттуда увезли, и они где-то в каких-то запасниках антирелигиозных музеев хранились. Но сохранились и были возвращены в монастырь ровно в тот самый день, когда были обретены мощи в 16-м веке. Все эти судьбы святых русских очень переплетены с Российской историей, они в нее вживлены, они не только небесные жители, но и земные очень.

Священник Стахий Колотвин:

— Каждый следующий поток монахов, жаждущих уединения, уходил все дальше и дальше от привычных центров. Если мы посмотрим, то даже такой столп русского монашества, как Сергий Радонежский, как только многолюдство у него в монастыре начиналось, начинались склоки, раздоры, он все время куда-то шел. Ушел вместе с преподобным Мефодием в Пешношский монастырь, основал, в Киржачу ходил основывал. Но потом возвращался. И его ученики шли дальше не потому, что им не хотелось в лавре их учителя находиться, а просто у монахов есть стремление к уединению. Тем не менее, это отшельническое жительство совсем не для многих. Когда Господь сотворил Еву и сказал: «Нехорошо человеку быть одному», это касается любого человека, человек все равно спасается в церкви. Церковь это собрание верных. По большому счету священник не может служить сам один литургию, потому что литургия это для общины, она не для отдельного человека. Если мы посмотрим на древнее монашество, монашество первых веков, то тоже оно приняло, несмотря на особножительное житие, что жили в разных пещерах, на километры эти пещеры простирались. И вроде рядом была братия, которая в случае чего поможет, если ты заболел, и нет у тебя пищи, но все равно ритм жизни становился такой, что жило двое монахов, старец и послушник. Один мог помочь больше физическим трудом, другой больше духовным наставлением. Это менялось, так дальше по цепочке шло. То, что монах уходит и ищет уединения, это абсолютно правильно, это истинный монашеский настрой. То, что к этому монаху приходит кто-то и его уединение разрушает, это тоже Господом задумано, и это здорово, потому что так все замечательные обители и были основаны. Так они и обрастали братией. Если посмотрим на Кирилло-Белозерский монастырь, с которого начинали свой путь Соловецкие отцы, это ж тоже обитель, которая незадолго до этого была основана. И была — край мира, дальше только дикие северные племена, не знающие Христа, которые охотой, собирательством, оленеводством занимаются. И ничего больше нет, нет храмов, нет русских городов. Но снова и снова, если мы посмотрим на другой центр, уже не центральная Русь, а Северо-Западная Русь, Великий Новгород, вторая по значению кафедра древнерусской Церкви, то мы видим, что люди шли. Валаам такой пустынный остров, если посмотришь на сто лет назад, место пустынное, уединенное, место там суровое, но уже успели, обжились монахи, уже это не так далеко стало от Новгорода. Кажется, то, что совсем недавно было местом уединения, уже стало местом, куда и паломники наверняка добирались, не только монахи, жаждущие подальше от знаменитых, богатейших новгородских обителей перейти в какую-то более спокойную духовную жизнь. Этот некоторый предел, все равно рано или поздно добираешься до Белого моря, и дальше только остается Северный Ледовитый океан, полюс, а потом уже с другой стороны все теплее начинает, но как мы знаем и до Аляски Герман Аляскинский доходил. Вот это монашеское стремление, как мы помним, не противоречит идее проповеди Христа. Собственно апостолы, когда апостол Павел говорит, что я мог бы как апостол Петр взять себе жену, которая останется мне сестрой во Христе, это ничем бы не умалило моего апостольского служения. Нет, говорит, я и без жены все равно смогу лучше +эту проповедь Христа вести. И также каждый апостол, который не ищет вроде бы уединения, но несет монашеский смысл. Также и монахи, которые вроде бегут от мира, но мы видим, как на протяжении всей церковной истории к монахам бегут и за наставлением, и на фоне всяких гонений со стороны еретиков. Вспоминаем мы роль монашества в иконоборческом периоде, когда на протяжении с перерывами почти двухсот лет именно монахи хоть как-то хранили почитание икон. Вспоминаем, что однако тот же самый дух буйный среди монахов был. Еще святитель Василий Великий различные правила устанавливал, чтобы монахи жили в своих пустынных местах, а не ходили в городах, никого не смущали. И вот этот некоторый образец пустынного жительства, который невозможен в наших краях, открываешь древние патерики, ты не найдешь здесь пустыни раскаленной, тут единственно можешь уйти куда-то в снега, где даже летом вода ледяная. Если выпал за лодку, все, скоро ты погибнешь, даже если не зимние месяцы, когда особо в воду сложно выпасть, море замерзает. Поэтому образец монахов Соловецкой обители это образец такого монашества, которое получило логичное завершение. Недаром потом Соловецкая пустынь дала столько замечательных подвижников веры и благочестия, которые в том числе могли с этой выдержкой возвращаться в большой мир, и этот мир их никак под себя не подчинял, не подделывал, потому что такую мощную духовную закалку они получили. Вспоминаем того же самого нашего святителя исповедника митрополита Филиппа. Который в Соловецкий пустыне настолько вдохновился, что даже вернувшись в столицу, оказавшись рядом с царем, оказавшись не сразу под гнетом гонения, а сначала наоборот под гнетом ласки и доступа к власти, в том числе к власти светской, делегированной от царя. Чтобы это устроение монашеское и уединение сердечное сохранить, как вспоминаем, древо познается по плодам, и Соловецкая обитель эти плоды приносит, в том числе и плоды новомучеников и исповедников, среди которых, как мы помним, отнюдь не все были монахами, а много просто замечательных людей. Более того, Соловки это такое место, которое и для моей семьи не случайное. Моего прапрадеда, кулака сослали на Соловки. Обычно оттуда люди не возвращались. Но поскольку до революции на праздниках мог для развлечения людей и лошадь поднимать, у него запас здоровья был, сумел вернуться. Но, правда, вернулся и сразу умер на руках у родных. Конечно, изможденный организм, если ты работаешь за десятерых, тебе надо и есть хотя бы за семерых, а не то, как там большевики кормили на лесоповалах Соловецких. Эта русская Голгофа, эта Секирная гора, эти прообразы Голгофы, которые в топографии Соловецких островов пятьсот лет назад основывались, казалось, это некий символический смысл, это воспоминание. Но у Бога ничего случайного не бывает. Это просто аж мурашки по коже идут, когда понимаешь, отцы брали просто место уединенное, называли это Голгофой, а потом это по-настоящему русской Голгофой стало. Вот он 15-й век, а вот 20-й век, прошло пятьсот лет и вот эта Голгофа. Как стояла гора Голгофа рядом с Иерусалимом, никто ж не знал, что именно здесь Господь будет распят. Сион воспевался, но воспевался как гора жертвоприношения, а потом Господь ее освятил. И точно также своей молитвой святые отцы преподобные Сергий, Герман, Зосима Соловецкие чудотворцы и другие Соловецкие чудотворцы, мне кажется, подготовили к этому исповедническому подвигу, позволили остаться людьми, не потерять человеческий облик, а наоборот ангельский облик обрести всем новомученикам и исповедникам Соловецким, которые страдали пятьсот лет спустя.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Поститесь постом приятным. До свиданья. Слушайте нас на следующей неделе.

Священник Стахий Колотвин:

— С Богом.

Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем