Не так уж давно, - кажется, в начале двухтысячных, - издательства, на фоне всеобщего упадка интереса к чтению, стали снабжать обложки своих книг ярким призывом «Читать модно!» Кажется, такая малость, - а ведь в итоге сработало! Что и говорить, стимул человеческих амбиций – вариант практически беспроигрышный. И, кстати, известно о нём было задолго до прихода современных рекламных технологий.
Московский городской голова Николай Алексеев, будучи сам крупнейшим благотворителем своего времени, невероятно тонко и умело поощрял к этому других. Возведение благотворительности в разряд некого «тренда» позволило наконец-то отважиться на первый шаг прежде всего тем, кто и сам давно уже желал сделать что-то полезное для ближних, но не знал, с какой стороны к этому подойти. Именно таким человеком оказался московский купец Николай Иванович Боев.
Нельзя сказать, что до этого он совсем не участвовал в общественной жизни. Боев состоял в Попечительском совете больницы имени святого Владимира, активно участвовал в делах Мариинского женского училища и Дамского Попечительского общества о бедных. И всё же его не оставляла мысль о том, что он мог бы принести городу куда большую пользу. Вот только какую?.. Построить театр? Их и так в Москве немало, да и не театрал он вовсе. Открыть музей? Но ни коллекционированием, ни наукой Николай Иванович не увлекался.
И вот, на очередной встрече с московским купечеством, городской голова Алексеев между разговорами, будто бы вскользь, заметил:
- Стариков у нас много беспомощных. А приглядеть-то за ними некому…
Николая Ивановича словно осенило. Ну конечно, и как он раньше об этом не подумал? Нужно строить богадельню!
Буквально на следующий день на стол градоначальника легло письмо от Боева, в котором он испрашивал дозволения начать строительство дома призрения для престарелых. Городская дума намерение одобрила и выделила участок на улице Стромынке, в Сокольниках.
Как искренне верующий христианин, Николай Боев начал строительство с закладки домового храма, который решено было освятить в честь святителя Николая Чудотворца. Он стал центром двухэтажного кирпичного здания, выстроенного в сложном и одновременно лаконичном сочетании древнерусского и византийского архитектурного стиля. Спустя несколько лет, во время одного из своих визитов в Москву, в этом храме служил Божественную Литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Богадельня вмещала около трёхсот человек. Рассчитана она была исключительно на неимущих, оставшихся без попечения и средств к существованию стариков. Здесь они получали уход и лечение, а главное – заботу и духовную поддержку. Вскоре Николай Иванович построил неподалёку ещё несколько корпусов – это были дома с бесплатными квартирами для бедняков, а рядом – два присутственных здания, где расположились женское и мужское начальные училища. Обучение в них предоставлялось бесплатно. Таким образом, купец Боев основал на Стромынке целый благотворительный городок, который полностью содержал на свои средства до самой смерти.
Но и после того, как Николай Иванович скончался, его деньги продолжали работать во благо людей. В завещании он оставил Дому призрения около трёхсот тысяч рублей. Более семисот тысяч было затрачено на его постройку и содержание, иными словами, пожертвование Боева составляло приблизительно миллион рублей.
Но, несомненно, его главная ценность выражается не в денежном эквиваленте, а той в пользе, которую это пожертвование принесло, и по сей день продолжает приносить людям. В бывшей Боевской богадельне в наше время разместился Московский научный центр по борьбе с туберкулёзом. А в домовой церкви во имя святителя Николая по-прежнему совершаются богослужения, во время которых молящиеся не забывают помянуть Николая Ивановича Боева – щедрого и доброго попечителя стариков и бедняков.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер