Едва ли найдётся человек, который не слышал «Свадебный марш» Мендельсона. Невесты всего мира идут под венец в сопровождении этой музыки, символизирующей начало новой жизни. А как же сам Мендельсон? Принёс ли композитору семейное счастье его марш?
В 1809 году в семье гамбургского банкира Мендельсона-Бартольди родился сын. Младенца назвали Феликсом, что переводится как «счастливый». Крёстный мальчика не ошибся, удача не изменяла Феликсу. Он был чрезвычайно одарённым ребёнком. Музыкой занимался с раннего детства и делал такие успехи, что уже к 10-ти годам играл сольные фортепианные концерты, а сам Гёте называл его «сокровищем».
В 17 лет Феликс написал увертюру к опере «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира. А через 16 лет прусский король заказал композитору всю оперу целиком. Одним из её фрагментов и стал «Свадебный марш». Правда, тогда никому и в голову не пришло сделать его маршем для новобрачных.
Феликс долго оставался одиноким. В 21 год ему даже стало казаться, что он никогда не встретит свою любовь. С такими мрачными мыслями музыкант отправился в Италию. И вот в Риме у него наконец появилось предчувствие любви. В музее Мендельсон увидел картину «Святая Сесилия».
Изображённая на холсте покровительница музыки потрясла Феликса. Он сказал себе, что обязательно встретит такую Сесилию и женится на ней. Пять лет жил Мендельсон этим предчувствием, Сесилия даже снилась ему. Сны были такими реальными, что девушка просто не могла не появиться на самом деле. И композитор встретил её на концерте во Франкфурте-на-Майне. Незнакомку звали… Сесилией. Феликс понял - это его судьба.
Сесилия Жанрено была дочерью пастора. Мендельсон стал часто бывать в её доме. Друзья композитора только диву давались, куда подевался их Феликс? Но он не спешил выдавать им свою тайну. И всё же скоро весь Франкфурт обсуждал новость – Феликс Мендельсон влюблён.
Он должен был уехать в Голландию – поправить здоровье. Влюблённый Феликс считал дни, когда закончится курс процедур, назначенный ему врачами. И вернувшись во Франкфурт сделал Сесилии предложение. Их обвенчали. Мужу было 27 лет, жене – 19. Они излучали такое счастье, что сестра Феликса - Фанни окрестила их – фелисии, то есть счастливые. Во время свадебного путешествия Мендельсоны стали вести романтический дневник. Сесилия писала к нему тексты, а Феликс – ноты. После путешествия супруги устроили свой дом в Лейпциге. Но вдвоём они жили недолго. Спустя год у них родился сын, потом дочь, потом ещё два сына и ещё одна дочь. И каждый раз в честь рождения ребёнка Феликс жертвовал нуждающимся матерям Лейпцига крупную сумму.
Семейная жизнь Мендельсонов была так гармонична, что вдохновляла композитора на новые и новые шедевры. Сесилия оказалась замечательной женой и чудесной матерью. Феликс писал: «Я живу так покойно, как только можно мечтать. Жена, дети благополучны, работы полно - чего же лучшего может желать человек? Я ничего другого у неба не прошу».
Но просить нужно было здоровья. Его ослабили многочисленные гастроли и концерты. А когда Феликс узнал, что умерла его любимая сестра, сердце не выдержало. Два инсульта последовали один за другим. Сил бороться с болезнью у Феликса не было. Он сказал жене, которая не отходила от него: «Устал. Очень устал». А после этих слов уснул и больше не проснулся. Композитору было всего 38 лет. Сесилия посвятила себя детям. Но горе спровоцировало болезнь и спустя шесть лет жена последовала за мужем.
А ещё через пять лет английская принцесса Виктория, выходя замуж за прусского короля Фридриха Третьего пожелала, чтобы «Свадебный марш» Мендельсона прозвучал на венчании после клятвы в любви и верности. С тех пор прошло больше 150-ти лет, а ликующий марш звучит на каждой свадьбе и стареть не собирается.
Как то, что мы смотрим на нас влияет. Янни Ролански
Мы живем в удивительное время. Никогда еще в истории человек не оказывался под влиянием такого большого объема информации, в том числе, видео — сериалы, развлекательные шоу, новинки кино.
Кажется, что просмотр социальных сетей перед сном помогает переключиться на отдых, вырваться из рутины и однообразия. Но. Любая информация — это пища для нашей души. Конечно, может показаться, что просмотр фильмов и мультфильмов — всего лишь безобидное развлечение. Но так ли это?
Ведь, например, в фильме каждый видит что-то свое. А еще чувствует что-то свое. Даже если разные люди смотрят один и тот же фильм.
Я 19 лет провожу кино-клубы для детей и подростков, поэтому приведу пример из своей практики. Одну девочку 15-и лет, назовем ее Аня, увлекают романтические истории. В ее любимом фильме прилежная ученица влюбляется в хулигана и дальше начинаются сплошные страдания и мучения.
Взрослые, обычно качают головой и говорят: «не смотри такое кино!» Но звучат такие назидания не убедительно. Аня пересматривает свой любимый фильм снова и снова. И вот, уже страдания кажутся ей очень романтичным. Она делает выводы, что именно это и есть настоящая любовь. Аня выбирает фильмы с похожим сюжетом. А потом пытается повторить этот сюжет в своей жизни.
Из этой истории мы, как будто, можем заключить: фильм плохой, это он виноват в том, какие выводы о любви сделала девочка Аня. Но не будем спешить и винить во всем кинематограф.
В моей практике есть и другая девочка, назовем ее Катя. Ей 14 лет, и она смотрит тот же самый фильм, вот только у нее он вызывает совсем другие эмоции. Ей не кажется эта история романтичной, более того она чувствует подмену понятий и понимает, что эта история совсем не о любви. Какой вывод можем сделать теперь?
Для того, чтобы разобраться в ситуации предлагаю обратится к Евангелию от Матфея, 15-ой главе. Там написано: «...Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Здесь Христос уделяет особое внимание тому, что уже есть в нас, в нашей душе, нашим внутренним фильтрам. Проведу аналогию с восприятием мира глазами. Через них мы кормим нашу душу разными эмоциями. Поэтому так важно осознавать, во-первых, что это за пища, во-вторых, почему мы выбираем именно ее, и почему наше сердце отзывается на тот или иной сюжет, воспринятый глазами.
Увы, в огромном потоке информации мы не успеваем отслеживать, что происходит внутри и нас сами, делаем выборы на автопилоте, часто на эмоциях.
Как же этого избежать? Мне кажется важно останавливаться и задавать себе вопросы, прислушиваться к тому, что происходит внутри. Формировать правильную систему ценностей, чтобы то, что поступает из вне, можно было бы сопоставить со своими ценностными ориентирами, понять, а подходит ли мне тот или иной сценарий из фильма, не противоречит ли он тому, во что я верю? В моем случае — христианской «системе координат».
Детям для того, чтобы выработать правильное отношение к визуальной информации, конечно, нужна помощь взрослых. Потому, что они еще не у них еще не сформирована система ценностей и им просто не на что опереться при выборе фильмов и мультфильмов. Я здесь всегда рекомендую родителям обсуждать с ребенком то, что вы смотрите вместе. Надо разбираться, почему детям нравится тот или иной визуальный продукт, формировать определенные правила. И со временем, некоторые фильмы и мультфильмы превратятся в ваших добрых помощников!
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
23 декабря. О Христе как добром пастыре
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня».
О Христе как добром пастыре — протоиерей Василий Гелеван.
Путь богопознания — это движение Бога к человеку и, наоборот, человека к Богу. Это двухстороннее движение. Человек идет навстречу Богу, а Бог идет навстречу человеку. Бог открывается нам настолько, насколько мы готовы вместить Его присутствие в своей жизни. Господь говорит: «Знаю моих». Господь знает своих учеников, как пастух знает овец в своем стаде. Он каждую из них зовет по имени. «Знаю моих», то есть знает их веру, их добродетели, их слабости, знает их нужды и знает, как им помочь достичь спасения. И пасомым надо довериться своему пастырю и пойти за ним. Слово «мои» говорит о том, что бывают и не Его овцы, какие-то не настоящие овцы Христовы. Те, кто только по имени Христовы, а они на самом деле совсем не живут по Его заповедям. «И мои знают Меня», говорит Господь.
Существует такое нравственное условие богопознания. Оно выражено в Писании заповедью Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога», узнают Его. Верующие знают своего Господа. Вера помогает им осознавать Его присутствие и Его участие в их жизни. Они познали Его как своего искупителя и заботливого покровителя их жизни. Наконец, в Нем они обретают покой и вечное блаженство.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 декабря. О подвиге священномученика Анатолия Правдолюбова
Сегодня 23 декабря. День памяти священномученика Анатолия Правдолюбова, жившего в городе Касимове Рязанской области.
О его подвиге — игумен Лука Степанов.
Священномученик Анатолий Правдолюбов принадлежит к династии новомучеников, к роду чтимых святых, потомки которых и сегодня являются священниками в Касимовской епархии нашей Русской Православной Церкви.
Мученическая кончина, расстрел в 1937 году, в самом конце года, уже постиг его на 75-м году его жизни. В то же время его исповедничество, гонимыми за веру были три его сына, находившиеся тогда в тюремном заключении за веру православную.
Он был прекрасным батюшкой, сменившим несколько приходов за время своего служения на искренний раб Божий. На допросе, который прежде своего расстрела перенес священномученик Анатолий, было ему задано четыре вопроса по его принадлежности к террористической организации, по другим ее участникам и решительно и бесповоротно отверг этот святой священник все обвинения, и никакие страхи, истязания и смерти не поколебали его утвержденную во Христе душу.
Все выпуски программы Актуальная тема