Едва ли найдётся человек, который не слышал «Свадебный марш» Мендельсона. Невесты всего мира идут под венец в сопровождении этой музыки, символизирующей начало новой жизни. А как же сам Мендельсон? Принёс ли композитору семейное счастье его марш?
В 1809 году в семье гамбургского банкира Мендельсона-Бартольди родился сын. Младенца назвали Феликсом, что переводится как «счастливый». Крёстный мальчика не ошибся, удача не изменяла Феликсу. Он был чрезвычайно одарённым ребёнком. Музыкой занимался с раннего детства и делал такие успехи, что уже к 10-ти годам играл сольные фортепианные концерты, а сам Гёте называл его «сокровищем».
В 17 лет Феликс написал увертюру к опере «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира. А через 16 лет прусский король заказал композитору всю оперу целиком. Одним из её фрагментов и стал «Свадебный марш». Правда, тогда никому и в голову не пришло сделать его маршем для новобрачных.
Феликс долго оставался одиноким. В 21 год ему даже стало казаться, что он никогда не встретит свою любовь. С такими мрачными мыслями музыкант отправился в Италию. И вот в Риме у него наконец появилось предчувствие любви. В музее Мендельсон увидел картину «Святая Сесилия».
Изображённая на холсте покровительница музыки потрясла Феликса. Он сказал себе, что обязательно встретит такую Сесилию и женится на ней. Пять лет жил Мендельсон этим предчувствием, Сесилия даже снилась ему. Сны были такими реальными, что девушка просто не могла не появиться на самом деле. И композитор встретил её на концерте во Франкфурте-на-Майне. Незнакомку звали… Сесилией. Феликс понял - это его судьба.
Сесилия Жанрено была дочерью пастора. Мендельсон стал часто бывать в её доме. Друзья композитора только диву давались, куда подевался их Феликс? Но он не спешил выдавать им свою тайну. И всё же скоро весь Франкфурт обсуждал новость – Феликс Мендельсон влюблён.
Он должен был уехать в Голландию – поправить здоровье. Влюблённый Феликс считал дни, когда закончится курс процедур, назначенный ему врачами. И вернувшись во Франкфурт сделал Сесилии предложение. Их обвенчали. Мужу было 27 лет, жене – 19. Они излучали такое счастье, что сестра Феликса - Фанни окрестила их – фелисии, то есть счастливые. Во время свадебного путешествия Мендельсоны стали вести романтический дневник. Сесилия писала к нему тексты, а Феликс – ноты. После путешествия супруги устроили свой дом в Лейпциге. Но вдвоём они жили недолго. Спустя год у них родился сын, потом дочь, потом ещё два сына и ещё одна дочь. И каждый раз в честь рождения ребёнка Феликс жертвовал нуждающимся матерям Лейпцига крупную сумму.
Семейная жизнь Мендельсонов была так гармонична, что вдохновляла композитора на новые и новые шедевры. Сесилия оказалась замечательной женой и чудесной матерью. Феликс писал: «Я живу так покойно, как только можно мечтать. Жена, дети благополучны, работы полно - чего же лучшего может желать человек? Я ничего другого у неба не прошу».
Но просить нужно было здоровья. Его ослабили многочисленные гастроли и концерты. А когда Феликс узнал, что умерла его любимая сестра, сердце не выдержало. Два инсульта последовали один за другим. Сил бороться с болезнью у Феликса не было. Он сказал жене, которая не отходила от него: «Устал. Очень устал». А после этих слов уснул и больше не проснулся. Композитору было всего 38 лет. Сесилия посвятила себя детям. Но горе спровоцировало болезнь и спустя шесть лет жена последовала за мужем.
А ещё через пять лет английская принцесса Виктория, выходя замуж за прусского короля Фридриха Третьего пожелала, чтобы «Свадебный марш» Мендельсона прозвучал на венчании после клятвы в любви и верности. С тех пор прошло больше 150-ти лет, а ликующий марш звучит на каждой свадьбе и стареть не собирается.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер