Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 5, стихи 1-10.
Первый век по Рождестве Христовом. Стараниями учеников Иисуса Христа, апостолов, христианство активно распространяется по городам Римской империи. Повсеместно возникают христианские общины. Особое место среди них сразу занимает сообшество христиан города Коринф. Коринф являлся одним из наиболее развитых и благополучных в плане финанского достатка городов Римской империи. Все потому, что находился на пересечении сухопутных и в особенности морских торговых путей. Вместе с тем Коринф, как любой портовое поселение, считался местом порочным и распутным. Однако, несмотря на закрепившуюся за ним репутацию, Коринф искренне принял проповедь апостола Павла. И в результате уже в первом веке коринфская община христиан превратилась в одну из крупнейших в этом регионе империи. Апостол Павел не только дважды посещал Коринф, но и написал местным христианам два обширных послания. В них он укреплял коринфян в христианской вере, а во Втором послании также предостерегал христиан Коринфа от возможных искушений- в частности, от неверия в воскресение мертвых и суд Бога в конце времен.
5.1 Братья, мы знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. 5.2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 5.3 только бы нам и одетым не оказаться нагими. 5.4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. 5.5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
Коринфская община христиан частично состояла из евреев, а частично из бывших язычников. Последние под влиянием прежних религиозных убеждений чурались своего тела. В духе античных философов они полагали, что тело - темница для души и со смертью тела душа получает долгожданную свободу. Апостол Павел призывает коринфян не обманываться – человек создан Богом, а потому все в нем устроено по замыслу Бога. Презирать тело – это грех. А потому человек должен чураться не своего тела, а грехов, которые при помощи тела совершает. Земная жизнь, которую мы проводим в теле, для Павла время проверки для нашей веры и время борьбы с грехом и дьяволом. Ее, эту жизнь, нужно провести достойно, используя, и тело в том числе, для совершения добрых дел. Во почему он продолжает:
5.6 Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа. 5.7 ибо мы ходим верою, а не видением,– 5.8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. 5.9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 5.10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.
Апостол Павел прямо говорит коринфянам, что всех людей ждет воскресение в конце существования этого мира. Христос придет во второй раз и состоится суд, на котором все люди, вновь обретя тела, узнают свою участь - быть с Богом в Его Царстве или находиться в месте без Бога, месте скорби - аду. Павел подчеркивает, что еще здесь на земле можно понять свое посмертное будущее. Добрый христианин, живущий по заповедям и совести, уже в этой жизни ощущает радость от пребывания с Богом. Человека, живущего во грехе уже здесь, на земле, мучают тоска и скорбь. Душевное состояние является признаком того, что не Бог, а сам человек определяет свою участь. Суд Христа в конце времен – скорее не вердикт, а только итоговая оценка жизни человека - как он прожил свою жизнь - в Боге или во грехе. Человек, строивший земное существование на основании заповедей Христа и чистой совести, сможет безбоязненно встретиться со Христом, воскреснув в конце времен. Человека с нечистой совестью эта встреча будет страшить. Впрочем, пока земная жизнь продолжается каждый с помощью Божией имеет возможность изменить к лучшему свою будущую участь.
«Окна на ЗАГС»
Окна моей квартиры выходят на городской ЗАГС. Очень часто, особенно по субботам, я слышу задорные крики «Горько!», сигналы автомобилей и вижу, как участники торжества открывают шампанское. Но сегодня, в утро пятницы, здесь тихо, хотя на парковке стоят несколько автомобилей, украшенных ленточками.
Всё ясно, расписываются. Так оно и есть. Из здания ЗАГСа сначала высыпает толпа весёлых родственников и друзей, а следом выходят счастливые жених с невестой. «Интересно, а где же традиционные крики "Горько" и выстрелы шампанского?», — думаю я. И тут замечаю, как один солидный мужчина, наверное, отец кого-то из молодожёнов, достаточно громко говорит: «Друзья, давайте по машинам, батюшка в церкви уже ждёт нас!»
Так вот оно что, впереди венчание! А после него всё будет, и возгласы «Горько», и поцелуи жениха с невестой, и звон бокалов. Мне становится радостно от того, что в нашем городе образовалась ещё одна семья. И я мысленно желаю молодожёнам счастья, любви и помощи Божией в их совместной жизни.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 апреля. О жизни в нашей стране
21 апреля, в день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил новопостроенный храм Чуда Архангела Михаила в Хонех в районе Братеево города Москвы.
На проповеди по окончании Литургии Святейший патриарх говорил о жизни в нашей стране:
23 апреля. О тщетности спешки
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Всякий торопливый терпит лишение».
О тщетности спешки, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.