«4-е воскресенье после Пасхи: о расслабленном и память святой Тавифы». Прот. Дионисий Крюков - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«4-е воскресенье после Пасхи: о расслабленном и память святой Тавифы». Прот. Дионисий Крюков

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храмов Михаила Архангела в Пущино и Рождества Богородицы в Подмоклово протоиерей Дионисий Крюков.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое вспоминается исцеление расслабленного и празднуется память святой Тавифы, о праздновании Преполовения Пятидесятницы, а также о памяти святых апостола и евангелиста Марка, преподобного Нектария Оптинского и святителя Игнатия (Брянчанинова).

М. Борисова

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость: настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков.

Прот. Дионисий Крюков
— Христос Воскресе!

М. Борисова
— Воистину Воскресе! И, как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. И в частности о наступающем завтра четвёртом воскресенье после Пасхи, воскресенье о расслабленном. Я думаю, что история об исцелении расслабленного, который 38 лет мучился, лежал около Овечьей купели в Иерусалиме и всё ждал, когда же кто из прохожих смилостивится и опустит его в купель ровно в тот момент, когда однажды в году в эту купель спускался Ангел и первый, оказавшийся в воде выздоравливал — я думаю, что эту историю все наши радиослушатели так или иначе слышали или хорошо даже знают. Но есть в этой истории, мне кажется, очень важный момент, про который говорят гораздо реже — это то, как повёл себя этот счастливчик, мимо которого прошёл Спаситель и исцелил его единым словом. Господь говорит, как всегда: возьми свою постель и иди себе спокойно. И он взял постель и пошёл, и тут же был пойман бдительными служителями, ревнителями закона Моисеева: как так, куда это ты отправился с постелью в субботу? И что же этот наш счастливчик? Он тут же сдал своего благодетеля, сказав, что я тут вообще ни при чём. Вот Человек, Который меня исцелил, это Он мне сказал взять постель, а я бы ни-ни, никогда бы субботу не нарушил. Вот жалко только, что не запомнил он сразу: Кто же это был? Народу вокруг много. Он пошёл в храм и встретил там Спасителя. И что сделал этот счастливчик? Он тут же закричал: о, вот — я Его узнал! Что это за урок? Почему так много места в Евангелии отведено этой истории и о чём вообще она для нас?
Прот. Дионисий Крюков
— История очень занимательная лично для меня. Я всегда думал: почему же так несправедливо в Ветхом Завете был устроен процесс исцеления? Вокруг этого бассейна, в котором... Овчая купель, в которой поили овец, когда их вели — участвовали они в жертвоприношениях, чисто технически. Но народ заметил, что там возмущается вода, какое-то происходит движение, и верили, что это Ангел Господень, что эта вода освящается в этот момент. И первый, кто туда влазит, тот получает исцеление. Вообще, надо представить эту гонку на опережение, которая в этот момент происходила. На мой взгляд, это что-то совершенно бесчеловечное, когда надо другого отпихнуть локтями, опередить и прыгнуть туда во что бы то ни стало. Мне кажется, что это та самая античеловечность, которая должна нас поразить для того, чтобы мы в этом увидели предвосхищение чего-то другого. Потому что в Ветхом Завете, например, можно было бы счесть слова Моисея о том, что надо смотреть на медного змея, тоже как на некий элемент идолопоклонства. И это должно тоже было бы нас возмутить. И мы не возмущаемся только потому, что мы знаем, что этот змей прообразовал Христа. Точно так же, как и вот эта история про бурление воды на самом деле прообразовывает то, что благодать будет даваться не отдельным счастливчикам, которые должны будут победить в этом чемпионате, а она будет обильно изливаться на всех и всем даваться даром. Потому что придёт Христос, Который отменит эти скачки с препятствиями.
Другая тема, которая меня лично волнует в этой истории, заключается в том, что человек лежит, а ему некому помочь, потому что уж он точно самый последний из всех, кто может в эту купель быть помещён, просто потому, что парализованный по определению не может это сделать сам — у него ни руки, ни ноги не способны его не просто первым, но даже 31-м туда поместить, ему обязательно надо, чтобы кто-то рядом находился с ним. Он говорит, что я не имею человека, который мог бы мне помочь. То есть это человек, абсолютно одинокий, у которого нет надежды ни на кого иного, кроме как на Бога. И тут Бог к нему является.
И, возвращаясь к вашему вопросу: что же это значит, почему же? Да, я знаю, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий) обратил внимание на этот момент, что человек этот был как будто бы неблагодарным. Но мне всё-таки кажется, что у него не было запрета на исповедование своего благодетеля. Возможно, что он это сделал, не просто потому, что был легкомысленным и был заострён только лишь на какое-то сиюминутное исцеление во что бы то ни стало здесь и сейчас. А, может быть, это просто была радость от того, что вот я вижу, что этот Человек точно является Чудотворцем, посмотрите на Него. Хотя, может быть, он действительно, получив то, что хотел, не задумывался о том, что надо свою жизнь изменить. И такое тоже бывает, кстати. М. Борисова

— Но если вспомнить историю исцеления десяти прокажённых, то вернулся только один. Только у одного хватило благородства души вернуться к Тому, Кто его исцелил.
Прот. Дионисий Крюков
— Там тоже есть своя сложность, потому что девять остальных пошли по слову Христову, то есть на самом деле в Иерусалимский храм. То есть они, в общем, делали правильные поступки. Но просто иногда надо делать поступки, не обязательно правильные, а может быть, даже неправильные, но они как бы должны рождаться из твоей духовной потребности.
М. Борисова

— Мне кажется, что, как очень многие сюжеты в Евангелии, когда начинаешь глубже пытаться проникнуть за первую пелену, когда ты только считываешь сюжет, там начинают открываться всё новые и новые какие-то смыслы. Вот я, может быть, в этом году в первый раз читая эту историю — напомню нашим радиослушателям, что это Евангелие от Иоанна, 5-я глава, стихи с 1-го по 15-й — я подумала, что мне в этом году на Пасху исполнилось 40 лет моего пребывания в Церкви. И этот человек почти столько же, сколько я провела в своей жизни в Церкви, пролежал — 38 лет. Почти столько же он пролежал около этой купели. А на что он надеялся? 38 лет — это огромный срок. Но, я понимаю, может быть, порыв души, может быть, вера, что Господь не оставит — это испытание временем. Вот человек настолько веровал, и вот его вера увенчалась великим чудом. Вот всё случилось так, как он 38 лет, несмотря ни на что, верил и надеялся. И что? И он начинает себя вести абсолютно банально. То есть объяснить с человеческой точки зрения его поведение вполне возможно. Но он идёт с этой постелью, он 38 лет лежал парализованный, он идёт с этой постелью. И что? Его схватили за рукав — он боится, что его накажут. Да пусть 10 раз его накажут, ну и что? Но тут случилось такое, что вообще невозможно словами описать. А ты тихо трусишь о каких-то житейских неудобствах?

Прот. Дионисий Крюков
— Да, это интересная мысль. Я, наверное, даже тоже мог бы с этим согласиться. Но вот вопрос: почему именно в четвёртое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем эту историю про расслабленного? Я каждый год об этом думаю, что вот прошло три недели после Пасхи, и мы уже, в общем-то, забыли о том, что у нас было ещё совсем недавно, меньше месяца назад. О том, как мы постились, какая мы молитву Ефрема Сирина читали, о том, как мы переживали распятие Спасителя, как мы целовали Плащаницу, как мы готовились к исповеди и причащались в этот момент с особым трепетом. И вот сейчас мы ощущаем себя такими расслабленными. Но вот тут ещё одна важная для меня, дорогая мысль: посмотрите, как происходит исцеление этого человека, этого больного. Христос ему просто говорит: встань, возьми постель твою и иди. Он его не касается, Он не читает над ним никакой молитвы специальной, в общем-то, ничем ему не помогает. Он просто ему говорит: встань, возьми постель. А представляете, это же расслабленный — у него ноги 38 лет не работали, позвоночник его 38 лет не выпрямлялся. То есть он должен сначала сесть, а для парализованного это огромный труд, потом опереться на колени, потом разогнуть эти колени, потом нагнуться, чтобы взять эту постель, потом руками эту постель держать. То есть это огромное количество мелких действий, которые человек в его состоянии клиническом сделать не может. На самом деле, мне кажется, что в этом раскрывается смысл нашего духовного делания, когда ты должен стряхнуть с себя вот эту парализацию духовную. Надо поверить, что ты это можешь сделать, надо делать, несмотря ни на что. Надо не задаваться вопросом: а как я это буду делать, если у меня то, сё, пятое, десятое, такие обстоятельства в жизни, и вообще я ни на что не способен. Это просто призыв к тому, чтобы поверить, что ты это можешь сделать. И ты это обязательно сделаешь, потому что Христос с тобой.

М. Борисова

— Но в это воскресенье мы вспоминаем ещё и святую Тавифу. Это история, которая завтра прозвучит в отрывке из Деяний святых апостолов, из 9-й главы стихи с 32-го по 42-й. И отрывок этот начинается с того, что апостол Пётр, обходя всех, пришёл к святым, живущим в Лидде, и там нашёл одного человека, именем Энея, который восемь лет уже лежал в постели в расслаблении.
Прот. Дионисий Крюков
— Как в евангельской истории, только тут 8, а там 38.
М. Борисова

— Да. И Пётр сказал ему: «Эней, исцеляет тебя Иисус Христос, встань с постели твоей!» И он тотчас встал. И видели его все живущие в Лидде, которые и обратились к Господу. А в это же время в Иоппии — это современная Яффа, пригород Тель-Авива — находилась одна ученица, именем Тавифа. И она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. И вот она занемогла и умерла. В этот момент Петру говорят, что ты тут рядышком, зайди в Яффу — там замечательная такая женщина скончалась. И, когда он приходит, первое, что делает, выгоняет всех из помещения, где лежала усопшая. Пётр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа, стань! И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Вот два удивительных чуда практически одно за другим. Почему так важна для нас эта Тавифа? Ведь мы знаем про Лазаря Четырёхдневного. Тут человек, можно сказать, только что скончался — не такое уж великое чудо, можем сказать мы.

Прот. Дионисий Крюков
— Ну, лично для меня тут главным моментом является то, что апостол Пётр говорит, что исцеляет тебя Иисус Христос. И вот эти его исцеления как бы являются проекцией тех чудес, которые делал Сам Христос. То исцеление расслабленного, о котором мы сейчас говорили, и тут происходит фактически то же самое. И Тавифа, которая воскрешается Петром, это дочь Иаира, которую точно так же Христос берёт за руку и её поднимает. Вот в этом параллелизме между действиями апостолов и Христа есть, мне кажется, главный смысл. Потому что все блага, которые мы имеем, в том числе такие высочайшие, как здоровье и даже жизнь, мы имеем от Бога. И поэтому мы не должны видеть в этом лишь только действия каких-то людей, через которых это всё происходит. Для меня еще есть одна очень тонкая деталь в этом повествовании, как люди, которые просят апостола Петра, чтобы Он исцелил эту «серну» — так переводится имя Тавифа, — чтобы Он её воскресил, они показывают сшитые ею платья, одежду, которая была выполнена её руками. Она, видно, была большая мастерица. То есть им настолько было дорого то, что она сделала, и память по ней осталась. Это вот, как мы знаем, часто наши добрые дела всегда остаются после нас, особенно если есть какие-то вещественные подтверждения этому. Это частица её души, что называется. И эти люди показали апостолу Петру. Но Петру-то, наверное, и не надо было видеть всего этого, но это показатель того, с каким трепетом относились окружающие люди, как любили её те, с кем эта Тавифа рядом жила.

М. Борисова

— Ну и пещера, где в результате она была погребена, прожив ещё много лет, она доступна к поклонению. Все паломники, которые приезжают на Святую землю, имеют возможность, приехав в Тель-Авив, зайти в храм Петра и Тавифы, православный русский храм. И там как раз это удивительное место, где место её окончательного погребения. И вообще, церковь удивительно такая тёплая и очень русская. Первый раз, когда я туда попала, у меня было такое ощущение, что это где-то в пригороде Москвы, в какой-то подмосковной деревне. Такое очень русское место по тому настроению, которое тебя охватывает, когда входишь в эту церковь.

М. Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям: в эфире радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. Вот мы уже начали говорить о том, что 4-я неделя после Пасхи — это как раз серединка времени, которое мы продолжаем праздновать Пасху, но постепенно приближаемся уже к Вознесению. И вот это Преполовение приходится, строго говоря, на среду следующей недели. И обычно Преполовение — это один день. А здесь, по-видимому, соразмерно самому празднику, это Преполовение длится аж целую неделю — до следующей среды. То есть так или иначе в церковных богослужениях этот сюжет присутствует. А почему так важно? Вот, смотрите, это как про стакан: он наполовину полон или наполовину пуст? Вот половина пути — это много? — оставшаяся за спиной; или половина пути, которая ещё перед тобой, это тоже много? Вот в чём смысл этого деления на сердцевину пути, на середину пути?

Прот. Дионисий Крюков
— Первое, что приходит в голову, это сказать о том, что есть параллели между Преполовением Пятидесятницы в Ветхом Завете и Преполовением Пятидесятницы в наше новозаветное время. То есть эта традиция унаследована нами ещё из жизни ветхозаветной Церкви. И это же имеет своё отражение в том числе и в евангельском чтении, которое посвящено этому событию.

М. Борисова

— Я напомню нашим радиослушателям, что это Евангелие от Иоанна, 7-я глава, стихи с 14-го по 30-й. Этот отрывок будет звучать на Литургии в храме в среду.

Прот. Дионисий Крюков
— Да. Вот сначала поговорим про Евангелие, а потом вернёмся к вашему вопросу по поводу половины стакана.

М. Борисова

— Согласна.

Прот. Дионисий Крюков
— Итак, в этом евангельском отрывке рассказывается, что именно в Преполовение Пятидесятницы вошёл Иисус в храм и учил. И вот там очень интересно построен этот отрывок. Потому что, с одной стороны, Христос учит, и все удивляются, но Он говорит, что Его учение это не Его открытие, это не Его умствование, это не Его философия, так скажем. Он говорит, что Его учение принадлежит не Ему, а Его Отцу. И дальше Он говорит: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?» Здесь я прервусь. Дело в том, что эта тема об убийстве Его, о Его распятии, о котором, безусловно, Он хорошо понимает и знает, и к чему Он идёт, она здесь тоже присутствует важным моментом. Потому что дальше они, с одной стороны, удивляются,: кто Тебя хочет убить? А потом оказывается, что они действительно Его хотят убить. Он говорит о том, что Моисей дал заповедь производить обрезание в субботу. А обрезание — это такой некий телесно-духовный акт, который совершают люди для того, чтобы соединиться с Богом. А Он говорит, что в субботу всего человека исцелил, не только какая-то его часть затронута была Его действием, а они при этом считают, что Он является святотатцем и нарушителем установлений. Не судите по наружности, но судите судом праведным.
«Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?» — то есть всё-таки мысль-то об убийстве была. «Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придёт, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что ещё не пришёл час Его». В этом отрывке уже три раза говорится о том, что Его хотят убить. С одной стороны, Он говорит, что они хотят Его убить. Они говорят: нет, не хотим. Потом приходят люди, которые знают, что Его хотят убить, и как бы на поверхность вытаскивают, как свидетели, эту тему. А потом, в конце концов, после этого разговора всё-таки они действительно захотели Его схватить и привести на суд и убить. И есть тут один важный момент: «Но никто не наложил на Него руки, потому что ещё не пришёл час Его». Просто нам часто кажется, что Христос случайно попал в руки своих палачей, что Он просто вот ходил, проповедовал, избегал всячески ареста, но из-за предательства Иуды в этот раз избежать не смог. Да нет же — Он всегда мог бы Себя добровольно отдать, но ждал того момента, когда должны были исполниться все предсказания, и когда пришёл бы Его час, для того, чтобы именно на Пасху Его — на Пасху, что для нас важно, потому что у нас пасхальный период, — чтобы Его распяли, и Он на третий день после ветхозаветной Пасхи воскрес.
Что ещё тут важно для нашего с вами понимания, дорогие братья и сёстры? Говорит Он о том, что Он говорит не от Себя. Говорит Он о том, что через Него говорит Его Небесный Отец. Это очень хорошо корреспондируется с той идеей, которую он до этого говорил самарянке — о том, что люди будут иметь источник воды живой, Святого Духа, Который и есть голос Бога в нас, Который и есть то самое учение, которое не наше. И на самом деле наша задача с вами, братья и сёстры, приобрести этот источник. Он дастся нам через ещё несколько недель — в день Пятидесятницы. Именно поэтому эта середина так важна для нас именно сейчас — напомнить: а ради чего всё было. Не просто ради того, чтобы Христос умер и воскрес, и мы этому порадовались. Потому что даже Его Воскресение, чудо из чудес, является очень важным моментом, который приведёт нас к тому, что мы все получим голос Его Небесного Отца, тот Источник, Который будет через нас действовать и Который этот дар даст нам в день Святой Пятидесятницы.

М. Борисова

— Вы слушаете программу «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. Мы ненадолго прервёмся и вернёмся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.

М. Борисова

— И снова здравствуйте, дорогие друзья, продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость: настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. Следующая неделя у нас богатая всевозможными праздниками, в том числе и Днём победы. Накануне Дня победы Церковь будет вспоминать апостола и евангелиста Марка — 8 мая. И мне хочется напомнить нашим радиослушателям, чем Евангелие от Марка отличается от трёх остальных Евангелий, кроме того, что оно самое короткое?

Прот. Дионисий Крюков
— Скажем очень бегло и общо. Наши радиослушатели помнят о том, что есть три Евангелия, которые очень близки между собой — так называемые синоптические Евангелия: от Матфея, Луки и Марка. Есть одно отдельно стоящее Евангелие от Иоанна Богослова, которое написано позже этих. Но в этом комплексе из трёх Евангелий, действительно, Евангелие от Марка самое короткое. И, по мнению некоторых исследователей, которые занимаются текстологией Нового Завета, археологией, им кажется, что Евангелие от Марка самое раннее. По принципу, что самое короткое — самое раннее, а все остальные являются как бы некими добавлениями. Это одна из гипотез рабочих, и она достаточно убедительная. Что скажем про это Евангелие? Евангелие от Марка имеет свои особенности, потому что в нём явно совершенно чувствуется, кому оно написано. Если Евангелие от Матфея явно написано для евреев, потому что там и конструкции еврейские лингвистические прослеживаются, и много еврейских терминов, и обычаи еврейские не переводятся...

М. Борисова

— И очень много отсылок к Ветхому Завету.

Прот. Дионисий Крюков
— Да, и много отсылок к Ветхому Завету. А Евангелие от Марка, напротив, видно, что пишется для людей, для которых ветхозаветная тематика не столько близка. Там описываются более подробно, как бы толкуются какие-то обычаи еврейские, употребляются термины, которые свойственны для эллинистической культуры. И всё это говорит за то, что Евангелие от Марка было написано для римских христиан, которые именно с таким вот углом зрения должны были воспринять евангельскую весть о Воскресшем Христе.

М. Борисова

— Но Марк, на мой взгляд, ещё удивителен тем, что из всех многочисленных людей, следовавших за Христом, он был, наверное, один из самых молодых, поэтому очень восприимчивых. Получилось так, что он — связующее звено между двумя апостолами. Он был практически выучеником апостола Петра, который трогательно его даже называл сыном своим. И в то же время он был спутником в миссионерских путешествиях апостола Павла. И вообще он был большим поклонником апостола Павла, и везде, где только мог, старался ему помочь. И он как бы соединил двух этих апостолов, очень по-разному смотревших на свою миссию, в очень многих моментах не сходившихся и даже споривших. Но при этом они оба воспитали вот евангелиста.

Прот. Дионисий Крюков
— Да. И тем не менее всё-таки считается, что Евангелие от Марка можно даже назвать Евангелием апостола Петра. Об этом говорят даже ранние отцы христианские — о том, что Марк записывал со слов Петра, хотя и не по порядку. К тому же блаженный Иероним говорит, что при составлении этого Евангелия, Пётр рассказывал, а Марк писал. В общем, тут чувствуется именно влияние слов апостола Петра.

М. Борисова

— Но когда апостол Павел оказался в темнице в Риме, ведь поехал же Марк к нему.
Прот. Дионисий Крюков
— Да, действительно это какая-то связь между двумя столпами Церкви — вот именно апостол Марк. Надо сказать, что Евангелий-то четыре, но два из них принадлежат апостолам, которые не входили в число двенадцати. Это апостол Марк, о котором мы сегодня говорим, и апостол Лука. Вот апостол Лука также является учеником апостола Павла. Но тут, мне кажется, важно то, что это всё равно единая среда.
М. Борисова

— Это даже не среда, а это семья.
Прот. Дионисий Крюков
— Это семья, где одним миром мазаны, одним духом живут. И поэтому тут не столько важно, кто от кого и что получил, потому что, как апостол Павел говорит, что вы говорите, что «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов». Он говорит, что Христос за нас распялся. Апостолы лишь только возделывают то, что Бог насаждает.

М. Борисова

— Но мне кажется, что тут ещё в жизнеописании апостола Марка есть период, о нём не так часто вспоминают, больше вспоминается о первой половине его жизни: о его ученичестве, о его дружбе с первоверховными апостолами, о том, как он писал Евангелие. А вот что случилось под конец его жизни, закончившейся, как у большинства апостолов, мученической кончиной за веру свою, — ведь он попал епископом в Александрию. Епископ тех времён — это совсем не епископ в нашем понимании, это никакой не начальник всех начальников, а это просто как священник, наверное, сейчас. То есть это человек, который возглавляет общину христианскую. И он попадает в город — вот, что называется, врагу не пожелаешь. Александрия когда-то была соперницей Риму, интеллектуальной столицей, и вообще блестящий, как мы бы сейчас сказали, мегаполис. Но именно благодаря своему вот этому гонору первейшего из всех первейших городов, там настолько бурлила внутренняя жизнь. А внутренняя жизнь и религиозная жизнь — тогда это были практически синонимы. Потому что те или иные политические партии, те или иные какие-то интеллектуальные течения всё равно принадлежали к той или иной религиозной группе. Если, не дай Бог, эти группы расходились в чём-то принципиально важным для себя, то всё это доходило до смертоубийства, что, собственно, и произошло в Александрии. Но в этой связи мне ещё хочется напомнить, что как раз начало I-го века в Александрии — это начало страшных еврейских гонений. И первый еврейский погром при Калигуле был именно в Александрии, потому что еврейская община там была довольно сплочённая и очень влиятельная, что страшно раздражало всех остальных. Поэтому можно представить, в какой клубок противоречий и в какую бурлящую кастрюлю попал апостол Марк.

Прот. Дионисий Крюков
— Он попал между молотом и наковальней: между античным взглядом на мир и ветхозаветным монотеистическим взглядом на мир, который исповедовали евреи.

М. Борисова

— И при этом именно в Александрии христианская община была чрезвычайно активной. Вот этот город как-то магически влиял на всех горожан, подзаряжая их какой-то совершенно нечеловеческой энергией. Потому что с такой страстью бороться друг с другом — было бы за что, это называется. Можно же сесть и попробовать провести диспут. Нет, диспуты нельзя было провести, нужно было брать дубину, бежать на улицу, доказывать свою правоту исключительно с помощью клюшки.

Прот. Дионисий Крюков
— А в какие времена были споры более ожесточённые, нежели чем на почве именно идей? Идея-то как раз всегда и вызывает те самые народные, социальные катаклизмы и волнения. Поэтому это всё вполне закономерно. Действительно, апостолу Марку пришлось вот именно разделить из-за этих тектонических каких-то процессов — не просто разделить, а именно пострадать. И вот 25 апреля, или 8 мая по новому стилю, 68 года, или по другой версии 63 года, во время празднества, посвящённого богу Серапису, первый христианский епископ Александрии апостол и евангелист Марк был растерзан взбунтовавшейся толпой.

М. Борисова

— А потом его мощи украли венецианцы, привезли в Венецию. И теперь там площадь святого Марка, символ евангелиста Марка лев стал гербом города. Но дело в том, что я хочу напомнить нашим радиослушателям, мы вначале Великого поста об этом вспоминали, что первым покровителем Венеции, до того, как туда привезли мощи апостола Марка, был Феодор Тирон. Поэтому это такой город с двумя такими удивительными покровителями. Венецианцы умели выбирать покровителей.

Прот. Дионисий Крюков
— Ну и вообще, кстати, Венеция — один из самых как грекофильских городов, там очень много чувствуется культура Византии. И там был один из немногих на протяжении всего католического периода, вплоть до современности, именно православный храм.

М. Борисова

— Но на этой неделе у нас главный государственный праздник и праздник, наверное, для многих и семейный, и праздник нашего сердца, и с некоторых пор и церковный праздник — это 9 мая. 9 мая — День победы, день памяти всех погибших на той страшной войне. Очень символичный день, потому что там устаёшь перечислять символы, которыми пронизана история Великой Отечественной войны. Потому что сколько дат, связанных с такими глобальными событиями, столько именно перекличкой с церковным календарём. Ну, хотя бы начиная с самого начала, с первого дня, 22 июня — день Всех святых, в земле Российской просиявших. И дальше там битва под Москвой 6 декабря — день памяти Александра Невского. 12 июля 1943 года, бой под Прохоровкой на Курской дуге — это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 4 ноября 1943 года, освобождение Киева — праздник «Казанской» иконы Божией Матери. 6 мая 1945 года, когда практически была закончена Великая Отечественная война, это Пасха, которая в том году совпала с днём памяти Георгия Победоносца. 14 июня 1945, когда был парад победы на Красной площади, это был день Святой Троицы. То есть за что ни возьмись... но можно сказать, что христиане подтасовывают. Ну а как тут подтасовывать? Мы недавно вспоминали великомученика Георгия Победоносца, а у нас маршалом победы — ведь много было маршалов в ту войну и много было людей, которые огромный вклад внесли в то, что советская армия победила, но символом стал Георгий Победоносец — Георгий Жуков. То есть, как хотите, можете считать, что те, кто обращают на это внимание, просто такие пустосвяты. А можно увидеть в этом всё-таки что-то промыслительное.

Прот. Дионисий Крюков
— Мне кажется, что это наше желание осознать, воцерковить историю нашу. Наверное, в этом есть какой-то очень важный, глубокий смысл. Тем не менее мне не кажется, что все события, которые происходили, они обязательно должны были именно в этот момент произойти, а не в другой. Вообще, я с трудом себе представляю, что это воля Божия, чтобы именно такая страшная трагедия, как наступление на Россию, на Советский Союз, произошла в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Вряд ли Бог выбирал какой то день в календаре. Но для людей, которые переживали эту страшную трагедию, может быть, была какая-то в этом надежда. Может быть, у них был повод для того, чтобы молиться в этот день — Петру и Павлу или «Казанской» иконе Божией Матери, и вспоминать о том, о чём, в общем-то, в этот момент уже вспоминать было не принято, уже от этого отучали долгое время. Война как-то людей встряхнула. И правительство-то тоже осознало необходимость вернуться к церковному прошлому. Поэтому, конечно, эта страшная трагедия страну развернула в сторону Церкви. И в том числе и вот эти реперные точки могли дат какие-то основания для надежды, для более крепкой молитвы. Тем не менее я не думаю, что был какой-то заранее Божественным Промыслом устроенный план.

М. Борисова

— А если это интерактив?

Прот. Дионисий Крюков
— Не понял.

М. Борисова

— Ну как? Мы обращаемся в молитвах — молитвы слышат. Но как нам дать знать, что их услышали? Где-то должен быть какой-то знак — вот знак появляется. Такая версия достойна существования или это тоже пустые фантазии?

Прот. Дионисий Крюков
— Я думаю, то, что делает нас более чуткими, более неравнодушными к окружающим, к Богу, к людям, к собратьям — всё в свою копилку складывается. Если вам это помогает, ну и слава Богу.

М. Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям: в эфире радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. На этой неделе у нас будет повод вспомнить двух совершенно разных, на первый взгляд, и по жизни, и по плодам этой жизни святых, которые в то же время имеют одну общую точку. Я думаю, мы об этой общей точке скажем. Я имею в виду преподобного Нектария Оптинского, память которого12 мая, и святителя Игнатия (Брянчанинова), память которого 13 мая. Вот что, собственно говоря, объединяет этих святых? Мне кажется, что, может быть, мало кто из наших радиослушателей обращал внимание, что, даже по времени разошедшиеся, два этих человека встречаются на почве Оптиной пустыни. Потому что у Игнатия (Брянчанинова) главным духовным наставником был старец Лев, первый старец Оптиной пустыни. А наставниками Нектария Оптинского, последнего Оптинского старца, стали Амвросий Оптинский и Анатолий (Зерцалов), два старца — ученики старца Льва. Вот такая цепочка старческого обучения связала этих, совершенно разных и по времени и по подвигу, людей.

Прот. Дионисий Крюков
— Один сын, а другой внук.

М. Борисова

— Да, один из вполне бедной семьи, для которого монастырь стал билетом, звёздным буквально, который дал возможность дальше нормально жить и развиваться. А другой — дворянин, с блестящим началом карьеры, с прекрасными перспективами, который вместо всех этих перспектив избрал церковное поприще. Один долго-долго проходил послушание под присмотром старцев и очень спустя много лет переходил от иноческого пострига к священническому. Очень долго-долго его старцы учили, и возрастал он, практически зная только келью, келью старца и храм. А другой, только будучи пострижен, через три года стал архимандритом и наместником достаточно популярной пустыни недалеко от Петербурга. Всё по-другому, всё по-разному. Один прославился тем, что написал великолепные аскетические труды. Другой большую часть жизни провёл в послушании старцам и вместо того, чтобы писать труды, юродствовал и своей поучения передавал в виде кукольных спектаклей. И вот за что ни возьмись, вот такие совершенно диаметрально противоположные судьбы, а школа-то одна.

Прот. Дионисий Крюков
— И, что для меня особенно важно и ценно, и тот и другой, и святитель Игнатий, и преподобный Нектарий, люди, которые с большим уважением относились к мудрости. Эта тема дискуссионная была на протяжении всей истории Церкви. И в современном мире также не утихают по этому поводу споры. Считается, что культура способна человека от Церкви и от Бога отвести. Тут же мы видим, напротив, что Игнатий (Брянчанинов) просто был человеком, вхожим в великосветские круги, сам этому обществу принадлежал.

М. Борисова

— Но прежде, чем войти в великосветские круги, он закончил Инженерное училище в Петербурге — то же самое училище, которое потом закончил Достоевский.

Прот. Дионисий Крюков
— Да. То есть это одно из самых престижных образований, самых лучших. И он, в частности, часто бывал в доме президента Академии художеств Оленина, с которым приятельствовали и Пушкин, и Крылов, и Батюшков. В общем-то, его жизнь — это жизнь человека, который, безусловно, образован на этом самом уровне, где культура, литература, искусство, философия, наука занимают очень важную роль. Казалось бы, у преподобного Нектария должно быть всё по-другому — это человек, который не учился-то особенно нигде.

М. Борисова

— И школу не закончил.

Прот. Дионисий Крюков
— И школу не закончил, да. Тем не менее вот именно в монастыре, обращу внимание...

М. Борисова

— С благословения старцев.

Прот. Дионисий Крюков
— Да, с благословения старцев, у него появилась возможность читать, образовываться, познавать науку, познавать языки, искусство в том числе.

М. Борисова

— И стихи наизусть учить.

Прот. Дионисий Крюков
— Вот удивительно, что как бы векторы разные, но именно в этом направлении они где-то сходятся. Причём у Игнатия (Брянчанинова) блестящий слог, видны литературные дарования. К нему приезжал в его пустынь, в которой он настоятельствовал, и Глинка. И, в общем-то, им было написано сочинение, в котором обсуждались дискуссионные темы между художником и верующим. Глинка для него написал ряд произведений.

М. Борисова

— Игнатий (Брянчанинов) для него тоже написал ряд произведений.

Прот. Дионисий Крюков
— Да. То есть можно сказать, что, как и вообще для Оптиной пустыни, ведь известно, как много дала Оптина пустынь для русской культуры, для русской литературы в частности. И Игнатий (Брянчанинов) также является таким вот как бы магнитом для культурных людей. И это немаловажно для нас с вами, потому что показывает, что культура — это не удел просто людей, которые, в силу обстоятельств, получили такое образование. На самом деле это очень важная составляющая, которая позволяет христианину развивать свою душу. Потому что душа связана именно с какой-то чувствительной способностью, чему искусство и культура очень помогают.
М. Борисова

— Да, но ещё общая черта двух этих святых — слабое здоровье. Вот епископа Игнатия всё время здоровье подводило. Ведь на самом деле ему пришлось епископство своё в Кавказско- Черноморском благочинии закончить именно потому, что здоровья не хватило. Но можно себе представить, что это такое было за место дивное в те времена, в середине XIX века, когда там война, горцы. Пожалуйста, можно почитать Толстого, можно почитать Лермонтова — такая живая картина того, что там происходило. А он носится по всей своей епархии для того, чтобы навести там порядок. При этом со здоровьем у него далеко не восторг. И, собственно, мы именно его слабому здоровью обязаны его богословскими трудами, потому что только когда он вынужден был по состоянию здоровья уйти на покой, он получил возможность сесть, сосредоточиться и что-то написать. Потому что до этого его бесконечно вынуждали к деятельному служению. А тут вот нужно было сосредоточиться. А старца Нектария никто к деятельному служению как раз не принуждал. Но его старцы готовили к тому, что останется он одним пастырем, ему придётся иметь дело с самыми разными, абсолютно из разных социальных сред людьми в тот момент, когда пастырей уже не останется, когда будет закрыта Оптина пустынь, когда ему придётся самому доживать в деревне. И в эту деревню будут приезжать люди со всех городов и весей, которые будут о нём знать, чтобы получить от него хоть какой-то совет, хоть какое-то вразумление, хоть какую-то молитву. И для этого нужно было несколько десятилетий промолчать и ограничиваться тем, что в таких формах, которые доступны юродивому, общаться с внешним миром. Как он за несколько месяцев до революции 1917 года стал ходить по монастырю с красным бантом. Вот все думали, что юродствует батюшка. Ну вот, да, юродствовал.

Прот. Дионисий Крюков
— Как и его яркие кофты, которые он надевал, или башмаки — башмак и валенок на двух разных ногах.

М. Борисова

— Ну и куклы тоже шли в ход, когда он будущему страстотерпцу и епископу начинал показывать кукольный спектакль, где начинал колотить какую-нибудь одну куклу, ставил её в угол, всячески её притеснял. Ну опять — чудит батюшка, ну бывает. Проходит десятилетие, и человек оказывается в тюрьме, человек оказывается в ссылке. Человек вспоминает этот кукольный спектакль старца Нектария и понимает, о чём он ему рассказал в такой форме. Но вот две такие разные судьбы. Чему научиться у одного, чему научиться у другого? Нельзя научиться святости — святость либо даётся свыше, либо не даётся, так что учиться приходится чему-то очень человеческому.

Прот. Дионисий Крюков
— Да, важно, что, как Оптина пустынь стала как бы открытием аскетического делания для русского человека, так и святитель Игнатий (Брянчанинов) тоже являлся таким автором, который ещё задолго до канонизации, наряду с Феофаном Затворником, был, в общем-то, настольной книгой для многих русских именно в отношении их внутреннего аскетического делания. И что ещё объединяет этих двух святых — то, что они фактически в одно время были канонизированы. То есть это уже после советской власти, это в Перестройку. Первым был канонизирован Игнатий (Брянчанинов) в 1988 году. А в 1992 году, через четыре года, были обретены мощи преподобного Нектария Оптинского. Итак, дорогие братья и сёстры, вот у нас сегодня такой богатый «урожай». Мы заканчиваем нашу передачу вот этими двумя святыми, деятельными святыми, которые призывали к тому, чтобы наша душа не ленилась, не расслаблялась, не находилась в духовном параличе и помнила о том, что она будет источником благодати Святого Духа. И храни вас Господь. Христос Воскресе!

М. Борисова

— Воистину Воскресе! Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храмов Михаила Архангела в Пущине и Рождества Богородицы в Подмоклове протоиерей Дионисий Крюков. До свидания, до новых встреч.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем