Россия, шестнадцатый век, Иосиф-Полоцкий монастырь. Сырая мрачная келья, больше похожая на тюремную камеру. Окон нет, поэтому в комнатушке всегда плохо пахнет и в воздухе висит гарь от свечей. Старец в поношенной рясе пишет на стене угольком:
МАКСИМ:
- Моё сердце, изнемогающее от печали, укрепи небесной милостью, Господи...
МОНАХ:
- Получено письмо из Москвы. МитрополИт ДаниИл рассмотрел твою просьбу. Как еретИк ты не заслуживаешь прощения. По-прежнему тебе не разрешается пользоваться пером и бумагой.
МАКСИМ:
- Всю свою жизнь я боролся с Ересью, какой же я еретик! Но в главном, в главном, скажи - помиловал ли меня митрополит?
МОНАХ:
- Нет. Как еретик ты не можешь причащаться.
МАКСИМ:
- Сколько раз я уже каялся в невольных грехах моих! Если и ошибся я в переводе книг, то неумышленно!
МОНАХ:
- Митрополит дал тебе совет: притвориться умирающим и так получить святое Причастие.
МАКСИМ:
- Никогда я не стану лгать и лукавить в таких вещах!
МОНАХ:
- Тогда прощай.
Максим стоит в задумчивости, катает уголек по ладони. А затем, вздохнув, продолжает писать на стене:
МАКСИМ:
- Сердце мое, жестокое более, чем камень или железо, умягчи Господи, Истинным умилением, чтобы я мог благословить Тебя.
Максим Грек приехал в Москву по личному приглашению великого князя Василия Ивановича. Тот получил в наследство богатую библиотеку греческих рукописей и желал, чтобы они были переведены на церковно-славянский язык. Чтобы привезти в Москву грамотного переводчика, на Афон отправилось целое посольство. Выбор монастырского начальства пал на образованного инока Максима, который долго путешествовал по свету, учился наукам в Париже и изучал античное искусство в Италии, но всем наукам и искусствам предпочел служение православного монаха. Максим долго отказывался от лестного предложения, которое сулило немалую материальную выгоду. Но всё же монастырское начальство отправило Максима в далёкую Москву.
В русской столице его встретили очень приветливо, поселили в Чудовом монастыре на содержании великого князя и для начала попросили перевести с греческого псалмы с толкованием. Максим переводил на латынь, а его помощники - уже на церковно-славянский. Больше года длился этот труд. Великий князь остался весьма доволен его результатом, щедро наградил переводчиков и предложил ученому монаху, который к тому моменту уже выучил и русский, и церквно-славянский языки, заняться исправлением богослужебных книг.
Понимая, что он еще не владеет новыми языками в совершенстве, афонский инок долго не соглашался взяться за этот труд и горячо просил князя отпустить его на родину. Но редко кому в истории удавалось переспорить князей. Пришлось Максиму взяться за богослужебные тексты, которые из-за огромного количества ошибок, допускавшихся при переписывании, были в большом беспорядке.
В это же время великий князь Василий собрался развестись с женой, которая была бесплодна, и жениться во второй раз - на Елене Глинской. Возглавивший русскую церковь митрополит Даниил благословил этот беззаконный брак. Но Максим, до сих пор упражнявшийся лишь в обличении различных ересей, со всем пылом одарённого полемиста обрушился на этот союз. Гнев князя не заставил себя долго ждать. Тотчас же в переводах Максима были обнаружены ошибки, и монах был отдан под суд. Суд признал его еретиком, и несчастного грека сослали в Волоцкий монастырь, славившийся своим строгим уставом. Но и это было не самым страшным. Максиму запретили причащаться и пользоваться письменными принадлежностями.
Двадцать лет он провел в заточении. Менялись митрополиты, умерла Елена Глинская. Но отпускать греческого монаха на волю никто не собирался - слишком близко он узнал русский двор и нравы в государстве.
Во время своего заточения он не терял присутствия духа и написал на стенах своей темницы канон Святому Духу - утешителю, который до сих пор читают в Церкви. Максим сумел простить своих мучителей. Когда Московский митрополит Даниил в свою очередь попал в опалу, Максим Грек послал ему письмо, прося прощения и предлагая примириться.
Только перед самой смертью Максима перевели в Свято-Троицкую Лавру, где ему было разрешено приступить к церковным Таинствам. В последние годы жизни он имел возможность продолжить и свое богословское творчество. К нему даже обращались за консультацией от имени царя, прося разоблачить сектантский характер некоторых учений, приглашали на Стоглавый Собор. Но Максим от царских приглашений учтиво отказался, ссылаясь на дряхлость.
После смерти преподобного многие его труды были изданы, а сам он причислен Церковью к собору Радонежских святых.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 129 зач., III, 18-23.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что такое борьба за существование, и практически все в ней в разной степени участвуем. Одни активно и даже агрессивно выгадывают себе лучшее место под солнцем, другие стремятся быть честными и существовать за счёт своего труда, ничего не требуя и даже больше жертвуя, чем отнимая у других. Интуитивно большинству из нас понятно, что второй подход ближе к христианскому взгляду на мир, чем первый. Но почему это так? Каковы богословские основания этой интуиции? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,- все ваше;
23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.
Несколько лет назад в книжном магазине я открыл одну из бесчисленных книг по саморазвитию и организации собственной жизни. Иногда бывает полезно посмотреть, чем живут и к чему стремятся светские люди. Книга представляла собой определённую схему, в которой надо строить планы по самоусовершенствованию, а потом подводить итоги, и снова строить планы. Таким образом человек оказывается должен всё время достигать целей, делать жизнь осмысленнее, гармоничные и лучше. Интересно, что в этой книге никто не планировал болеть, стареть или умирать, никто не планировал в ней финансовых кризисов, конфликтов, свадеб, разводов... В этой книге как будто бы не учитывались живые люди, которые выглядели лишь фоном для построения своей индивидуальной траектории. Но самое главное, в этой книге не учитывался ни Бог, ни Его воля, ни Его замысел о мире.
Отрывок из первого послания Коринфянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень короткого и в то же время ёмкого призыва. Апостол Павел говорит: «Никто не обольщай самого себя», то есть не думай о себе много, помни, что ты не сможешь выстроить никакой идеальный траектории, ты не можешь рассчитать ни своего здоровья, ни влияния других людей на твою жизнь, ты не сможешь предугадать всех сложностей, не сможешь быть настолько мудрым, чтобы всё учесть. Понимая это, апостол Павел пишет, что мир, который предлагает свою мудрость и идеальные траектории, на самом деле ошибается сам и обманывает людей, которые ему доверяют. Такая «мирская мудрость» с бесконечным планированием с точки зрения Бога просто суетное безумие, пустое, тщетное и бесплодное. Это, кстати, не говорит о том, что нельзя планировать обычной деятельности, планировать поездки и встречи. Апостол Павел тоже строил планы. Речь о другом. Нельзя считать, что ты способен сделать свою жизнь сам.
Со своей стороны, апостол Павел призывает перестать хвалиться людьми, искать себе кумиров, гуру, руководителей, которые обещают за несколько этапов привести человека к светлому будущему, сделать его самыми эффективным, самым сильным, самым развитым. Вместо этого апостол призывает не хвалиться людьми, а надеяться на Бога. Причём он формулирует это очень интересно: «итак, никто не хвалитесь, так как всё ваше», то есть всё Господь уже дал вам на пользу. У вас есть духовные наставники, есть мир, жизнь и даже смерть. Последнее выглядит очень странно, так как с точки зрения светского общества смерть — страшное и бесполезное явление, от которого один ужас и тоска и никакой пользы. Но апостол Павел говорит, что человек, который доверился Богу, во многом и даже в смерти может увидеть спасительную перспективу. Есть только одно условие: сам он призван стать Христовым и вместе со Христом и во Христе становится Божьим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Стать помощником фонда «Хорошие люди»

Дмитрий Семёнов из города Саратова — волонтёр фонда «Хорошие люди». Проект заботится о тех, кто попал в беду, в том числе о людях с инвалидностью и одиноких стариках. Передаёт им еду и вещи, а также помогает решать насущные бытовые проблемы.
Дмитрий по профессии — сварщик. Он считает, что совершать добрые дела совсем не трудно. Для этого не нужно «сворачивать горы», достаточно делать то, что тебе по силам. В фонде мужчина совсем недавно, но уже успел поучаствовать в помощи другим. Например, починить и утеплить входную железную дверь в доме одинокой пенсионерки. Теперь в холодное время года дверь не будет промерзать насквозь, и выпускать из помещения тепло.
«В социальных сетях фонда „Хорошие люди“ я регулярно читаю заметки о подопечных. И стараюсь участвовать, где могу», — рассказывает Дмитрий. Однажды он узнал о пенсионерке Раисе Романовне. Бабушка давно не встаёт с кровати. Близких рядом нет. О ней заботятся добрые люди. Поскольку пожилая женщина много лет никуда не выходит, радио стало для неё «окошком» в мир и отдушиной. Но старый приёмник сломался, и она осталась без музыки и любимых передач. И вот, узнав об этом, Дмитрий передал через сотрудников фонда новый надёжный приёмник для бабушки. Раиса Романовна несказанно обрадовалась такому подарку.
Саратовский фонд «Хорошие люди» ищет тех, кто, как и Дмитрий, готов позаботиться о ближних. Вы можете стать волонтёром и дарить своё время и тепло нуждающимся. Следить за актуальными просьбами в социальных сетях фонда и помогать людям адресно. Либо совершить любой благотворительный взнос на сайте проекта «Хорошие люди». Собранные средства пойдут на помощь подопечным фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о закваске и о горчичном зерне». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притч о закваске и о горчичном зерне, почему Спаситель употребляет такие образы, а также о значении слов Христа: «Царствие Божие внутри вас».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер