На окраине Римской империи, в провинции Македония, в первом веке от Рождества Христова, жил очень богатый и влиятельный человек по имени Ликиний. Многим имуществом владел Ликиний, но самой драгоценной жемчужиной он считал свою маленькую дочку - Пенелопу. Веселая и добрая девочка радовала всех окружающих ласковым обращением, а когда Ликиний вместе с ней шел по улице, прохожие оборачивались им вслед - такой красавицей была Пенелопа. От этого сердце Ликиния исполнялось гордостью и беспокойством. Всем нравится Пенелопа. Но вдруг кто-то захочет ее отнять или обидеть? Жемчуг хранят в ларце под замком, а ревнивый отец выстроил для дочери целый дворец. Там ПенелОпа жила вместе с подружками и няней. Каждый день к ней приходил учитель - обучать письму и чтению. Выходить же за ворота девочке категорически запрещалось.
У Пенелопы было немного развлечений. Каждый день, гуляя во внутреннем дворике свого роскошного дворца, она подолгу смотрела на небо. Солнце и луна сменяли друг друга, звездное небо расстилало свой полог ночью, и облака проплывали над ней. Смышленая девочка, пыталась понять, как могли мертвые каменные Идолы, которым вся ее семья поклонялась, как богам, сотворить такую живую красоту. Отец и мать запрещали ей даже говорить об этом. Но учитель Пенелопы - христианин - не уклонялся от подобных разговоров. Он рассказал ПенелОпе о том, что небо и землю сотворил Господь, а когда враг рода человеческого захотел погубить это чудо, то Бог не пожалел отдать Сына Своего единственного, чтобы спасти мир. Пенелопа пожелала стать христианкой. Тайно к ней во дворец пришел апостол Тимофей и крестил её с именем Ирина.
Внешне девушка оставалась все той же ласковой приветливой дочерью, и родители не понимали, как сильно она изменилась внутренне. Когда же пришла ей пора выходить замуж, оказалось вдруг, что дочерью овладели какие-то странные идеи, непонятные отцу.
ЛИКИНИЙ:
- В своем ли ты уме, Пенелопа?!
ИРИНА:
- Не называй меня так. От Бога я получила имя ИрИна, и теперь всегда хочу носить его.
ЛИКИНИЙ:
- От какого бога?! Я дал тебе жизнь, я дал тебе пропитАние, дал тебе и имя! Ты в моей власти!
ИРИНА:
- Как моего отца я почитаю и люблю тебя. Но Бога чту как своего Творца, и жизнь моя в Его власти.
ЛИКИНИЙ:
- Безумные речи! Впрочем, скоро все это пройдет. У меня есть радостная новость для тебя - вчера отец ГАлия приходил ко мне, и мы с ним решили - быть вашей свадьбе.
ИРИНА:
- ГАлий - хороший человек. Но дороже всех женихов на свете для меня ХристОс. Ему одному принадлежит мое сердце.
ЛИКИНИЙ:
- Столько лет я растил тебя! Ты вся принадлежишь мне, и твое сердце я отдам, кому пожелаю!
ИРИНА:
- Нет, отец. Оно уже отдано, и это невозможно изменить.
Ярость помутила Ликинию рассудок. Он приказал связать дочь и бросить под ноги табуну лошадей. Весь город собрался посмотреть на это. Но лошади не стали топтать девушку. Только один жеребец кинулся к Ликинию и растерзал бы его, если бы не помощь слуг. Правая рука его была сильно повреждена, жестокий мучИтель сам теперь истекал кровью. Тогда Ирину развязали, она возложила руки на отца и помолилась о нем. Тотчас Ликиний исцелился. Это чудо произвело на горожан такое сильное впечатление, что три тысячи человек тут же решили принять крещение. Их крестил апостол Тимофей, и первым в крещальные воды вошёл покаявшийся Ликиний.
Почитая Ирину как свою наставницу, отец больше ни в чем не мешал ей. Девушка поселилась в доме своего учителя и стала проповедовать Христа. Правитель той области, будучи язычником, возмутился такой открытой проповеди христинства. Он приказал доставить Ирину к себе в столицу и стал ее пытать, требуя, чтобы она отреклась от Христа. Мучения происходили на городской площади. Когда красивую и хрупкую Ирину попытались распилить пилой на глазах у всех, возмущённые горожане подняли бунт. Они изгнали правителя из столицы и освободили Ирину. Однако следующий правитель также попытался мучениями заставить ее отречься. Но видя непреклонную веру страдалицы, сам уверовал во Христа. Вместе с ним крещение приняли около пяти тысяч человек. В то время это было население большого города.
Претерпев столько мучений, скончалась Ирина мирно. Провидев свою кончину, она вместе с несколькими христианами пошла за город, нашла на горе пещеру и, войдя в нее, велела спутникам закрыть ход в пещеру тяжелым камнем. Здесь 5 мая святая мученица преставилась ко Господу. На четвертый день христиане пришли к пещере и отвалили камень, но тела святой Ирины там не было.
Предание гласит, что Господь забрал её в рай, посрамив таким образом всех её мучителей. Но можно также сказать, что всех своих врагов Ирина победила гораздо раньше: в тот самый момент, когда отказалась быть послушной наследницей своих предков-идолопоклонников, и смело встала на путь проповеди Христа и Евангелия.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия