Мне хотелось бы поговорить на очень болезненную тему, но мне кажется, очень важную. Когда в жизни все прекрасно, кажется, что все вокруг счастливы. Когда вынашиваешь ребенка – кажется, что все вокруг беременны. Когда сильно болеешь – замечаешь, что вокруг полно болящих, страдающих разными недугами. Когда у тебя кончаются деньги – становится заметно, как много бедных и неимущих в твоем благополучном любимом городе. И наконец, когда у тебя случается серьезное горе – с твоих глаз как будто спадает пелена. Господь как бы снимает верхний защитный слой с души, и чужая боль вдруг проникает в твою душу – и ощущается, как своя. Тогда ты начинаешь по-настоящему прозревать и сочувствовать совершенно чужим людям. А иногда вспоминаешь, что и любимым-родным в какой-то нужный им момент недодал необходимого им тепла. Однако все это, повторю – когда Господь откроет внутреннее зрение. У некоторых оно просто есть. Другие приходят к этому через скорби.
Скорбь – это та черта, из-за которой смотришь по-другому на людей, оставшихся в счастье. Они очень хотят утешить тебя, помочь. Они очень стараются это сделать. Хочу дать несколько советов тем, кто хочет помочь любовью и правильным словом другу, близкому, родному в беде. Как я уже говорила, между вами черта. Я сама не могла в свое время найти нужных слов, чтобы сказать их своим подругам, потерявшим, например, близких. Зато теперь, оказавшись по эту сторону горя – слышу много слов сочувствия, и могу немного помочь тем, кто их произносит. Это мое личное. Это то, что я в своем горе хотела бы услышать – и чего не хотела бы. Итак, самые популярные и очень неэффективные выражения сочувствия, которые слышать совсем не хочется!
Держись, будет еще больнее (откуда такая статистика, когда больнее уже кажется некуда!)
Ты сильная, ты с этим справишься (почему тогда так хочется найти чье-то плечо, чтобы оросить его слезами?)
За большое счастье надо платить (эй, дружище, сидя в кругу семьи у камина – готов ли ты платить за это счастье?)
Бедненькая моя или наоборот – моя героиня (от первого становится себя еще жальче, от второго хочется отказаться – ордена героя в данном случае неуместны)
Все будет хорошо (неубедительно в острой фазе)…
Просто загляните себе в душу, мои дорогие. Там живут совсем другие слова. Они очень просты. «Я с тобой. Я всегда помогу. Я помню о тебе…» Мне кажется, даже не надо говорить: я молюсь о тебе. Мне кажется, можно просто молиться – оно и так работает…
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»

Фото: Anna Shvets / Pexels
Когда я приезжаю к моему духовному отцу, он не сразу начинает Таинство исповеди. Сначала накормит, напоит чаем, мы поговорим о чём-то простом, о жизни, о людях. И только потом, когда моя душа оттает и готова к серьёзному разговору, духовник приступает к совершению Таинства.
Так же мудро всё устроено и в церковном календаре. Например, Великий пост не наступает резко. Церковь бережно подводит нас к нему. Душа христианина постепенно подготавливается к подвигу — через особые дни.
Один из них называется Неделя о мытаре и фарисее — так в Православной Церкви называется первое подготовительное воскресенье перед Великим постом. В этот день за богослужением звучит песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Давайте поразмышляем над его текстом и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Состоит оно из трёх частей или стихир. Стихирами в Церкви называются богослужебные песнопения, состоящие из нескольких стихов, написанных одним стихотворным размером. Стихиры исполняются за богослужением после стихов из Священного Писания.
В основу первой стихиры песнопения «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» положена притча о мытаре. Текст стихиры выражает чувство раскаяния его перед Богом за совершённые деяния. Начинается она со строчки «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а дальше первая часть в переводе на русский язык звучит так: «Открой мне двери к покаянию, Жизнеподатель, ибо дух мой с самого раннего утра стремится к святому храму Твоему, нося весь осквернённый телесный храм; но Ты, как Милосердный, очисти его по неизречённой Твоей милости».
Давайте послушаем первую стихиру песнопения «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче» на церковнославянском языке:
В основе второй стихиры лежит мотив притчи о блудном сыне. Начинается стихира словами «И ныне, и присно (то есть всегда) и во веки веков. Аминь (то есть «Да будет так!». Дальше следует текст, который в переводе на русский язык звучит так: «На путь спасения направь меня, Богородица, ибо постыдными грехами загрязнил я душу и в лености провёл всю жизнь мою, но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты».
Давайте послушаем вторую стихиру песнопения:
В основе третьей стихиры звучит мотив предсказания Спасителя о Страшном Суде. Русский текст этой стихиры такой: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. О множестве сделанных мною злых дел размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днём суда. Но, надеясь на милость снисхождения Твоего, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости». Давайте послушаем третью стихиру песнопения на церковнославянском языке.
Церковь мудро направляет нас своим календарём. Бывают дни ликования и радости, бывают дни скорби и раскаяния. Всё в ней устроено с любовью — чтобы человек жил осознанно. Но человеческое сердце шире любого календаря. Иногда покаяние приходит неожиданно — посреди обычного дня, в дороге, в разговоре, в тишине. Совесть подсказывает: я была неправа, можно было поступить по-другому. Это движение навстречу любви, навстречу Тому, Кто всегда рядом. Ведь Господь ждёт, когда мы постучим. И двери откроются.
Давайте послушаем песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Норильск. Мученик Стефан Наливайко

Фото: Emil Tim / Pexels
Летопись заполярного города Норильска тесно связана со скорбной историей исправительно-трудового лагеря — Норильлага. Его создали в 1935 году, чтобы использовать труд заключенных на строительстве Норильского горно-металлургического комбината. В начале сороковых здесь отбывал наказание Стефан Наливайко, получивший срок за веру в Бога. Стефан родился в 1898 году в селе Константиновка Таврической губернии, сейчас это Запорожская область. С детства любил читать Священное писание, в юности подвизался в Богородицкой обители близ Херсона. Затем вернулся в родное село, чтобы помогать отцу в хозяйстве, служил псаломщиком в церкви. Подвижник любил паломничать по святым местам. И даже после революции 1917 года, при безбожной власти, использовал любую возможность, чтобы отправиться на богомолье. В одной из таких поездок в Москве Стефан открыто обратился к людям с призывом не оставлять Господа. За это его осудили и отправили на Соловки. Вся последующая жизнь подвижника обернулась чередой арестов. Последним местом ссылки Стефана стал Норильский исправительно-трудовой лагерь. Здесь мученик скончался от голода в 1945 году. Спустя пятьдесят пять лет Церковь прославила Стефана Наливайко в лике святых.
Радио ВЕРА в Норильске можно слушать на частоте 107,4 FM
14 февраля. «Смирение»

Фото: Vlad Tchompalov/Unsplash
Смирение — большая половина спасения. Приобретение смирения даётся в суровой борьбе с собственным падшим естеством. Сама ограниченность наша и постоянные претыкания на духовном пути — повод всегда смиряться пред Богом. Пусть же наши неисправности не ожесточают нас и, тем более, не приводят к унынию, но... смиряют. А смиренным, то есть сознающим свою греховность и кающимся в ней, Бог дарует благодать. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды











