
Апостолы
Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Известный церковный ученый и исследователь Библии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) как-то сказал: «Смерть, бывает, свидетельствует об истине сильнее жизни». Так отец Ианнуарий разъяснил суть христианского подвига мученичества — когда люди оказываются верны своим принципам вплоть до смерти. О подобной верности мы слышим в составном отрывке из 20-й главы книги Деяний святых апостолов. Этот текст читается сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 20.
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Мы только что слышали, как апостол Павел принял решение пойти по пути мученичества. Не потому, что стремился умереть, как какие-нибудь фанатики, а потому что просто не имел иного выбора. Правильнее стоило бы, конечно, сказать, что выбор теоретически существовал, но был хуже смерти. Ведь речь шла о предательстве: веры, Бога, себя. И в прозвучавшем чтении из книги Деяний святых апостолов мы чувствуем это одновременно присутствующее наличие и отсутствие выбора.
Апостол Павел прощается со своими друзьями — пресвитерами (то есть священниками) Эфесской церкви, одной из любимых своих христианских общин. Святой направляется в Иерусалим, хотя прекрасно знает, что ожидает его в иудейской столице. Павел из фанатичного служителя синагоги превратился в горячего проповедника Евангелия. И тем самым подписал себе смертный приговор перед лицом ветхозаветных законников, к кругу которых он когда-то принадлежал. Но данное обстоятельство, если и беспокоило апостола, то не в первую очередь. Гораздо важнее было для него перед ставшей неминуемой опасностью кончины укрепить Церковь Христову, которой он верой и правдой столько лет служил.
Павел понимал, что не может проявить слабость, неуверенность, трусость ни перед врагами Церкви, ни перед её членами. Апостол, конечно же, надеялся послужить христианам ещё. Но не собирался навязывать Богу своих планов. А потому во имя веры и в знак верности Христу готов был принять мученическую кончину. Чтобы явить другим христианам пример верности и любви, которая сильнее смерти.
Павел беседует с эфесскими священниками, и текст этой беседы представляет собой, по сути, завещание. Апостол призывает своих собратьев к жертвенному и искреннему служению. Не для прославления собственного имени, а ради того, чтобы о Христе Иисусе узнал весь мир. Павел, при этом, не ведёт себя как оторванный от жизни романтик-утопист. Он видит множество препятствий на пути обозначенной им миссии.
Апостол прямо предупреждает, что некоторые беды придут не снаружи, а изнутри Церкви. Он с горечью говорит своим собеседникам: «из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». В силу грехопадения Адама все мы теперь тяготеем ко тьме. И даже самый светлый и великий дар можем испортить, начать использовать превратно.
Павел, к сожалению, оказался прав. Уже в его времена стали появляться лжепастыри и лжеучители (еретики), стремившиеся привести людей не ко Христу, а привязать их к себе. Сделать их ресурсом для своих гордости, амбиций, сребролюбия. Прозвучавший отрывок из книги Деяний читается в седьмое воскресенье после Пасхи, когда молитвенно прославляются отцы первого Вселенского собора. Они стали примером того, как можно быть проводниками людей именно к Богу, а не к себе. И служили отцы этой цели и словом, и делом. Как завещал им, а вместе с ними и нам, апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема