
1 Тим., 283 зач., III, 1-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям свойственно желать добра и стремиться к нему. При этом не все понимают, что самого по себе желания мало, чтобы добра в нашей жизни стало больше. Такие люди часто недоумевают, почему от положительного настроя жизнь не меняется? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в третьей главе первого послания апостола Павла к Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Помню, мне рассказывали такой случай. В один храм пришла женщина, которая хотела причаститься. Дело было в конце вечерней службы, и священник, который исповедовал, решил поговорить с ней о том, что такое Евхаристия. Казалось бы, обстоятельства были самыми благоприятными, но так было только на первый взгляд. Узнав, что в Чаше не просто освящённый хлеб, который помогает во всём хорошем и от всего плохого, а Тело и Кровь Иисуса Христа, женщина сказала примерно следующее: «Нет, это слишком серьёзно и мне это не нужно. Мне надо чего-нибудь попроще». С этими словами она развернулась и ушла. Что же произошло? Само по себе желание причаститься было хорошим, но... Были некоторые условия, которые ей не подошли или под которые не захотела подстраиваться она.
Интересно, что, рассказывая Тимофею о том, какими должны быть епископы и диаконы, апостол Павел тоже начинает с того, что желание епископства, само по себе вполне доброе и правильное. Однако дальше он выставляет ряд условий, при которых хорошее вообще окажется действительно хорошим в конкретном случае. И это не изобретение Павла и не его капризы, но закон мироздания. Всякое вещество, всякая вещь, всякий человек принесёт много пользы, если окажется на своём месте и будет соответствовать определённым условиям. Даже вода, из которой мы состоим в среднем на 60 процентов, может принести нам вред, если мы употребим её неправильно. Что уж говорить о христианстве! Само Царство Небесное не принесет радости тому, в ком нет любви.
Казалось бы, ну уж в этой сфере Бог как Творец и Владыка мира мог бы сделать всё так, чтобы мы могли быть причастны Ему просто по желанию, без всяких условий. Однако, если подумать, в этих условиях или критериях весь смысл нашей разумности и свободы. Кто желает быть епископом, желает хорошего, но мало желать, надо быть таким, каким должен быть епископ. И, естественно, это касается это не только епископства, но и всего христианства в целом. Кто желает быть христианином, не может просто им называться, потому что одного имени мало. Чтобы быть христианином, нужно соответствовать определённым критериям. Какие-то из них достижимы усилием разума, какие-то силой воли, что-то для нас бывает легко, а чему-то мы только стараемся соответствовать. И как, назвав себя сытым, не будешь сыт, но станешь таковым, только когда добудешь, приготовишь и съешь еду, так и желая стать верующим, не станешь сразу таковым, ведь Бог сердцеведец и смотрит на наше название, но на устремление сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 17.10.2025». Оксана Кавальская, Ольга Зайцева

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Фотовыставка «Церковь помогает» — о помощи Русской Православной Церкви в зоне конфликта;
— Очные встречи с участниками «Академии журнала «Фома»;
— Праздник Покрова Пресвятой Богородицы;
— Осень — время грусти или радости?
Все выпуски программы Журнал
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема