Адрес храма Мартина Исповедника в Алексеевской новой слободе:
109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына 15,
ближайшие станции метро: "Таганская" (кольцевая) или "Марксистская".
Схема проезда:
Контакты:
109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына 15,
тел. +7 (495) 911-75-40.
Адрес сайта:
В биографии этого храма есть весьма примечательный эпизод, который напрямую говорит о его красоте и величии. Эпизод уникальный.
Но мы вернемся к нему позже… подержим, так сказать интригу…
Церковь эта связана с венчанием на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III, кое событие произошло в день памяти святителя Мартина в далеком 1502 году. В честь события и была заложена церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского в Алексеевской слободе.
Алексеевскую черную слободу населяли "черные люди" - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века, когда в слободе поселились торговцы хлебом, церковь святителя Мартина именовалась еще "в Хлебниках".
В 1791 году московский купец-чаеторговец (а позже и вовсе городской голова), Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника. И заказал не у кого-нибудь, а у самого Родиона Казакова, выдающегося московского зодчего, чье имя заслуженно стоит в ряду с именами его учителей - Василия Баженова и Матвея Казакова (к слову: Матвей и Родион не родственники, а лишь однофамильцы).
Спустя 7 лет, в 1798 году храм построили. А в 1800-1801 годах церковь расписал в итальянском стиле живописец Антонио Клаудо. Настенная живопись церкви в итальянском стиле нетрадиционна для русского православия, но до чрезвычайности интересна. И к счастью, сохранилась до нашего времени.
В 1806 году новый храм освятили.
И настал трагический 1812 год. Французы вошли в Москву. И уже во время их входа в столицу, 3 сентября, начался страшный пожар, в котором, к сожалению, пострадал и храм Мартина Исповедника.
Вот сейчас и пришло время вернуться к уникальному эпизоду, о котором мы сказали в начале программы.
Известно, что спустя немногим более месяца, 10 октября, в Москву вошла русская кавалерия.
Так вот, живший недалеко от храма французский маршал Мюрат, пораженный красотою этого удивительного здания (повторимся, что при всем том оно сильно пострадало от пожара)… Мюрат выделил взвод солдат с офицером для охраны церкви от мародеров, коя охрана и стояла месяц и впоследствии сдалась вошедшим в город русским войскам.
Нужно ли говорить что-то еще о красоте этой удивительной церкви?
Улица Солженицына, дом 15.
Церковь Мартина Исповедника в Алексеевской новой слободе
«Подготовка к встрече Рождества Христова». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Мы говорили о празднике Рождества Христова, о его смыслах и о подготовке к нему.
Рождество Христово — момент, когда Бог становится Человеком ради спасения людей, и это меняет взгляд на время, историю и человеческую жизнь. В эфире звучат размышления о стремлении «увидеть» Рождество через зримые образы, традиции и культуру, о значении Святой Земли и о том, как по-разному человек может воспринимать мир: видеть в нём лишь внешнее или открывать величие Божие. Отдельно говорится о современных формах празднования и о том, как при внимательном, мирном настрое в них сохраняется возможность духовного сосредоточения. Также отец Максим рассуждает об умалении Бога и любви как жертве — о рождении Богомладенца, уязвимости и доверии, с которыми Христос приходит в мир. Разговор касается личных отношений человека с Богом, церковной общины и того, как вера призвана наполнять не только храм, но и повседневную жизнь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Пётр и Марина Глебовы

Фото: Piqsels
Когда актёр Пётр Глебов стал известен, люди на улице перешёптывались: «Гришка! Смотрите, Гришка Мелехов идёт!». Артист ассоциировался у многих зрителей с самым ярким своим кинообразом — ролью казака Григория Мелехова из экранизации «Тихого Дона». Однако Пётр Петрович Глебов в отличие от шолоховского героя, был убеждённым семьянином и преданно любил супругу, с которой прожил в счастливом браке 52 года.
Встречу 32-летнего Петра Глебова и 30-летней Марины Левицкой в Москве, зимой 1948 года, можно назвать вполне обыденной. Марина пришла тогда в гости к матери Петра — девушка была племянницей её близкой подруги. Глебов почти не обратил на неё внимания. Он спешил в Дом Союзов на новогодний утренник, где выступал в роли Петрушки. Однако так вышло, что Марина засиделась, и когда Пётр вернулся, они разговорились. Не заметили, как за окном стемнело. Глебов вызвался проводить Марину до дома. Она вежливо отказалась. Ушла, а Пётр весь вечер о ней думал. Через несколько дней попросил у своей матери номер телефона Марины. Позвонил, пригласил в театр. Девушка приглашение приняла. Позже Марина Алексеевна с улыбкой вспоминала, что пришла на встречу с Петром прямо с работы, голодная. И он сразу же заботливо повёл её в буфет, напоил чаем с бутербродами. Пётр и Марина стали часто встречаться — гуляли по Москве, ходили в кино. Однажды Глебов пригласил девушку домой на семейный ужин. И сделал предложение. 9 июля 1948 года они поженились.
Молодожёны обосновались в коммуналке на улице Остоженке, где Пётр жил вместе с матерью. Марина перебралась туда из своей комнаты в общежитии. Жили небогато, тесно, но дружно. В этой квартире появились на свет две дочери Глебовых — Ольга и Елена. Пётр тогда служил в труппе московского театра имени Станиславского. Зарплата театрального актёра была небольшой, поэтому, чтобы обеспечить семью, Глебов параллельно снимался в кино. Правда, роли ему доверяли только эпизодические. Пётр расстраивался, но Марина ободряла мужа, верила в его талант. Говорила: «У тебя обязательно будет большая роль».
Так и случилось. Летом 1956 года Марина с дочками отдыхала в деревне. Однажды вечером к ним неожиданно нагрянул Пётр — радостный, взволнованный. Привёз новость: режиссёр Сергей Герасимов утвердил его на роль Григория Мелехова в экранизации романа «Тихий Дон»! Интересно, что сначала речь шла об эпизоде — Глебову предлагали сыграть одного из казаков. Но когда его фотопробы увидел Михаил Шолохов, который принимал участие в экранизации своего произведения, он воскликнул: «Вот он, Мелехов!». И главная роль досталась Петру Петровичу. Осенью 1956-го начались съёмки. Проходили они в Ростовской области, на хуторе Диченском. Вдали от жены и дочерей Глебов тосковал. Приехав в короткий отпуск, сказал супруге: «Марина, собирай девчонок. Поедете со мной. Не могу я там больше без вас!». Через несколько дней семейство Глебовых отправилось на Дон. Поселились в казачьей избе. Рано утром Пётр Петрович уезжал на съёмки. Вечером возвращался, привязывал к плетню коня, снимал грим, и семья садилась ужинать. Так прожили до самого конца съёмок.
После выхода «Тихого Дона» на экраны к Петру Глебову пришла известность. Его узнавали. Семья перебралась в просторную квартиру на Фрунзенской набережной. Новых больших киноролей у Петра Петровича не случилось. Но он говорил, что ему повезло в другом, самом главном — в семейной жизни. Дочь Глебова, Ольга Петровна, вспоминала, что отец и мать бесконечно доверяли и бережно относились друг к другу.
В апреле 2000 года Пётр Глебов скончался от сердечного заболевания. Марина Алексеевна пережила супруга на 9 лет. Она рассказывала дочерям, что ни на минуту не забывала мужа, молилась о нём. А в минуты, когда подступала тоска, словно чувствовала его руку на своём плече. И на сердце становилось светло.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Правильные слова правильно. Алёна Боголюбова
«Вот, ты так делаешь, а ведь это — грех!» — говорила я подруге. А та не слушала. И даже обижалась.
Почему такая реакция? Я же хочу как лучше для нее! Я говорю правду, даже если она не приятная! А что, правильнее молчать, если твой близкий человек согрешает?
С этими вопросами я пришла к священнику, когда мои советы и обличения отказались принять уже несколько близких людей. И отношения с ними охладились.
— Батюшка, в Священном Писании сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Так почему люди от меня отдаляются, когда я указываю им на грехи?
— А с каким сердцем ты это делаешь? Что ты чувствуешь, когда указываешь на чужие грехи? — спросил священник.
— Уверенность в своей правоте, решимость, даже немного возмущение чувствую, что человек сам не осознает собственных ошибок, — ответила я.
— Вот, видишь, — сказал батюшка, — а как апостолы наставляли? Приведу тебе другую цитату и тоже из Священного Писания, из Послания святого апостола Павла к галатам:
«Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя».
— Понимаешь? — продолжил священник, — сначала хорошо бы заглянуть в свою душу и понять, почему тебе хочется обличать других? Действительно ли ты это делаешь из любви к дорогим людям или чтобы ощутить свое превосходство над ними?
Я вышла из храма с роем мыслей в голове. А правда, зачем я обличаю друзей и родных? Конечно, я полагаю, что больше знаю о заповедях, о духовной жизни. Ведь многие из моего окружения в храм и не заходят.
Зачем еще? Возможно, я так пытаюсь манипулировать людьми. Как бы ни было неприятно это признавать. Ведь указываю на те их поступки, которые мне неприятны, которые мешают, доставляют дискомфорт. И, конечно, в те моменты любви совсем не чувствую...
Оказалось, так много ошибок в духовной жизни совершаю я сама, что на анализ потребуется весьма много времени. Когда углубилась в эту работу, стало как-то не до грехов окружающих.
С тех пор взяла себе за правило: прежде, чем кому-то что-то сказать, сначала заглядываю в свою душу, чтобы понять, что сейчас испытываю и зачем хочу высказаться? И ответы укажут направление работы над собой.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











