Адрес храма Мартина Исповедника в Алексеевской новой слободе:
109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына 15,
ближайшие станции метро: "Таганская" (кольцевая) или "Марксистская".
Схема проезда:
Контакты:
109004, г. Москва, ул. Александра Солженицына 15,
тел. +7 (495) 911-75-40.
Адрес сайта:
В биографии этого храма есть весьма примечательный эпизод, который напрямую говорит о его красоте и величии. Эпизод уникальный.
Но мы вернемся к нему позже… подержим, так сказать интригу…
Церковь эта связана с венчанием на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III, кое событие произошло в день памяти святителя Мартина в далеком 1502 году. В честь события и была заложена церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского в Алексеевской слободе.
Алексеевскую черную слободу населяли "черные люди" - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века, когда в слободе поселились торговцы хлебом, церковь святителя Мартина именовалась еще "в Хлебниках".
В 1791 году московский купец-чаеторговец (а позже и вовсе городской голова), Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника. И заказал не у кого-нибудь, а у самого Родиона Казакова, выдающегося московского зодчего, чье имя заслуженно стоит в ряду с именами его учителей - Василия Баженова и Матвея Казакова (к слову: Матвей и Родион не родственники, а лишь однофамильцы).
Спустя 7 лет, в 1798 году храм построили. А в 1800-1801 годах церковь расписал в итальянском стиле живописец Антонио Клаудо. Настенная живопись церкви в итальянском стиле нетрадиционна для русского православия, но до чрезвычайности интересна. И к счастью, сохранилась до нашего времени.
В 1806 году новый храм освятили.
И настал трагический 1812 год. Французы вошли в Москву. И уже во время их входа в столицу, 3 сентября, начался страшный пожар, в котором, к сожалению, пострадал и храм Мартина Исповедника.
Вот сейчас и пришло время вернуться к уникальному эпизоду, о котором мы сказали в начале программы.
Известно, что спустя немногим более месяца, 10 октября, в Москву вошла русская кавалерия.
Так вот, живший недалеко от храма французский маршал Мюрат, пораженный красотою этого удивительного здания (повторимся, что при всем том оно сильно пострадало от пожара)… Мюрат выделил взвод солдат с офицером для охраны церкви от мародеров, коя охрана и стояла месяц и впоследствии сдалась вошедшим в город русским войскам.
Нужно ли говорить что-то еще о красоте этой удивительной церкви?
Улица Солженицына, дом 15.
Церковь Мартина Исповедника в Алексеевской новой слободе
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер