…Читая статьи поэта Юрия Казарина в журнале «Урал», где он заведует отделом поэзии, перелистывая составленную им и не имеющую аналогов антологию «Последнее стихотворение ста русских поэтов XVIII–XX веков», слушая его монологи на популярном видеосервере, – я все больше прихожу к мысли, что именно для него, Юрия Викторовича Казарина, как мало для кого из пишущих, мистическое вещество поэзии – есть почти «безостаточная» суть личной судьбы и жизни.
Иногда мне кажется, что даже когда он не пишет – а пишет Юрий много и часто – он все время думает о веществе поэзии, о рождающем её и растворённом в ней языке, о таинственной связи этих понятий с непостижимой Божественной гармонией.
Без нажима розой роза
 лепит зимнее стекло.
 С точки зрения мороза,
 очень все-таки тепло.
Роза луковицы, хлеба,
 соль в оконные кресты –
 отпечатки прямо с неба
 шестипалой пустоты.
Стужа – это просветленье:
 всюду взор находит печь,
 дабы тронула поленья
 Господа прямая речь.
В недавнем предисловии Казарина к стихам поэта-собрата я прочитал такое: «Поэзия как Сердцевина Вселенной собирает наши середины, сердцевины, сердца в одно целое и не дает уменьшиться, рассыпаться и исчезнуть миру, мирозданию, космосу, душе, разуму и – позволю себе такую вольность – Богу. Стихи действуют медленно, очень медленно, слишком медленно… – то есть вечно. Они как огонь–кровь земли, всей Земли Вселенной, плодородной и животворной, – пронизывают нас и притекают к небу, – нет – востекают в него» Конец цитаты.
Насчет вольности, кстати, я думаю, замечено верно…
И хотя мало у кого из поэтов само слово «Бог» так часто встречается в словаре как у Казарина, я более всего ценю его лирико-философские поэтические этюды не за их духовно-смысловые ходы ( они и причудливо-дерзновенны, и простодушны, и живописны разом), – но прежде всего – за саму свежесть их морозной музыки, за чистоту дыхания, за самый хрустальный звук этих неповторимых миниатюр с их быстротечной переменой вида и рода:
Вон сорока пошёл. Куда пошёл,
 кроме Бога, не знает никто.
 У неё камзол, чёрно-белый камзол.
 Нет, с зелёным подкладом пальто.
 Под неё с небес нависает лес,
 если крепко башкой мотнёшь.
 Темноту во льду шевельнёт порез –
 и теченье покажет нож.
 Ах, по воздуху хорошо пешком.
 Одинока – да не одна.
 Синевы глотнёшь да заешь снежком,
 и ещё раз – уже до дна.
«…Снежное поле – книга. Она открывается зимой и снегом – небом. Она листается метелью, зверем и человеком… В городе она превращается в грязь – поди поплавай в ней! Её убирают и рапортуют: пять тысяч снегоуборочных агрегатов и так далее. В деревне снежное поле – кровельное, огородное, заборное, столбовое, наличниковое, крыльцовое – любое – написано птицами и зверьём. Исписано или прочитано?
Сначала белизна и чистота, видимо, прочитывается, а затем сороки, синицы, вороны, сойки, снегири, свиристели, клесты, щуры и поздние дрозды, а также коты, зайцы, собаки, хомяки, волки, мыши и лисы (а в лесу кабаны, лоси и косули) пишут на снегу ответ. Что-то вроде: “Прочитанному, а также сей белизне и чистоте – верю”. И никому в голову не может прийти мысль запретить эту книгу. Или – отредактировать. Или переписать…»
Какая чудная поэзия, друзья мои!
…А прочитал-то я сейчас из очередной казаринской статьи.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



