Деян., 30 зач., XII, 12-17.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В моей жизни был случай, когда Бог явным образом исполнил то, о чём я просил, — причём я не особо-то и сильно просил, а вот Он исполнил в точности до мелочей! Когда это произошло, не скажу, что я был в восторге: скорее, я был шокирован. К такому стремительному ответу Свыше, откровенно говоря, я не был готов. И даже не понимал сначала, что делать дальше и как к этому относиться. Потому что внутри сердца, глубоко-глубоко, укоренилась мысль: ну ты же сам прекрасно знаешь, что шансы практически равны нулю, молись или не молись, но результат будет один и тот же! А тут вдруг — раз — и всё исполнилось!
Отрывок из 12-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня во время богослужения в православных храмах, рассказывает о схожей реакции первых христиан на чудесное событие в жизни апостола Петра. Давайте послушаем.
Глава 12.
12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
Почему близкие друзья апостола Петра сразу не поверили в то, как чудесным образом Ангел Господень освободил его из тюрьмы? Я думаю, ровно потому же, почему и я, получив просимое, не понимал, что с этим делать дальше. В чём может быть причина такой, с позволения сказать, «душевной косности»? Почему нас может столь сильно изумить явная близость духовного мира и его действия в нашем, человеческом, мире?
Свой ответ я бы сформулировал так: у нас очень мало, быть может, критически мало жизненного навыка следования воле Божией. Большей частью мы живём по своему разумению, обычаям, привычкам — и если что-то разрушает сложившийся порядок и уклад — мы злимся, расстраиваемся, возмущаемся. Вот когда всё по-моему — причём до мелочей! — я успокаиваюсь и только краем глаза поглядываю, чтобы ничего не изменилось. А Богу-то как действовать в этой абсолютно самодостаточной тюрьме моего разума, которую я сам же для себя и создал? И, конечно же, если там происходит нечто вообще неординарное, чудесное — едва ли это способно сильно меня порадовать.
Но для человека, который стремится во всём искать прежде всего волю не свою, а Божию, каждая минута, каждая секунда жизни становятся пространством непрекращающегося диалога с Богом. Для такого человека уже нет никаких мелочей и никаких случайностей: он предельно внимателен не к собственным представлениям о том, что и как с его точки зрения должно быть, а к тому, что по факту даёт в данный момент Господь. И чем неожиданнее, чудеснее и невероятнее эта «данность» — тем большей радости и восхищением исполняется сердце верного Богу — да, Господь — рядом, Он — Всемогущ, Он — бесконечно благ и милосерден! И не нам, человекам, навязывать Ему, Творцу вселенной, свои мелкие и ограниченные представления — ведь всё — в Его силе и власти!
Вот о чём, дорогие мои, нам хорошо бы почаще напоминать себе ежедневно — особенно, когда мы выпадаем из доброго и мирного расположения духа, — а не слишком ли много внимания я стал уделять своей, человеческой воле — вместо того, чтобы следовать воле Божией?
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Православная школа сегодня». Протоиерей Дмитрий Григорьянц
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был настоятель Филаретовского храма города Лобня, директор и духовник православной гимназии во имя Святителя Филарета Московского протоиерей Дмитрий Григорьянц.
Разговор шел о том, чем отличается обучение в православных школах по сравнению со светскими, а также о том, как помочь ребёнку приобрести важные для жизни навыки и определиться с будущей профессией.