
В 14-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен».
О зле как отсутствии добра — протоиерей Василий Гелеван.
Не существует ни зла, ни холода, ни темноты. Это все просто слова, которыми мы описываем отсутствие чего-то. Как отсутствие тепла мы называем холодом. Отсутствие света — темнотой. Вот так, зло — это отсутствие любви. Уклонение от добра и любви в сторону зла может быть сознательным или случайным. Если не покаяться и не примириться, то гнев начнет травить душу. Гордость и злопамятство требуют мщения, и человек с холодным сердцем творит зло. От зла уклоняемся, а к добру стремимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О творчестве писателя Павла Мельникова-Печерского

Сегодня 6 ноября. В этот день 1818 году родился русский писатель Павел Мельников-Печерский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Мельников-Печерский — удивительно глубокий человек, православный христианин, родившийся в Новгородской губернии, всю жизнь посвятил исследованиям русской духовности и, в частности, психологии раскола, оставаясь непоколебимым поборником Русской православной церкви.
Одна из самых интересных мыслей Павла Мельникова-Печерского — это глубокое убеждение, что некогда так называемые старообрядцы составят оплот новой России, ибо в их среде он подмечал немало положительных черт: внутреннюю строгость, убеждённость, жертвенность, крепкую волю, приверженность преданиям старины глубокой.
А вместе с тем в его главных произведениях, объёмных и внутренне очень точных и верных, наш писатель обнаруживал и сокровенную гордость, самоутверждение, неприятие Матери-Церкви, основывавшееся на ложном чувстве собственной исключительности более, чем на каких-то знаниях.
Докладные записки Павла Мельникова-Печерского правительству говорили о том, что сути раскола не знали самые поборники его, что говорится о лицах, принадлежавших правительству, государственных чиновниках. И своей творческой задачей Мельников-Печерский считал раскрытие этих тайн, что было необходимо для уврачевания язвы раскола.
Для нас с вами очень ценно творчество Мельников-Печерского, потому что всякий раскол, всякое восстание на авторитет священноначалия базируется не столько на недостатках, упущениях последнего, сколько на упомянутых мной гордыне, самоутверждении, почитании себя истиной в последней инстанции.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 96. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Избавиться от языческих представлений о Боге довольно непросто, а потому отголоски таких представлений мы можем найти и в Священном Писании. К примеру, в 96-м псалме, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Конечно, в только что прозвучавшем псалме нет того, с чем мы не могли бы согласиться, он абсолютно корректен со всех точек зрения, в том числе и с богословской. Однако вместе с этим мы услышали, что псалом говорит о Боге как о Том, перед Кем «идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его». Услышали мы про «облако и мрак окрест Его», а также про то, что «молнии Его освещают вселенную», земля же «видит и трепещет». Одним словом, картина весьма устрашающая, и христиане не могут воспринимать её буквально, ведь мы верим, что полнота Божества была явлена в Лице Господа нашего Иисуса Христа, а Он не был окружён ни огнём, ни облаками, ни мраком, и трепет ужаса Он тоже ни у кого не вызывал. Впрочем, про Него тоже было сказано в услышанном нами сегодня псалме: «Правда и суд — основание престола Его». И эти слова, конечно же, не нуждаются в каком-то особом способе понимания, их буквальный смысл совпадает с реальным положением дел.
Но вот что любопытно: нам зачастую хочется видеть Единого Истинного Бога подобным языческим фантазиям о божестве, то есть как некое грозное существо, окружённое устрашающими и в высшей степени убедительными спецэффектами. Если автор 96-го псалма царь Давид уподобил Бога устрашающему существу лишь для того, чтобы подчеркнуть истинное положение дел — псалмопевец не случайно сделал акцент на правде, или, иначе, на праведности, — то к нам возникает масса вопросов. Ведь если мы действительно мечтаем о грозном и убедительном в проявлениях своей силы Боге, то мы и вовсе не знаем Христа, или, что ещё хуже, мы отказываемся Его принять.
Здесь есть над чем поразмышлять, и, как ни странно, по пути размышления нас готов провести всё тот же 96-й псалом. В нём мы услышали, что любовь к Богу противоположна устремлению ко злу: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10). Почему так? Потому что любовь означает стремление к единству с объектом любви, и если мы любим Бога, то мы станем стремиться к единству с Ним, а таковое единство возможно только через уподобление Богу в Его главном свойстве — в любви. Любовь — и это очевидно любому человеку — никогда никого не пугает, она милует, исцеляет, поддерживает, она делает то, что делал Господь наш и Спаситель Иисус Христос в годы Своего земного служения, любовь — это то, что продолжает Он проявлять и сегодня, к тому же самому Господь призывает и нас, в том числе и голосом Своего далёкого предка царя, пророка и псалмопевца Давида.







