Рождество Христово — один из главных праздников Православной Церкви. В России с Рождеством связано множество обычаев. Есть особые рождественские традиции и в Грузии. Причём, их значительно больше, чем у нас.
Дело в том, что Грузию населяет множество различных малых народов, каждый из которых несколько по-своему отмечает Рождество. Гурийцы, например, на рождественский стол ставят ореховую палку, верхний конец которой надструган ножом так, что получается кудрявая верхушка из стружек.
Кахетинцы на праздник наполняют вином специальный рождественский кувшин. Треть вина из этого кувшина отдают в храм для богослужения, другой третью угощают бедных, а последняя часть ставится на праздничный стол. Те же кахетинцы изготавливают к празднику известное грузинское лакомство — чурчхЕлу (нанизанные на нитку орехи в сгущенном виноградном соке).
Несмотря на множество самобытных традиций, все грузинские народности имеют чрезвычайно благоговейное отношение к Рождеству. Это выражается, например, в том, что в Грузии не принято отмечать Новый год 31 декабря. Причина — рождественский пост. Празднование Нового года переносится на 7 января. А само Рождество у грузин называется «Шоба – Ахали цели», то есть «Рождество и Новый год». Есть общая для всех грузинских семей традиция в рождественскую ночь выставлять на окно горящую свечу.
Ещё одним обычаем, который объединяет грузинский народ в день Рождества, является проведение особых шествий. В Грузии он существует с незапамятных времен, но в советские годы был, как сами понимаете, запрещен атеистической властью. Традиция проведения рождественских крестных ходов была восстановлена в Грузии 20 лет назад. Рождественское шествие называется у грузин «алилооба». Это название происходит от слова «аллилуйя», что переводится с еврейского как «восхваление Бога».
В день Рождества Христова по всей Грузии идут праздничные крестные ходы. Его главные участники одеты в белые одежды, зачастую сделанные из овечьей шерсти. Они несут пастушьи посохи, иконы и красивые светильники, тем самым символизируя собою пастухов, которые две тысячи лет назад пришли в пещеру к родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию пастухи первыми узнали о Рождестве и затем разнесли эту весть другим людям. Участники рождественского крестного хода оповещают прохожих о Рождестве и поют особое песнопение - «алило», которое исполняется только в дни праздника.
«Алило» звучит не только на улицах городов, но и за праздничным столом. Рождество — праздник, объединяющий грузинский народ. Хотелось бы, чтобы и в России в день рождения Спасителя люди также по-доброму, с теплом в сердце относились друг к другу, как это делается в Грузии.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции празднования Рождества Христова в Грузии.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема