О принце Петре Ольденбургском в 19 веке слагали легенды. Мало нашлось бы людей, которые за всю жизнь никому не причинили зла, а делали только добро. Пётр Георгиевич был именно таким. Жил для других и справедливо считался самым крупным благотворителем своего времени.
Пётру - представителю немецкого рода герцогов Ольденбургских и внуку императора Павла Первого - в юности прочили военную карьеру. Принц начал службу в Преображенском полку, но неожиданно для всех ушёл в отставку. Причиной ухода стал эмоциональный шок, который Пётр получил, увидев, как солдаты его полка прогоняют сквозь строй женщину, избивая её палками. Возмущённый Пётр заявил, что в цивилизованном обществе ничего подобного быть не может и написал прошение об отставке. С этого момента он стал заниматься исключительно благотворительной и воспитательной работой. За что получил прозвище – «просвещённый благотворитель».
Случай с несчастной наказанной так перевернул душу Петра, что он решил изменить жизнь женщин в России. Принц захотел уравнять их в правах с мужчинами. Он считал, что женщины должны учиться и получать высшее образование. Этот проект стал настоящей революцией. Пётр открыл первые женские гимназии. Организовал высшие женские педагогические курсы и медицинские училища. В стране не было должности министра женского образования, но в узких кругах принца называли именно так.
Образовательные учреждения вообще стали одной из главных забот Петра Георгиевича. Он взял под свою опеку сиротские дома и приюты. Их воспитанники получали не только образование, но и профессию. Принц был уверен, что детей нужно всесторонне готовить к жизни. Эта уверенность помогла потом тысячам сирот выбиться в люди. Кроме приютов принц открыл начальные школы и ремесленные училища.
Все учебные заведения Пётр Георгиевич содержал на свои деньги. Он никогда не брал взяток. И тратил своё миллионное состояние на простых, незащищённых людей. Именно дело защиты прав неимущих чрезвычайно волновало принца. И начинать нужно было с кадров – честных, справедливых юристов. Пётр Георгиевич продал свой дворец, чтобы на вырученные деньги основать училище правоведения - одно из самых престижных учебных заведений страны. Туда принимались только мальчики из родовитых семейств. Принц внушал им, что они должны быть верными, нелицемерными слугами Отечества и не должны ронять чести училища. «Помни о цели, для которой ты в нём воспитывался», - завещал Пётр Георгиевич. Про принца Ольденбургского говорили, что он прирождённый педагог, но он оказался ещё и гениальным администратором. Его стараниями об училище правоведения заботились члены царской семьи и лично императоры.
До Петра Георгиевича в России работало всего три детские больницы. При том, что заболеваемость среди детей была очень высокой. И однажды принц решил отметить свой очередной юбилей не пышным застольем, а строительством новой клиники для детей всех сословий, в особенности бедных. Три года возводилось здание с церковью и небольшой звонницей. Перед открытием клинику освятил митрополит ИсИдор. А возглавил её известный педиатр Карл РАухфус. В этой больнице впервые в России появились детское хирургическое отделение и изолированный корпус для инфекционных больных. Впервые врачи надели белые халаты. Молодым медикам оплачивались квартиры и питание. Была даже открыта школа нянь. А чтобы дети на время болезни не прерывали учения, к ним приглашали педагогов. Очень скоро клинику признали образцовым учреждением. На Всемирной выставке в Париже её наградили золотой медалью. Но лучшей наградой для Петра Ольденбургского стало то, что больнице дали его имя.
Знакомые Петра Георгиевича удивлялись, где он берёт время для того, чтобы опекать больше пятисот самых разных заведений. И ещё удивлялись, зачем ему – человеку царских кровей, всё это нужно. Ответ был очень простым. Принц считал своим долгом напоминать людям о сострадании к ближним, милосердии и благотворительности. Напоминать не словом, а делом.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема