Сегодня не проходит и дня, чтобы информационные ленты не выдавали нам очередную порцию новостей с пылающего Ближнего Востока. Нам рассказывают как боевики-исламисты воюют с правительственными войсками, как страдают города и мирные жители, как дипломаты оправдывают ту или иную сторону, и как героически все это снимают и передают корреспонденты мировых агентств. В общем-то, ничего необычного. Но вот среди всех комментариев, как-то мимолетом проходит тема о христианской церкви, которую уничтожают в этой бойне восставшие за народное благо революционеры. По данным информагентств сегодня в одной только Сирии на стороне боевиков воюют наемники из почти 30 стран мира, которые свое участие понимают как джихад против неверных. В рамках объявленной «священной войны» происходят массовые уничтожения христиан. Лидеры боевиков прямо призывают убивать священников и ломать кресты. В Ираке совсем недавно проживало 1,5 миллиона христиан. Сегодня христиан осталось всего 150 тысяч. Также практически не осталось христиан в Ливии. В период правления «Братьев-мусульман» очень тяжелые времена переживают и христиане Египта. В той же Сирии, с начала вооруженного конфликта, разрушены десятки церквей, убиты и замучены многие миряне, монахи, священники и даже архиереи. Достаточно вспомнить чудовищные кадры резни в городе Хомсе, где 18 августа 2013 года публично отрезали головы 12-ти христианам, отказавшимся принимать ислам. За время конфликта сотни тысяч христиан были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами.
Практически во всех регионах, где власть переходит в руки так называемых революционеров, христиане становятся первой мишенью. Но мировые агентства об этом почему-то молчат. А ведь эти регионы являются колыбелью христианской Церкви. Христиане являются коренным населением практически всех этих стран… Честно скажем, немногие знают правду об этой войне, еще меньше тех, кто вообще рискнет поехать в этот охваченный огнем регион. Поэтому, когда в 2011 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским визитом посещал Сирию, я сам видел, как в одном из университетов Швейцарии студенты вывесили плакат «Браво, русский Патриарх». Во время этого визита Предстоятель Русской Церкви не только встречался с руководством страны, народом, прессой, но и передал сирийским верующим в дар от российского народа предметы богослужебной утвари. А год назад, по благословению Патриарха, во всех храмах Русской Православной Церкви был проведен сбор средств в помощь нуждающимся сирийцам. К чему я все это рассказываю? Да к тому, что когда мы чтим память древних мучников, мы иногда забываем, что вот прямо сейчас, прямо, быть может, вот в эти минуты, кому-то в Египте, или Сирии, или Ливии усекают главу лишь за то, что на его шее висит крестик. И к тому, что совсем недавно наша Церковь прошла такую же страшную проверку на верность – и не все имена еще названы, и не все полигоны открыты. То, что претерпевает сегодня Церковь Ближнего Востока и то, что претерпели Новомученники Российские - не должно быть в стороне от нашей повседневной и религиозной жизни. Ближний Восток может оказаться гораздо ближе, да и опыт новомучеников еще не устарел.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема