Сегодня не проходит и дня, чтобы информационные ленты не выдавали нам очередную порцию новостей с пылающего Ближнего Востока. Нам рассказывают как боевики-исламисты воюют с правительственными войсками, как страдают города и мирные жители, как дипломаты оправдывают ту или иную сторону, и как героически все это снимают и передают корреспонденты мировых агентств. В общем-то, ничего необычного. Но вот среди всех комментариев, как-то мимолетом проходит тема о христианской церкви, которую уничтожают в этой бойне восставшие за народное благо революционеры. По данным информагентств сегодня в одной только Сирии на стороне боевиков воюют наемники из почти 30 стран мира, которые свое участие понимают как джихад против неверных. В рамках объявленной «священной войны» происходят массовые уничтожения христиан. Лидеры боевиков прямо призывают убивать священников и ломать кресты. В Ираке совсем недавно проживало 1,5 миллиона христиан. Сегодня христиан осталось всего 150 тысяч. Также практически не осталось христиан в Ливии. В период правления «Братьев-мусульман» очень тяжелые времена переживают и христиане Египта. В той же Сирии, с начала вооруженного конфликта, разрушены десятки церквей, убиты и замучены многие миряне, монахи, священники и даже архиереи. Достаточно вспомнить чудовищные кадры резни в городе Хомсе, где 18 августа 2013 года публично отрезали головы 12-ти христианам, отказавшимся принимать ислам. За время конфликта сотни тысяч христиан были вынуждены покинуть свои дома и стать беженцами.
Практически во всех регионах, где власть переходит в руки так называемых революционеров, христиане становятся первой мишенью. Но мировые агентства об этом почему-то молчат. А ведь эти регионы являются колыбелью христианской Церкви. Христиане являются коренным населением практически всех этих стран… Честно скажем, немногие знают правду об этой войне, еще меньше тех, кто вообще рискнет поехать в этот охваченный огнем регион. Поэтому, когда в 2011 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским визитом посещал Сирию, я сам видел, как в одном из университетов Швейцарии студенты вывесили плакат «Браво, русский Патриарх». Во время этого визита Предстоятель Русской Церкви не только встречался с руководством страны, народом, прессой, но и передал сирийским верующим в дар от российского народа предметы богослужебной утвари. А год назад, по благословению Патриарха, во всех храмах Русской Православной Церкви был проведен сбор средств в помощь нуждающимся сирийцам. К чему я все это рассказываю? Да к тому, что когда мы чтим память древних мучников, мы иногда забываем, что вот прямо сейчас, прямо, быть может, вот в эти минуты, кому-то в Египте, или Сирии, или Ливии усекают главу лишь за то, что на его шее висит крестик. И к тому, что совсем недавно наша Церковь прошла такую же страшную проверку на верность – и не все имена еще названы, и не все полигоны открыты. То, что претерпевает сегодня Церковь Ближнего Востока и то, что претерпели Новомученники Российские - не должно быть в стороне от нашей повседневной и религиозной жизни. Ближний Восток может оказаться гораздо ближе, да и опыт новомучеников еще не устарел.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема