Я благодарна коллеге, которая рассказала мне о многодетной маме и педагоге Ольге Оводовой. Думаю, её история никого не оставит равнодушным!
Супруги Оводовы из Подмосковья называют себя счастливыми обладателями мощного ресурса — дружной семьи. В посёлке Менделеево все знают их семейство: маму Ольгу, папу Илью и восьмерых детей, пятеро из которых — приёмные. Некоторые соседи недоумевают: зачем, мол, им столько чужих ребятишек, особенно больных? Ольга — математик, а Илья — программист. Когда-то супруги окончили школу-интернат, носящую имя математика Андрея Колмогорова, при Московском университете. Правда, учились там в разное время, а познакомились на встрече выпускников.
Когда у Оводовых было трое детей, в семью взяли десятилетнего Сергея, мальчика из детдома. «Мы пережили сложный период его подросткового возраста, но Серёжа смог окончить школу и получить профессию автомеханика, — вспоминает Ольга. — Сейчас он живёт с женой отдельно от нас и говорит, что самое главное для него — семья».
Через десять лет супруги удочерили Арину — «весёлую и курносую», как характеризует школьницу приёмная мама. Тогда же Ольга увидела на сайте благотворительного фонда «Измени одну жизнь» видеоанкету Вари. Женщине понравилась неунывающая девочка, несмотря на врождённые физические особенности. У Вари артрогрипоз — патология опорно-двигательной системы, связанная с деформацией рук и ног. «До решения удочерить ребёнка-инвалида, как правило, надо дозреть. Мне для этого понадобился год», — признаётся Ольга.
Врачи говорили, что Варя никогда не сможет ходить, но семье удалось поставить её на ноги! Специалисты Федерального научного центра реабилитации инвалидов имени Альбрехта провели операции по выпрямлению стоп, разогнули колени, снабдили ортезами. Теперь Варя ходит, хоть и с поддержкой. Она хорошо учится, хочет стать программистом, участвует в вокальных конкурсах, любит путешествовать с родителями, братьями и сёстрами.
В какой-то момент Ольга Оводова заинтересовалась жизнью незрячих людей и поняла, что смогла бы воспитать такого ребёнка. «Божий мир прекрасен, и показать его человеку, которому не дано видеть, — настоящая творческая задача», — поясняет она. Так в семье появилась Анжела, слепая от рождения. Девочку прооперировали, теперь она кое-что видит и даже читает крупные буквы! Ольгу радует, что Анжела задаёт много вопросов и каждый день открывает для себя что-то новое: слушает аудиосказки, собирает кулинарные рецепты, прыгает на батуте.
А пятой приёмной дочкой Ольги и Ильи оказалась Виктория — давняя подруга детей Оводовых, которая после смерти мамы осталась сиротой.
В 2018 году Ольга победила в конкурсе «Героиня нашего времени», организованном журналом «Домашний очаг». Главным призом стал дом от одной из строительных компаний. Но Ольга Оводова посоветовалась с мужем и отказалась от нового жилья в пользу своих друзей — семьи Клюквиных, воспитывающих четырёх кровных и двух приёмных ребят. Поистине — у этой женщины огромное сердце, в котором хватает места всем: детям и родителям, друзьям и ученикам!
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.