Я благодарна коллеге, которая рассказала мне о многодетной маме и педагоге Ольге Оводовой. Думаю, её история никого не оставит равнодушным!
Супруги Оводовы из Подмосковья называют себя счастливыми обладателями мощного ресурса — дружной семьи. В посёлке Менделеево все знают их семейство: маму Ольгу, папу Илью и восьмерых детей, пятеро из которых — приёмные. Некоторые соседи недоумевают: зачем, мол, им столько чужих ребятишек, особенно больных? Ольга — математик, а Илья — программист. Когда-то супруги окончили школу-интернат, носящую имя математика Андрея Колмогорова, при Московском университете. Правда, учились там в разное время, а познакомились на встрече выпускников.
Когда у Оводовых было трое детей, в семью взяли десятилетнего Сергея, мальчика из детдома. «Мы пережили сложный период его подросткового возраста, но Серёжа смог окончить школу и получить профессию автомеханика, — вспоминает Ольга. — Сейчас он живёт с женой отдельно от нас и говорит, что самое главное для него — семья».
Через десять лет супруги удочерили Арину — «весёлую и курносую», как характеризует школьницу приёмная мама. Тогда же Ольга увидела на сайте благотворительного фонда «Измени одну жизнь» видеоанкету Вари. Женщине понравилась неунывающая девочка, несмотря на врождённые физические особенности. У Вари артрогрипоз — патология опорно-двигательной системы, связанная с деформацией рук и ног. «До решения удочерить ребёнка-инвалида, как правило, надо дозреть. Мне для этого понадобился год», — признаётся Ольга.
Врачи говорили, что Варя никогда не сможет ходить, но семье удалось поставить её на ноги! Специалисты Федерального научного центра реабилитации инвалидов имени Альбрехта провели операции по выпрямлению стоп, разогнули колени, снабдили ортезами. Теперь Варя ходит, хоть и с поддержкой. Она хорошо учится, хочет стать программистом, участвует в вокальных конкурсах, любит путешествовать с родителями, братьями и сёстрами.
В какой-то момент Ольга Оводова заинтересовалась жизнью незрячих людей и поняла, что смогла бы воспитать такого ребёнка. «Божий мир прекрасен, и показать его человеку, которому не дано видеть, — настоящая творческая задача», — поясняет она. Так в семье появилась Анжела, слепая от рождения. Девочку прооперировали, теперь она кое-что видит и даже читает крупные буквы! Ольгу радует, что Анжела задаёт много вопросов и каждый день открывает для себя что-то новое: слушает аудиосказки, собирает кулинарные рецепты, прыгает на батуте.
А пятой приёмной дочкой Ольги и Ильи оказалась Виктория — давняя подруга детей Оводовых, которая после смерти мамы осталась сиротой.
В 2018 году Ольга победила в конкурсе «Героиня нашего времени», организованном журналом «Домашний очаг». Главным призом стал дом от одной из строительных компаний. Но Ольга Оводова посоветовалась с мужем и отказалась от нового жилья в пользу своих друзей — семьи Клюквиных, воспитывающих четырёх кровных и двух приёмных ребят. Поистине — у этой женщины огромное сердце, в котором хватает места всем: детям и родителям, друзьям и ученикам!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема