«24-е воскресенье по Пятидесятнице». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«24-е воскресенье по Пятидесятнице». Прот. Федор Бородин

24-е воскресенье по Пятидесятнице (07.12.2024)
Поделиться Поделиться
Протоиерей Федор Бородин в студии Радио ВЕРА

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Еф., II, 14-22) и Евангельского (Лк., XIII, 10-17) чтений в 24-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти иконы Богородицы «Знамение», священномученик митрополита Серафима (Чичагова), апостола Андрея Первозванного, пророка Наума.


«Седмица» на Радио ВЕРА. Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире Радио ВЕРА, программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель Храма Святых Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Фёдор Бородин.

О. Фёдор Бородин

— Здравствуйте, добрый вечер.

Марина Борисова

— И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждёт нас в Церкви завтра, в 24 воскресенье после Пятидесятницы и на наступающей неделе. Как всегда, по традиции попробуем вникнуть в смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и Евангелия, которые мы услышим завтра в храме за Божественной литургией.

Мы услышим отрывок из послания апостола Павла к Ефесинам — вторая глава стихи с 14 по 22. И мне кажется, что понять, о чём идёт речь, с самого первого стиха, нужно, наверное, просто напомнить контекст, потому что каждое послание имеет конкретную подоплёку.

И в данном случае, судя по всем комментариям к этому посланию апостола Павла, нужно просто понять, о чём говорит апостол, который всё время подчёркивает, что «Сделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду». Такой есть наш мир.

И, собственно, весь отрывок посвящён именно этому единству двух в одном. Но мы обычно говорим об этом, когда речь идёт о христианском браке. А здесь речь идёт совсем о другом.

О. Фёдор Бородин

— Речь идёт о христианах из иудеев и о христианах из язычников.

Итак, апостол Павел называет Христа удивительным именем мир, причем мир наш. И с первых же слов это научение и очень часто нам обличение, потому что там, где Христовы ученики, там должен быть мир между людьми.

Апостол так и говорит, по возможности старайтесь иметь мир со всеми. То есть с любым человеком христианин должен постараться иметь мир. Это не всегда зависит от нас, потому что мир предполагает волю двух сторон. Но, тем не менее, все, что мы можем, мы должны сделать.

Надо сказать, что мы сейчас не понимаем грандиозной пропасти, которая стояла между языческим и иудейским миром. Иудей не мог даже есть с язычником. Напомним, как христиане из иудеев в Иерусалиме выговаривают апостола Петру за то, что он ходил к язычникам. И, о ужас, ел с ними. И вот вдруг и те, и другие оказываются на одной Евхаристии в одной Церкви и составляют одно тело Христово по богословию апостола Павла. И вот это страшное средостение, то есть стена, которая посередине разделяет мир на две части, упразднено Христом, который пришёл спасти и тех, и других. И всем надо учиться жить друг с другом, как с братьями и сестрами.

Вот это, может быть, один из самых главных вызовов первого века христианства и первой половины второго. Это сохранение мира между разными традициями, потому что христиане из иудеев, как известно, в основном оставляли соблюдение закона Моисеева в обрядовом, в таком будничном, в смысле уклада, исполнении.

А христиане из язычников, согласно постановлению апостольского собора 52-53 года, вот разные датировки я всё время встречаю, они могли быть от него свободными.

Марина Борисова

— Но как это относится к нам? Ведь мы же в каждом отрывке из апостольских посланий ищем послание самим себе?

О. Фёдор Бородин

— Вы знаете, действительно это так, и христианин вообще это человек, который должен в совершенстве обладать искусством всматривания, вслушивания, вглядывания в другого человека. Чтобы увидеть его, принять его и полюбить его. Вот с уважением, с видением того, что он не такой, как ты, без попытки во что бы то ни стало переделать его. Христианин должен понимать, что все люди разные, и даже апостолы разные. Один характер у Петра, другой у Иоанна, третий у Иакова. Четвёртый у Павла. И при вхождении в Царство Божие Бог не призывает всех к абсолютной унификации. Просто те дары, те черты характера, которые даны человеку, должны быть преображены. Должен быть преодолен грех. А так все всем нужны, потому что мы вместе, каждый в каком-то смысле кирпичик этого огромного тела Христова, который есть Церковь. Клеточка — это организм.

И мы все разные, но если мы не будем друг друга принимать и заставлять другого быть таким, стать таким, как я хочу, то это просто значит, мы не умеем любить. Если уж христиане из иудеев приняли христиан из язычников, а это был величайший подвиг для них, вообще просто даже сесть с ними рядом и начать разговаривать, и принять их как братьев и сестёр, и для язычников,

иудей это тоже был человек совершенно непонятный, с непонятной, необъяснимой, какой-то феноменальной верой, которая обычной логике, обычных людей не поддаётся. И тем не менее вот они приняли друг друга, обогатили друг друга эти два мира во Христе, и действительно создали из двоих одно.

Марина Борисова

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Луки, 13 глава, стихи с 10 по 17. Это история о исцелении спасителем женщины, которая в 18 лет имела духа немощи, была скорчена и не могла выпрямиться.

В этом исцелении, ну это как бы одна из целой череды подобных исцелений. Мне кажется, что в нём, пожалуй, отличительная черта в том, что эта женщина не просила об исцелении. То ли уже не надеялась, то ли считала, что это её наказание за что-то. И то, что исцеление произошло в синагоге, как это зачастую бывало у Спасителя, и именно в субботний день, через все Евангелия проходит его традиция нарушать в этом установление иудейского закона и объяснять, почему он это делает.

И в данном случае он тоже объясняет, он говорит, «Господь сказал ему в ответ, лицемер, не отвязывает ли каждый из нас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить?». В данном случае всё закончилось благополучно, никто не хотел побить его камнями, наоборот, все устыдились своих сомнений и неуместных вопросов.

Но, как всегда, вопрос в том, что же всё-таки произошло. Вот эти исцеления Христовы, они, казалось бы, все идут через запятую, но они все разные. И почему евангелистам так нужно каждый раз всю картину представить нам в подробностях?

О. Фёдор Бородин

— Да, действительно, здесь есть очень интересные слова, отличающие от других исцеляющих чудес Христова повествования. Во-первых, женщина имеет духа немощи. Очевидно, что скрючено её тело. А немощь рождается от того духа, который в ней поселился, и от которого её, как от уз, которыми связал её сатана, освобождает Христос. Можем ли мы сделать из этого вывод о том, что каждая болезнь — это прикосновение некого злого духа к человеку? Есть такая очень распространённая богословская традиция, очень во многом афонская, которые действительно считают, что каждая болезнь есть полученная через грех власть тёмных духов прикасаться и вредить телу или душе человека. И поэтому, прежде всего, Церковь в этом смысле едина, исцеление должно наступать или молитва о нём должна совершаться через принесение покаяния в грехах. И если мы посмотрим таинство или освящение, которое у нас ради исцеления человека служится, это в основном таинство покаянное. То есть там речь идёт об исцелении от недугов духовных, то есть грехов, и телесных. И в практике применения она всегда соединяется с последующей исповедью и причастием Тела и Крови Христовых.

Вот это здесь видно, причём интересно, что об этом пишет Лука, профессиональный врач, то есть для него вопрос откуда берется болезнь особенно остр, поскольку он является врачом.

Интересно, что Христос действительно берёт человека, который об этом не просит, но человек упорно идёт молиться в день субботний в синагогу и, видимо, просит об исцелении. Господь ведь испытует сердца и утробы человеческие, как Священное Писание говорит.

Он смотрит на самое дно человеческой души, что там происходит. А то, что это происходит в субботу, скорее всего, исцелений было такое множество, их было так много, и мы вот в Евангелии встречаем эти слова о том, что исцелил больных их, и приносили к нему, и всех, кого он прикасался, исцелялись. То есть, возможно, это были вообще тысячи человек.

Но те, которые важны для понимания спасения души и подвига Христа, они выделяются. И вот, безусловно, выделяются такие в каком-то смысле провокационные чудеса Христа, когда Он нарочно совершает, вот как здесь, даже без просьбы, в субботу. Чтобы исцелить не только самого согбенного человека, но и людей, которые там стоят от неправильного понимания богопочитания как исполнения закона. Но как руководитель этой общины, учитель, глава синагоги не хочет видеть чудо, а видит только нарушение закона? Это же в каком состоянии духа и ума надо человеку пребывать?

Вот много-много лет эта женщина, которая живёт с ним в одном селении, скорее всего, может быть, соседка, она всё гнулась, гнулась, она вот болела, она ничего не могла делать, больно ей было, и вдруг она исцелена. Да надо побежать, сесть у ног того человека, через которого это совершено, и спрашивать у него о спасении, задавать им эти вопросы.

Но он делает замечание, причём удивительно, как и Христос, называет его лицемером, очень редко. Кстати, очень редко так Господь говорит. Называет его лицемером. Он обращается не прямо ко Христу, а, как бы к остальным людям. Приходите исцеляться в другие дни, как будто в другие дни в этой синагоге происходит постоянное исцеление. Христу он боится сделать прямое замечание. О чём это говорит? О том, что он все-таки знает и понимает, что это Господь только может исцелить.

И тем не менее он делает вот такое замечание. Какое-то состояние абсолютного бесчувствия души у человека. И вот это приводит Христа в гнев. И для того, чтобы всем помочь уберечься от этого состояния, он и творит это чудо.

Марина Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программы «Седмицы», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскрешения предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, протоиерей Фёдор Бородин.

Неделя у нас, как всегда, полна праздничных событий. 10 декабря у нас Церковь празднует праздник в честь иконы Божьей Матери «Знамение», а 11 декабря у нас память священномученика митрополита Серафима Чичагова.

О. Фёдор Бородин

— Да, я хотел бы рассказать об одном малоизвестном московском чуде, связанном с нашим приходом и с иконой Божией Матери «Знамение». Дело в том, что наш приход оказался наследником древнего и почти полностью уничтоженного Свято Иоанно-Златоустовского монастыря, который начинался когда-то в начале 15 века как новгородское подворье. А в Новгороде самой почитаемой иконой, как известно, является икона Знамения Пресвятой Богородицы. И, конечно, эта икона в разных её списках, она за всю историю монастыря в нём всегда была, была почитаема и была хранима на паперти летнего Золотоустовского собора, чтобы в любое время могли люди зайти и поклониться ей. К сожалению, до наших дней не дошел. Но вот одно из поразительных чудес, а всего их было по благословению московского митрополита Филарета Дроздова, записано и исследовано 10, и была даже издана брошюра об этих чудесах, одно из этих чудес совершенно знаменательное. Дело в том, что в 1848 году в Москве был какой-то очередной виток страшного заболевания холеры. И один купец, Родион Васильевич Воробьев, тяжко заболел. Он был человек молящийся. Это был человек очень благочестивый. Он молился матери Божией, просил исцеления. И ночью ему приснился удивительный сон: как будто он подходит к незнакомому храму, заходит, видит икону Божьей Матери Знамения и прикладывается к ней. С утра он проснулся с огромным облегчением и выздоровел, хотя был уже на волосок от смерти. И он стал искать эту икону.

Его лавки, его дело было в Замоскворечье. Когда-то очень давно, на Мясницкой улице, недалеко от Златоустовского монастыря, в детстве он был мальчиком на побегушках. Потом сколотил своё отдельное состояние, потому что был очень трудолюбивым, прилежным купцом. Так вот, в этом храме он, видимо, никогда не был. Он обошёл за несколько месяцев все доступные ему храмы Москвы, и в конце концов нашёл вот эту икону, узнал её, рассказал об этом настоятелю монастыря, и поэтому мы знаем эту историю, и в благодарность вложил в ремонт монастыря огромные средства. А это время такого упадка монастырской жизни. Это был третьеклассный монастырь, там прохудились крыши, там обрушивались какие-то конструкции, не было средств это чинить, и вот почти все свои средства он завещал монастырю. Вот такой удивительный случай.

Марина Борисова

— Ну, конечно, про чудеса от икон Пресвятой Богородицы можно часами рассказывать. Действительно, это удивительная повесть. Причём поскольку старались зафиксировать эти чудесные случаи непосредственно по горячим следам, мало того, что очень достоверно изложено, как правило, и ещё очень эмоционально, потому что писали люди, которые либо сами это видели, либо находившиеся в непосредственной близости к тем людям, которые испытали на себе эту чудесную силу.

О. Фёдор Бородин

— Да, к сожалению, сама та икона утрачена при разорении монастыря. Сейчас остался один келейный корпус, который является домом причта нашего храма, храма Космы и Дамиана на Маросейке. Мы написали икону Матери Божьей Знамения, и каждую пятницу мы читаем акафист перед этой иконой. Чтим, и для нас это, конечно, праздник. Будет Божественная Литургия — всех приглашаем.

Марина Борисова

— Ну, давайте теперь всё-таки поговорим о митрополите Серафиме Чичагове, потому что среди сонма новомучеников эта личность удивительная и легендарная ещё в те времена, когда он был жив и до кончины его было далеко, и никто не мог предположить, что она будет мученической. Но то, что он сделал для всех нас, это удивительное такое деяние, которое невозможно забыть на протяжении, я думаю, многих поколений об этом будут вспоминать. Он практически один из немногих, кто добился в очень сложных условиях канонизации преподобного Серафима Саровского. Хотя он и был местно почитаемым святым, но удивительная энергия и талант будущего митрополита Серафима позволил, во-первых, написать летопись Серафимо-Дивеевской обители, во-вторых, пробиться к Государю Императору, убедить его, что эта тема очень важна. И в результате в 1903 году это привело к такому всенародному прославлению нового канонизированного святого.

О. Фёдор Бородин

— Да, нужно было пробивать очень сложную преграду из Священного Синода, который, в принципе, с огромной осторожностью относился к любой новой канонизации. Но у владыки Серафима были такие дары, и они были настолько разнообразны, что этот человек, мне кажется, в любом виде деятельности был чрезвычайно убедителен. Мы знаем его как художника.

Марина Борисова

— Начнем с того, что он был блестящим военным артиллеристом, который успел сделать колоссальную карьеру.

О. Фёдор Бородин

— Да, вообще династия Чичиговых, это династия много поколений служившая Отечеству в военной сфере, безусловно. Уйти, оставить блестящую карьеру, уйти служить Господу, это уже поразительный поступок, конечно. Принести ему с собой все свои дары и таланты, употребить на прославление Господа, а их у него, повторюсь, было очень много. Это тоже удивительно. Такой, если хотите, в каком-то смысле Леонардо да Винчи. Рубежа веков и первой части XX века. Вот вы упомянули Серафимо-Дивеевскую летопись. Это огромный труд, колоссальный труд. И основной источник наших знаний о Серафиме Саровском преподобном.

Картины, особенно Христос, воскресший в Хитоне, который поныне находится в храме Ильи Обыденного в Обыденском переулке в Москве, кисти этого потрясающего человека. Музыкально.

Марина Борисова

— Там и икона его моления на камне.

О. Фёдор Бородин

— Да, вторая, там две иконы, да, совершенно верно. Его музыкальные потрясающие произведения, особенно его духовные дневники, записанные в качестве фортепианных произведений. Совершенно удивительная вещь, и если ее понимать и разбираться в музыке, то она рассказывают очень много. Его удивительные труды в области гомеопатии, как ни странно, и как это может сейчас не прозвучать для нас такой новостью, и поныне собираются в память о нем гомеопаты, и он у них на знаменах, как священномученик, для которого это было наукой. Надо сказать, что гомеопатия вообще преподавалась в семинариях, в единственной миссионерской семинарии Академии у нас в Казанской. Она преподавалась, потому что будущий пастырь, приезжая в место проповеди, в какую-то глухую деревню, он должен был уметь оказать помощь именно и как врач своим новым подопечным. Вот у владыки Серафима это, как и все за что он брался, это стало высокой наукой, а не просто какой-то небольшой практикой вот от головы примите это, от живота примите это.

Марина Борисова

— Ну, у него ещё прекрасно получалось руководить епархией, а кроме всего прочего, конечно, его удивительный вот этот финальный мученический путь, собственно, как только началась советская власть, так его начали забирать в тюрьму, то в одну, то в другую. Закончилось всё это тем, что он абсолютно потерял здоровье, и в последнюю тюрьму в 1937 году его увезли на скорой помощи. То есть представить себе этот апофеоз абсурда...

О. Фёдор Бородин

— Его даже сносили по лестнице, потому что он не мог двигаться сам, ходить. То есть вот эти звери в человеческом обличии, сотрудники ЧК, наверное, НКВД уже, да, они не пощадили старика, который не мог встать и ходить с кровати.

Марина Борисова

— Да в такой степени не пощадили, что в 1937 году расстреляли на Бутовском полигоне. Спрашивается, зачем?

О. Фёдор Бородин

— Да, ну вот это такая какая-то уже сатанинская инфернальная ненависть к яркому человеку, который свидетельствует своей жизнью у Христе.

Марина Борисова

— Но удивительно, что даже его внучка, если можно так сказать, пошла по дедушкиным стопам, потому что я-то её встретила в самом начале.

О. Фёдор Бородин

— Вы были с ней знакома, да?

Марина Борисова

— Нельзя сказать, что знакома, но она стояла за ящиком в храме Ильи Пророка.

И естественный вопрос человек, который первый раз зашёл в храм и увидел этого Христа с распростёртыми для объятия руками, спросить, ой, а что это? Потому что совершенно ни на что не похожая икона. И она рассказывала о своём дедушке. Никто, естественно, не понимал, что она его внучка. Она, по-моему, доктор наук, химик, лауреат госпремии, и в то же время первая

игуменье вновь открытого...

О. Фёдор Бородин

— Новодевичьего монастыря.

Марина Борисова

— Да, после гонения Новодевичьего монастыря. Такая удивительная семья, удивительные корни, которые невозможно даже с помощью расстрела, невозможно их разрубить никак. Слава Богу!

О. Фёдор Бородин

— Знаете, вот вы сказали о, казалось бы, нелепой ситуации с его расстрелом, когда он уже доживал свои последние месяцы, никак не участвовал в управлении Церковью, и тем не менее вот была такая ненависть, которая привела его в расстрельную комнату Бутовского полигона.

Сейчас очень часто приходится слышать мнение о том, что все эти люди казнены за контрреволюционную деятельность. Но, конечно, это совершенно не так. Те, кто их арестовывали, те, кто организовывал эти дела, они прекрасно понимали, с кем они воюют и зачем воюют. И убийство такого человека было целью, с которой это дело начиналось. Я могу вспомнить эпизод, связанный с неканонизированным еще подвижником, отцом Понтием Рупышевым, известнейшим чудотворцем, прозорливцем, который кончил свои дни в Михново, в Литве.

Он умер за два месяца до вхождения в 1939 году советских войск в Прибалтику. И был одним из первых в списке на арест. И когда отряд красноармейцев приехал в Михново и спросили, где отец Понтий, то их отвели к могиле. И вот в гневе руководитель красноармейцев штыком ударил в могилу и сказал, «эх, не успели». То есть их задача была мучить человека и убить. И надо сказать, что в этот день, опять упомянем Златоустовский монастырь, который как монастырь не существует, но память о всех, кто имеет к нему отношение, она жива. И у нас есть Центр изучения истории наследия Свято Иоанно-Златоустовского монастыря при нашем приходе, который по благословению Святейшего Патриарха действует.

Также память преподобномученика Рафаила Тупина. Это день, праздник нашей обители. Они были расстреляны. Может, они вообще стояли рядом у стенки. Может быть, они друг друга видели. Ведь, конечно, они понимали, зачем их туда привезли. Это был удивительный человек. Он был послушником в Оптиной пустыне в 2014 году. Он был взят на фронт в качестве медбрата, по-моему. Когда он вернулся, Оптина быстро была закрыта, и постриг он принял в Иоанно-Златоустовском монастыре. В 1926 году монастырь закрыли, и он стал искать себе место, и вся почти его жизнь прошла в родном ему, окружающем Оптину Пустынь Козельском районе Калужской области.

Он когда-то мог служить, когда-то он работал просто сапожником, но в конце концов он был арестован. И то, о чём я хочу сказать, это чудо исцеления бесноватой женщины, о котором свидетельствует допрос НКВД, её самой исцеленной, которая вот лаяла, бросалась, каталась по полу.

А преподобномученик Рафаил, совершая над ней молитву, сотворил её совершенно здоровым человеком. Об этом свидетельствуют нам вот эти вот сухие слова протоколов.

Марина Борисова

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица» в студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — настоятель храма Святых Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Фёдор Бородин. Мы ненадолго прервёмся и вернёмся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.

«Седмица». На Радио ВЕРА. Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья! В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — настоятель храма Святых Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Фёдор Бородин.

13 декабря у нас память такого святого, которого знают верующие, неверующие, и вообще, по-моему, нет такого человека в нашей стране, которого никогда не слышал имени апостола Андрея Первозванного.

Ну, понятно, что и Андреевский флаг морской, и первый орден, который учредил Пётр I, орден Андрея Первозванного. Всё понятно. И история, согласно которой апостол Андрей дошёл аж до Валаама, потом вернулся по Днепру вниз.

Это всё достаточно хорошо известно, и я не думаю, что есть смысл это повторять. А вот подумать о том, как же так получилось, что апостол Андрей стал первозванным. Собственно, два брата. Пётр — любимый ученик Спасителя. Но первым почему-то он обратился именно к Андрею, к тому брату, который потом как бы уходит в тень Петра.

О. Фёдор Бородин

— Христос говорит, не вы меня избрали, но я вас избрал своим святым ученикам, апостолам. В этом есть некая тайна, тайна призвания. Почему один человек призывается на такие труды, другой на такие труды? Господь, видя решимость человека послужить, укрепляет его, дает ему благодать на это служение и указывает ему, где ему трудиться.

Кстати, так же произошло с Варнавой и Павлом. Сначала Варнава поручился за Павла перед общиной Иерусалимской, вёл его, первое путешествие начиналось вместе, но потом Варнава отделился, потому что он увидел Павла, которому Господь даёт значительно больше.

И очень интересно, что это довольно часто получается в житиях апостолов, вот умение смириться перед тем, кто больше тебя. Ну, например, мы знаем Луку как спутника апостола Павла, и мы знаем, что Павел Христа при жизни не видел, при земном служении Христа не видел. Христос являлся Павлу воскресшим, но он не был среди его учеников, а Лука был. И вот любой человек скажет, я был учеником, я видел Иисуса, а ты нет. Как это ты будешь главным? Вот так по-человечески. А у Луки хватает смирения понять, что если Христос призывает Павла к такому грандиознейшему служению, значит, надо просто ему в этом помогать и стать вторым, третьим, таким, каким ты должен быть. И вот, может быть, Андрей, никто другой и не смог бы убедить Петра. Мы не знаем, почему Господь избрал вот такую последовательность. А может быть, Петру было бы неполезно сказать, что брат, но я же тебя привёл. Какие-то вещи нужно было оставить для того, чтобы он помнил о них.

Марина Борисова

— Ещё есть такие подробности в жизни апостолов, которые обычно мы упускаем из виду, но мне кажется, что, может быть, именно в наше время стоит об этом задуматься, ведь они все были семейные люди. И Андрей, и Павел они были главами семейств. Они несли ответственность за своих близких, и при этом по первому же зову Спасителя они шли за ним. Но тут вопрос, что такое идти за Спасителем? В прямом ли смысле оставить дом, семью, попечение?

Или это путешествия были... Всё-таки страна небольшая, территория небольшая. Ну вот куда-то они прошли, потом где-то расстались, потом опять встретились.

О. Фёдор Бородин

— Этого мы не знаем. И об Андрее мы не знаем, был ли он семейным или нет. Мы о Петре знаем, что раз у него была тёща, значит, у него была и супруга. И с преданием мы знаем, что были дети.

Это подвиг родных того, кого Господь призывает к какому-то великому служению. В Евангелии это описано вскользь, но когда Христос чудесным ловом рыбы убеждает Петра и Андрея, уже это вторая встреча, или какая-то, может быть, ещё большая по счету, что надо идти за ним, они оставляют отца своего, имя которого сохранил предание Завулона, вместе с огромным уловом на берегу и просто уходит. Представьте себе стареющий Завулон, который провожает взглядом двух крепких сыновей, которые должны были покоить его старость, когда сам он уже не сможет ловить рыбу. И вот с этим уловом на этой жаре, который через несколько часов испортится, он остаётся, он не препятствует, он ничего не говорит, потому что любой благочестивый иудей того времени и галилеянин того времени, часть избранного народа, почитал величайшей честью для себя, чтобы его дети служили Мессии, посланнику Божьему. И, конечно, надежда, что Христос — это Мессия, она жила в сердцах всех этих людей. И для Завулона такая старость, сложная и тяжёлая, она всё равно была счастьем.

Наверное, мы можем предположить, что и родные, и Андрея, и Петра, и жёны, и дети других апостолов, они так это воспринимали. Некоторую параллель можно провести с современными супругами священников.

Когда вот если священник хочет добросовестно исполнять свои обязанности, то у него времени не будет вообще. И воскресный день, который все обычные семьи проводят друг с другом, с детьми, у него будет таким загруженным, что он будет приезжать домой и уже не иметь возможности даже поговорить иногда. Понимаете? И когда девушка, вышедшая замуж за семинариста, когда она это понимает, она должна подумать. Поэтому чаще всего с будущими жёнами священников встречается ректор семинария и объясняет во что они ввязываются невестам. И вот если они готовы, тогда да, тогда будет отчасти в малой степени какой-то повторяющий путь жён апостолов и их детей.

Марина Борисова

— Но мы знаем и другие примеры, то есть мы видим пример семьи праведного Иоанна Кронштадтского, где матушка практически совершила подвиг самоотречения. Мы знаем семью преподобного Серафима Вырицкого, где, в конце концов, они соединились, будучи уже в постриге оба.

И матушка просто ходила за ним, ухаживала, обеспечивала ему какой-то минимальный комфорт, какой-то быт, при этом оставаясь его послушницей. Но мы только что с вами разговаривали о Серафиме Чичагове. Когда он решил принять священство, у него была полноценная семья, была жена, было четверо детей.

И матушка упёрлась просто намертво. Она не захотела превращаться из петербургской светской дамы в московскую попадью. Категорически. Но через два года она умерла. И вот тогда уже всё пошло так, как должно было идти.

То есть два года будущего владыка ждал, потому что на принятие решения за всех он не имел права. И надо сказать, что это не всегда так бывало. В 90-е годы, к несчастью, были случаи, когда муж приезжал в монастырь поработать на две недели, чтобы прийти в себя. Его супруга и дети оставались дома.

А какой-нибудь неразумный, тоже недавно постриженный монах говорил, что Господь о них попечётся и постригал этого человека. Были такие случаи, я думаю, вы о них слышали. Вот на самом деле, конечно, такое просто невозможно. Не может человек оставить жену и детей без взаимного согласия. По взаимному согласию это возможно.

Марина Борисова

— Ну, значит, те апостолы, у которых были жены, дети и другие близкие, родственники, за которых они отвечали, были согласны?

О. Фёдор Бородин

В конце недели, 14 декабря, Церковь вспоминает, как вообще Рождественским постом очень часто она вспоминает, одного из ветхозаветных пророков, так называемых малых пророков. Пророка Наума. Вот удивительное дело. Два пророка с разницей в сто лет говорят о неминуемой гибели Ниневии. Это пророк Иона и пророк Наум. Пророк Иона очень расстроился, когда в результате всё-таки он исполнил повеление Божие и с этим пророчеством пришёл в Ниневию, а ниневетены взяли и покаялись.

И тогда Пророк Иона очень огорчился, что зря проделана такая колоссальная работа. Прошло сто лет, Пророк Наум в других исторических условиях пришёл в тот же город и возвестил ему страшную погибель.

И никто его не послушал. Вот эта история меня всегда заставляет полюбопытствовать, о чём, собственно говоря, думали эти самые жители Ниневии, если у них был такой исторический опыт.

О. Фёдор Бородин

— Ну, сто лет, это же четыре поколения. Забыли. Мы знаем, что при благочестивом отце и благочестивой матери — может вырастить никуда не годный человек, который забудет Господа.

Поэтому долгая жизнь в развращающей роскоши, а Ниневия жила в неслыханной роскоши, в неслыханном богатстве, потому что Сирия это была страна, которая жила страшным грабежом. И на очень выгодном перекрёстке всех торговых путей и без каких-либо нравственных ограничений по отношению к покорённым народам. То есть убийство тысяч человек было в порядке вещей. Известно, что, например, при входе в ворота города в железных клетках из железных прутьев сидели вожди и цари покорённых народов и их били плетьми если они прекращали свою страшную работу. А работа была их толочь в ступе каменной кости своих предков, которые специально выкапывали и привозили, и есть с той кашицей или с какой-то другой вареной пищей, которую им давали. Представляете? Или, я даже не буду описывать те страшные казни, которые придумали ниневитины. Когда целые народы уничтожались. Так что есть даже исторические свидетельства о том, что воины Ниневии, которые выполняли вот эти вот все страшные решения, они в огромном количестве сходили с ума просто. Обычно войны заканчивали или ранами, или гибелью, или сумасшествием. Не выдерживая того количества боли и горя, которые они же сами приносили людям.

Марина Борисова

— Но здесь пророчество исполнилось буквально, то есть, как было сказано, что погибель придёт от воды в результате, когда уже следующие властители.

О. Фёдор Бородин

— Новое Вавилонское царство.

Марина Борисова

— Когда они осадили Сирийскую столицу, год-три, по-моему, была осада, и помогло им взять Ниневию то, что разлив Тигра был такой огромный, что подмыло крепостные стены.

О. Фёдор Бородин

— Да, как известно, потом Кир, по-моему, Великий взял Вавилон, если не ошибаюсь, перенаправив русло реки, ну, уже, по-моему, Евфрата, я могу ошибаться, то есть да, погибель переходит от воды.

Но надо сказать, что слова Библии, мудрость Библии, она может быть прочитана и о целом народе, и об отдельном человеке. Вот значительно позже, конечно, но это все равно библейское максимум. В притчах Соломона есть такие слова, он говорит, «таков путь всякого, кто алчит чужого добра, оно отнимает жизнь у завладевшего им». Вот народ, который живёт грабежом, рано или поздно будет разрушен и разграблен так же страшно, как грабил он. Ещё очень, конечно, важные слова пророка Сафония, которые говорят о том, что жители не услышали пророчества Наума и вообще забыли о Боге и уповали на себя, потому что были невероятными гордецами и эгоистами. Вот как всегда в Библии это очень глубоко и в то же время красиво сказано. Жили беспечно, говорит он, «говоря в сердце своем, я и нет иного, кроме меня». Понимаете, если любовь — это иной и другой, и он может быть моим другом, и я должен его уважать, в него вслушиваться и высматриваться,

То, когда есть только я, мои средства защиты, мои деньги, мои богатства, моя роскошь, которую я отнял у других, конечно, рано или поздно, поскольку такой человек не имеет опоры в Боге, все это должно рухнуть. Мне бы хотелось, поскольку сейчас идет Рождественский пост, и мы видим, что за Рождественский пост совершается память ветхозаветных пророков, праведников, праотцов отдельной недели, отдельной недели отцов, пригласить наших слушателей к усиленному чтению Священного Писания, Ветхого Завета и особенно пророков. На первый взгляд кажется, что пророки говорят об одном и том же. Вот вы ведёте себя плохо, поэтому будете наказаны. Но на самом деле, если не концентрироваться на том, что это говорится конкретным людям в конкретную эпоху, а прочитать эти слова как слова о себе, то мы можем в книгах и великих пророков и малых пророков почерпнуть очень много полезного и важного для нашего спасения. Вот мы так в своей душе не говорим ли, есть только я и никого кроме меня, а потом мы удивляемся, что Господь не слышит нас и с нами не разговаривает, и наши молитвы не исполняются, потому что христианин говорит, есть только я и Бог.

А потом все остальные люди, потому что Бог есть любовь. И я не могу сказать о людях, что их нету, потому что я тогда потеряю связь с Богом. Вот все эти удивительные слова, открытия, они есть и у Исаии, и у Иеремии, и у Наума, и у Осии. Амоса очень полезно почитать нам всем, вот этих пророков. Поэтому я приглашаю взять закладочку отдельную, помимо Евангелия и апостольских чтений, включить на Рождественский, на период Рождественского поста, чтение хотя бы по голове пророческих книг.

Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». В студии были Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Святых Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Фёдор Бородин. Слушайте нас каждую субботу, поститесь постом приятным. До свидания! «Седмица». На Радио ВЕРА.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем