20 марта 1995 года члены секты «Аум Синрике» распылили зарин в токийском метро. Погибли десятки человек, тысячи — пострадали, многие из них лишились здоровья на всю жизнь. Непосредственно в атаке принимали участие 10 человек, но за участие в подготовке было арестовано около двухсот.
У нас в России эта секта тоже была чрезвычайно заметна в 90-ые годы, имела тысячи адептов, ее программы шли по Радио Маяк. Лидер секты, Секо Асахара, говорил о себе в выражениях, характерных для тяжелой мании величия. Что же, не он один такой — секты, лидеры которых обирают и эксплуатируют своих адептов, или даже втягивают их в тяжкие преступления, дело обычное.
Но как такое может быть? Как люди могут вестись на столь грубый обман, идти за лидером, у которого, кажется, только что на лбу не написано «бегите от меня скорее?»
Этому может быть много причин, не будем забывать и реальности духовных сил зла и обмана. Но на одну из них хочется обратить особенное внимание.
Это неспособность к покаянию в прошлых ошибках. Само слово «покаяться» буквально значит «передумать», «вернуться» или «переменить путь». Это, как если бы мы свернули не на ту дорогу и шли по ней какое-то время, а потом обнаружили, что идем не туда. Тогда — если у нас хватает рассудительности — мы возвращаемся к тому перекрестку, где сделали неправильный выбор, и наодим правильный путь. Конечно, для этого надо признать, что мы сделали ошибку, и зря потеряли много времени и сил, и это нелегко — никто не любит признавать свои ошибки.
И это особенно трудно, когда мы уже вложились — материально или эмоционально, потратили время и усилия, понесли какие-то жертвы.
Мы склонны отстаивать тот выбор, который сделали — даже если он оказался, как выяснилось, очевидно неверным. Эту особенность человеческой психологии используют пропагандисты, и, не в последнюю очередь, лидеры сект.
Чем дальше человек идет по ложному пути, чем больше он трудится и страдает, чем больше он терпит обид и непонимания, тем труднее ему свернуть. И люди усиленно внушают себе, что они выбрали — и продолжают выбирать — верно, что лидер секты вовсе не опасный душевнобольной, каким он представляется внешним, а выдающийся духовный лидер, а они сами — вовсе не обманутые слепцы, а носители высшей духовной мудрости.
И чтобы только удержать эту иллюзию, люди бывают готовы на все — даже на явное преступление.
Церковь, зная об этой нашей несчастной склонности, непрестанно проповедует покаяние. Мы все падаем, мы все сворачиваем не в ту сторону. Мы можем довольно долго — а иногда почти всю жизнь — идти по ложному пути. Но мы можем вернуться к ситуации выбора — и выбрать правильно. И тогда Бог обратит даже наши потерянные годы к чему-то доброму.
24 апреля. О грехе лжесвидетельства
В 21-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда».
О грехе лжесвидетельства, — протоиерей Александр Щерба̜шин.
24 апреля. О святости Священномученика Антипы Пергамского
Сегодня 24 апреля. День памяти Священномученика Антипы Пергамского.
О его святости, — священник Августин Соколовски.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»