«12 узлов семейного счастья». Прот. Алексей Батаногов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«12 узлов семейного счастья». Прот. Алексей Батаногов

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

В нашей студии был настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов и его супруга Ия.

Мы говорили о счастье, как о таком внутреннем состоянии человека, когда на сердце радость и благодарность Богу за все. Наши гости рассказали о традициях встречи Нового Года и Рождества в семье и на приходе. Также разговор шел об организованном при храме антикафе «12 улов»: как дочке Маше в 26 лет пришла идея его открыть, почему было дано именно такое название, чем особенно примечательно это место, и как оно объединяет семью. Отец Алексей и Ия поделились, что главное — благодарить Бога за все, в том числе и за испытания и скорби, которые учат молитве, смирению, умению сострадать, прощать, любить и видеть то, что бесценно для нашей бессмертной души.


А. Ананьев 

- С Новым годом, дорогие друзья! С Новым годом и добрый вечер. В первый раз в этом красивом 2020 году здесь, в светлой студии радио «Вера», за семейным большим столом, который сегодня прямо ломится от новогодних угощений, вас приветствует прекрасная ведущая Алла Митрофанова. 

А. Митрофанова 

- Александр Ананьев. 

А. Ананьев 

- В роли Деда Мороза своеобразного. И сегодня мы будем говорить о празднике и о счастье, вот я бы хотел так сформулировать нашу сегодняшнюю тему. В качестве небольшой предыстории, почему для меня важно то, о чем мы сегодня будем говорить: мне 42 года и до недавних пор в моей жизни не было места, которое я бы мог назвать своим местом, ну вот приезжает к тебе в гости человек - родственник из Саратова и вам хочется куда-нибудь пойти, посидеть, а ты не знаешь, куда его отвести, и ты говоришь, ну, было бы хорошо, если бы ты мог ему сказать: «Поехали в мое кафе, вот мне там хорошо, меня там все знают по имени, меня не спрашивают там, чего я хочу, потому что там все и без того знают, чего я люблю и сколько сахара класть». 

А. Митрофанова 

- Или не класть (смех) 

А. Ананьев 

- А вот с недавних пор, после того, как мы провели там прекрасный целый день, я абсолютно уверен в том, что такое место для меня появилось, это место называется антикафе «12 узлов», оно находится в Москве в одном из самых красивых уголков столицы и хозяевами в этом антикафе являются фантастические люди, люди, которых вы хорошо знаете по эфирам телеканала «Спас», по эфирам на радио «Вера», по различным публикациям. Это красавица Ия Батаногова и ее муж, можно я так скажу? Ну вот мне так сегодня хочется, да простит меня отец Алексей: красавица Ия Батаногова и ее муж, настоятель храма святого равноапостольного Владимира в Новогиреево – протоиерей Алексей Батаногов. Добрый вечер. 

И. Батаногова 

- Добрый вечер. 

о. Алексей 

- Добрый вечер, Александр, Алла. 

А. Ананьев 

- С Новым годом! 

И. Батаногова 

- С Новым годом! 

А. Ананьев 

- Как отметили? 

И. Батаногова 

- Замечательно. 

о. Алексей 

- Как обычно. 

А. Ананьев 

- А как вы обычно отмечаете Новый год, скажите? 

о. Алексей 

- Знаете, я недавно задал вопрос у одного нашего такого труженика, который ведет шахматы в нашем антикафе «12 узлов» приходском, храмовом: «Как дела?» Он удивился, говорит: «Как обычно, нормально». Говорю: «А что для вас норма? – Как обычно – счастлив» 

А. Ананьев 

- Хмуро ответил он. 

о. Алексей 

- Нет, не хмуро, я подумал, как замечательно, когда у человека нормально быть счастливым, причем это не означает, мне кажется, что все абсолютно благополучно в бытовых вопросах, со здоровьем, это просто внутреннее состояние человека: Слава Богу за все, радость на сердце, этому учит нас вера Христова. Так как мы отметили Новый год-то, Ия, как мы отметили Новый год? 

И. Батаногова 

- Ну конечно же это в кругу семьи замечательных, любимых наших детей, маленькой внучки Сонечки, и я вообще считаю, что Новый год, конечно - это семейный праздник. И очень важно, чтобы вся семья в этот день, в этот вечер, в эту ночь была вместе, разделить эту радость. Мы обычно всегда задаем себе вопросы: что мы сделали хорошего в этом году? За что мы можем поблагодарить Бога и что бы мы хотели, какие мы ставим перед собой задачи, духовные задачи, задачи другие, планы и что бы мы хотели, за что мы благодарим Бога и что бы мы хотели попросить у Бога. 

А. Ананьева 

- Ия, дорогая, мне прямо по каждому пункту хочется вас вот так вот внимательно спросить, смотрите: ушедший 2019 год – за что вы ему благодарны? 

И. Батаногова 

- Вы знаете, я вообще очень благодарна Богу за все, и что Господь дал возможность, что Господь сподобил нас построить храм – это очень важно для нас и, мне кажется, что это можно назвать событием всей своей жизни. 

о. Алексей 

- Совсем недавно у нас храм встал в полный рост, обрел голову и крест – это событие, наверное, венцом этого года стало. 

А. Митрофанова 

- Я знаю, что вы ведь средства на храм собираете, у вас нет постоянного такого спонсора и получается так, с миру по нитке в буквальном смысле, бывает, что есть на кирпичи, но нет на цемент, потом появились деньги на цемент – уложили кирпичи, слава Богу, а вот как дальше – ну, посмотрим. 

о. Алексей 

- Да-да, бывают, конечно, были пожертвования значительные, наверное, без них мы не смогли бы начать стройку, конечно, и несправедливо было бы вовсе это умолчать, но большая часть – это действительно по копеечкам, по небольшим пожертвованиям от прихожан, от друзей, от людей, которые откликнулись на наши просьбы многочисленные. Слава Богу, строительство храма – это, конечно, чудо Божие. Храм – он ведь на века строится и у нас сейчас есть реальная возможность участвовать в деле Божием. 

А. Митрофанова 

- Вложиться на века, что называется. 

о. Алексей 

- Да. Вот мы уйдем, а храм останется и там будут поминать всех, кто участвовал в строительстве храма всегда, на каждой службе. 

А. Ананьев 

- Вот так если задуматься, помнишь, я с тобой недавно рассуждал о том, что мы - жители двадцать первого века, всех этих мегаполисов, мы лишены того, чем обладали люди в 19-м веке, в 18-м веке – у них был отчий дом, и этот дом существовал, такое впечатление, всегда и всегда будет - это было место, куда можно было вернуться. Сейчас человек на протяжении жизни меняет квартиры ну просто вот, города меняет, иногда страны меняет, назвать какое-то место своим довольно сложно и такое впечатление, что все зыбко. У нас перед домом строят эти небоскребы Москвы-Сити, вот прямо перед окном и картина постоянно меняется и кажется, что в жизни нет ничего постоянного, а тут вы действительно заставили задуматься, что храм-то ведь – это, пожалуй, одно из немногих в нашей жизни, что вот оно появилось и оно теперь будет всегда. 

о. Алексей 

- На века и слава Богу, что под нашими окошками строится наш храм, мы каждое утро на него смотрим. 

А. Митрофанова 

- Как говорит в таких ситуациях наш духовник, он говорит: «Умеют люди устроиться» (смех) 

А. Ананьев 

- Умеют люди устроить. 

А. Митрофанова 

- Умеют люди устроить – это ты совершенно тоже справедливо замечаешь, потому что не было бы этой стройки у вас под окнами, если бы вы не позволили в своей жизни вот этому, что называется, стать перчаткой на руке Бога. 

о. Алексей 

- Это Промысел Божий, знаете, я думаю, не так важно вспоминать детали бытовые, как это все произошло, но это как стекло все, это не линейная такая функция была, просто как пазл сложился. 

А. Ананьев 

- И не так давно мы с отцом Алексеем говорили о благодарности здесь, в эфире радио «Вера», вы сказали, что благодарны за все, что было в 2019 году. Я не стану спрашивать детали, но я знаю, что, наверное, как и всех, и у меня, и у Аллы в минувшем году было много такого, что далось с большим трудом, большой кровью и нервами: как найти в себе силы, когда бьют куранты, как найти в себе мудрость в сердце, не артикулируя, а вот в сердце поблагодарить действительно за все? 

И. Батаногова 

- Знаете, мне кажется, что очень важно видеть, что все, что происходит в твоей жизни - все это очень промыслительно и все это Господь тебе посылает для того, чтобы ты сам духовно над собой потрудился, увидел свои немощи, свои грехи, чтобы ты исправлялся и это очень важно – преодолевать каждый раз себя и с Божьей помощью совершенствоваться, духовно возрастать и видеть все, что тебе ни посылается Богом – это все нужно для спасения, для нашего внутреннего духовного такого роста, можно сказать. 

А. Ананьев 

- Отец Алексей, все-все-все? 

о. Алексей 

- Вот смотрите, просто представим ситуацию: мы знаем примерно наши желания, потребности, желания других людей, вот давайте представим, что все реализуется в нашей жизни, у нас есть достаточно и более чем достаточно материальных ресурсов, о чем люди горюют, что не хватает, у нас есть здоровье такое серьезное, запас здоровья, а еще лучше: мы вообще бессмертны в этом мире, в земном 

А. Ананьев 

- Мой стоматолог с вами бы поспорил. 

о. Алексей 

- Утопия: вот представим, что такое реализуется все, что мы можем себе позволить все, что угодно и никаких бед в нашей жизни, скорбей, болезней не случается, и вот можно так, положа руку на сердце, честно сказать, что мы останемся праведными, искренними, честными людьми, богобоязненными, не случится ли вот такое испытание полным благополучием, такой ношей непосильной? Вот для многих, мы все замечаем, вот даже говорят в народе, что вот, он там разбогател, деньги испортили человека, у него слава – слава испортила человека, у него здоровье такое крепкое и вот действительно, мы к этому, с одной стороны, стремимся и это естественно, это понятно, это правильно, в этом ничего худого-то нет само по себе, но Господь посещает нас своим Промыслом, воля Божия о каждом человеке – спастись и прийти в познание истины, воля Божия не о нашем земном благополучии, комфорте, здоровье, богатстве, а воля Божия больше, Он на землю, Господь, пришел для того, чтобы нас спасти для вечной жизни, а не чтобы решить наши житейские проблемы. И вот всякая скорбь, которая в жизни случается – это посещение Божие, благодаря этой скорби мы учимся терпению, мы учимся прощать, мы смиряемся, мы учимся любить, мы учимся сострадать. Конечно, остается наш свободный выбор, кто-то может озлобиться, но в этом наша свобода, мы – люди верующие, стараемся жить по заповедям Божиим и это помогает нам увидеть даже в тяжелых испытаниях то, что бесценно для нашей бессмертной души и за это нужно благодарить, это не означает, что я не раздражаюсь, не расстраиваюсь или не обижаюсь, мы не совершенные люди, у нас есть грехи, греховная природа, мы работаем над этим, мы каемся в своих грехах, мы благодатью Божией хотим измениться, преобразиться и, конечно, у нас есть немощи, о чем вы, Александр, говорили, но все-таки мы же говорим не о какой-то точке сейчас: да, я расстроился, но подумал, помолился, успокоился: слава Богу, слава Богу, что так. 

А. Митрофанова 

- Знаете, мне кажется, я могу отчасти проиллюстрировать то, что сейчас сказал отец Алексей: недавно проходила через ситуацию, оказалась практически внутри коллапса, когда ты видишь ситуацию, ты понимаешь, откуда что берется, какие там вводные, как это проявляется во внешнем мире, люди, которые судят об этой ситуации со стороны – они всех этих деталей и подробностей не знают и них складывается в отношении и ситуации, и лично меня другая картина мира. Вот точно также я, когда оказываюсь внешним судьей по отношению к другому человеку и выношу о нем, какие-то делаю выводы, какие-то суждения и прочее – точно также, вполне возможно, не знаю всей картины и, по-моему, вот такие уроки, когда ты оказываешься внутри коллапса, они как раз и позволяют тебе тренировать вот эту свою оптику, тренировать свое зрение - очень просто со своей колокольни взять и плюнуть вниз и очень важно, наверное, попытаться как-то осмыслить эту ситуацию с высоты птичьего полета, что ли, не давать себе провалиться в осуждение. 

И. Батаногова 

- Вот тут очень важно, действительно, не осуждать и я помню слова своего духовника, когда я была еще совсем молодая и что-то я тоже эмоционально как-то каялась, говорила о ком-то и мне батюшка очень смиренно сказал, что: «Июшка, ты не знаешь сердце этого человека и не знаешь, как он кается и не видишь его покаянные слезы, ты видишь только внешнюю картинку». Поэтому, мне кажется, самое главное – это научиться никого не осуждать, принимать человека таким, какой он есть, каждый человек – это образ и подобие Божие и видеть в человеке именно образ и подобие Божие и это сложно, но к этому надо стремиться. 

о. Алексей 

- Я бы добавил, что такие моменты – это уроки, любой кризис – это новые возможности, любая конфликтная или какая-то неприятная ситуация учит нас, в конце концов, молиться, ведь мы молимся: «Отче наш, да будет воля Твоя», ну да, сейчас воля Божья не такая, как твоя, смирись, научись чему-то прости. Как научиться прощать, мы все должны прощать, как научиться прощать, если прощать некого? 

А. Ананьев 

- Вы слушаете «Семейный час» на светлом радио, в студии настоятель храма святого равноапостольного Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов и его красавица-жена Ия. Мы с Аллой Митрофановой назвали наш сегодняшний разговор не как научиться прощать и не как преодолевать трудности, мы хотим сегодня поговорить все-таки о счастье, назвали мы нашу сегодняшнюю программу «Двенадцать узлов семейного счастья», а потому что – и вот здесь начинается момент, несколько неожиданный для тех, кто не знает, чем, помимо строительства храма, служения, своей семьи, детей и внуков занимается эта прекрасная семья. Есть в Новогиреево антикафе – вот сейчас неожиданно - антикафе, открытое священником и его женой, я же правильно сказал, что это все…? 

А. Митрофанова 

- И дочкой. 

И. Батаногова 

- Точнее, нашей дочкой, да. 

о. Алексей 

- Не могу это оставить без комментария, но это открыла наша дочка, мы поддержали, мы участвуем, это приходской проект, но все-таки это всецело инициатива нашей старшей дочери. 

А. Ананьев 

- Но согласитесь, отец Алексей, это довольно необычно 

о. Алексей 

- С этим я не спорю. 

А. Ананьев 

- Можно было ожидать открытия трапезной, открытия пирожковой, в конце концов, открытия пекарни, где бы выпекали хлеб приходской… 

о. Алексей 

- Это впереди еще. 

А. Ананьев 

- Это впереди, да. А здесь антикафе – абсолютно творческое, свободное пространство с какими-то потрясающими, я помню, у вас там таблички со всякими высказываниями, с мудростями, какими-то канатами… 

А. Митрофанова 

- Все с такой любовью подобрано там. 

А. Ананьев 

- … с морской тематикой, расскажите о том, как возникла вообще эта идея и как вы отнеслись к идее открыть антикафе? 

о. Алексей 

- Идея открытия – она так витала в воздухе, наша молодежь замечательная об этом думала, но не знали, как поступиться, с чего начать. Так получилось, что у нас храм-то строящийся, никаких помещений у нас нет вовсе дополнительных, ни для воскресной школы, ни для мероприятий, ни для праздников, ни для трапезной. Мы все время как-то выходили из положения, нам школы соседние помогали, спасибо за это большое, но в какой-то момент это стало уже как-то неудобно, мы решили снять помещение в соседних домах, нежилое помещение в соседнем доме – там, конечно, воскресная школа, беседы для взрослых, мероприятия храмовые проходили, кружки, но это не стопроцентное заполнение, понимаете: Москва, арендовать помещение - это дорого, хочется его использовать как-то эффективнее. И вот в какой-то вечер приходит Маша, дочка, домой, говорит… 

А. Ананьев 

- А сколько ей было тогда? 

о. Алексей 

- 26. 

И. Батаногова 

- 26, да. 

о. Алексей 

- Мы не путаем, 26, да? 

И. Батаногова 

- Нет, батюшка. 

А. Митрофанова 

- Просто Ие на вид 25, поэтому немножко не укладывается в голове… 

о. Алексей 

- Поэтому я все время переспрашиваю, я ничего не путаю? (смех) Да, она тогда ждала свою дочку, была в положении, где-то уже на таком, солидном сроке, говорит: «Я хочу предложить вот что, пожалуйста, меня поддержите: хочу открыть антикафе при нашем этом помещении». Ну, рассказала, что это такое, мы, конечно, не знали об этом, что это за формат вообще, что это за кафе, что это не кафе, что там не продается еда, не готовится еда, что это место, где можно встретиться, провести время, побеседовать, может быть, поработать, там есть интернет, провести семейный праздник, провести какое-то мероприятие, квартирник, кружки, мастер-классы, встречи с интересными людьми – это можно перечислять очень много, что можно провести там. То есть фактически у нас это помещение стало использоваться на сто процентов, если не считать ночь, ночью оно не используется, оно закрывается, до 11 вечера и с 9, с 10 утра открыто. 

А. Митрофанова 

- А вот рождественская ночь когда будет? 

о. Алексей 

- Мы будем в храме на службе. 

А. Митрофанова 

- А после службы? 

о. Алексей 

- Обычно мы во дворе церковном эту ночь проводим. 

И. Батаногова 

- Дело все в том, что мы стараемся, для нас приход – это наша большая семья и, конечно, такой большой семьей мы в наше антикафе не поместимся. 

о. Алексей 

- Кстати говоря, да, это проблема. 

И. Батаногова 

- Поэтому у нас уже сложилась традиция, что обязательно после Рождественской службы, после того, как мы все причастились, послушали проповедь батюшкину – мы разговляемся все на улице сосисками во дворе. 

о. Алексей 

- Чай, пирожки, сосиски… 

А. Митрофанова 

- Ах, это прекрасное слово «сосиски»! Они прекрасно звучат! (смех) 

А. Ананьев 

- Алла Сергеевна, а что мы в Рождество делаем, скажи мне, пожалуйста. Дорога к сердцу мужчины выложена сосисками, ты же знаешь. 

А. Митрофанова 

- Я очень хорошо это знаю, просто поговорим после эфира об этом. 

о. Алексей 

- Просто, может быть, про «12 узлов» я закончу: и вот идея такая, мы ее поддержали всецело, и мы даже не ожидали, насколько это здорово. Всех возможностей, которые оказались скрыты в этом формате даже мы не видели сначала, ну например, я скажу, что это открытый приходской дом – это замечательный миссионерский проект: у общества часто впечатление, что Церковь закрыта, замкнута, что что-то такое под семью печатями, вот что происходит в антикафе: происходят церковные мероприятия и люди приходят не церковные, они могут увидеть там священника, верующих людей церковных, подойти, повзаимодействовать, что-то спросить, вовлекаются в мероприятия, которые храм организует, то есть в этом пространстве происходят и церковные мероприятия, и личные какие-то мероприятия: встречи людей, которые живут просто рядом или даже приезжают из других районов, дни рождения, поминки, свадьба там была у нас, квартирники, просто посидеть пообщаться люди приходят и там, в общем, каждый день присутствуют церковные люди, священник и происходит такое взаимодействие неформальное. 

А. Ананьев 

- Мы не уточнили, что это за формат, что такое антикафе в принципе – так вот, друзья, позволю себе описать, насколько я себе это представляю, дочери 20 лет, я ее иногда забираю из антикафе, где они со своими друзьями играют в какие-то игры настольные, часа в три ночи. Если в обычном кафе вы приходите и можете сидеть сколько угодно, заказав за определенную сумму чай, кофе, салаты, сосиски, то в антикафе вы не платите ни за что, вы можете пить кофе, вы можете есть плюшки, вы можете есть печенье, все это в антикафе «12 узлов» есть в изобилии, потрясающе вкусный кофе, кстати, я все хотел спросить, что это за кофе, потому что кофе там действительно прекрасный, причем разных видов. 

И. Батаногова 

- Сделано с душой и с любовью. 

А. Митрофанова 

- Вот главные ингредиенты, да. 

А. Ананьев 

- И с хорошей машиной, что тоже важно. Там есть бесплатный вайфай, там есть изрядный набор настольных игр, которыми можно пользоваться, там есть книги, там удобные стулья, мягкие, твердые пуфики, столы, там можно работать, отдыхать. 

И. Батаногова 

- Красивый интерьер. 

А. Митрофанова 

- Очень красивый интерьер. 

А. Ананьев 

- Интерьер потрясающий, я еще отдельно спрошу у вас, где вы такую мебель берете волшебную, есть ощущение, что она сделана своими руками. И платите за время, проведенное в этом заведении. 

А. Митрофанова 

- Какие-то очень умеренные деньги. 

А. Ананьев 

- Деньги да, прямо скажем, небольшие. 

о. Алексей 

- Тут важный комментарий: вы сейчас рассказали вообще про что такое антикафе в принципе, наше антикафе в данном случае отличается вот чем еще: поскольку оно в любом случае так или иначе относится к православному храму, хотя оно само по себе самостоятельно абсолютно и у него своя внутренняя жизнь, оно самостоятельная единица наша, но тем не менее, отличие в том, что любая, внесенная сумма – добровольное пожертвование просто на проект антикафе, иногда и в помощь храму. 

А. Митрофанова 

- То есть фиксированной, как говорят: «таксы» у вас нет? 

о. Алексей 

- Есть рекомендуемая ориентировочная такса, даже это слово с трудом как-то вырвалось у меня, ориентировочная есть, но то, на что мы ориентируемся – это крайне гуманная стоимость, мы просим два рубля за минуту, в час 120 рублей, сюда кофе, чай включены, плюшки, ну иногда люди побольше жертвуют, многие с пониманием к этому относятся, но если человек придет и скажет, что он не хочет ничего жертвовать, но хочет попить кофе – мы ему дадим кофе. Конечно, это выглядит довольно странно, если человек даже совсем не хочет никак поддержать, но если у него нет возможности – пожалуйста. В любом случае это абсолютно некоммерческий проект, некоторые рекомендуемые пожертвования потому, что мы помещение арендуем, потому что это затратная история, цель этого проекта не коммерческая, это пространство для общения людей, это место, где хорошо побыть, можно пообщаться, провести вечер в кругу семьи, с друзьями, встретиться с интересными людьми – это главное, здесь вообще не вопрос коммерческий. 

А. Митрофанова 

- Вот это потрясающая находка, как мне кажется, потому что огромный спальный район, не так много храмов у вас там, сейчас, слава Богу, строятся, и ваш, и что-то еще, но все тем не менее, все равно. Люди, когда приходят на службу, действительно, не успевают толком познакомиться и нет места, где в вашем, например, временном сейчас храме можно было бы это сделать, зато напротив есть антикафе – пожалуйста, приходишь туда. Мне кажется, это какая-то даже универсальная модель, не только у вас ее можно использовать, но и сейчас почему мы еще об этом подробно рассказываем – в качестве подсказки такой, как можно было бы активировать приходскую жизнь, устроить, организовать такое место, где люди смогут общаться, а если это связано с арендой помещения, то можно даже сделать так, чтобы оно, это место, само себя окупало. 

о. Алексей 

- Вот Алла, Александр, вернемся чуть-чуть назад нашей передачи: за что благодарить Бога? Вот благодарю Бога за то, что мы строим храм и за то, что у нас нет никаких помещений, которые так нам нужны, если бы не было вот этого дефицита, не было отсутствия, точнее, дефицита, полного отсутствия помещения не возникла бы эта идея 

А. Митрофанова 

- С антикафе. 

И. Батаногова 

- Поэтому всегда есть за что благодарить Бога. 

А. Митрофанова 

- Вот потрясающе. 

о. Алексей 

- Трудные ситуации заставляют их решать. 

 А. Ананьев 

- Вы знаете, единственное, что меня во всей этой истории даже не смущает, я просто задумался: мне не нравится слово «антикафе», вот именно приставка» анти». 

о. Алексей 

- Она многим не нравится, с одной стороны, но это слово придумали не мы, мы как-то пытались уйти от этого слова – не получилось. 

А. Ананьев 

- Трапезная поминутная… 

А. Митрофанова 

- Странно (смех) 

о. Алексей 

- Но есть плюс у этого: большинство людей не понимают, что это за слово и это хороший повод рассказать и поговорить, что это такое. 

А. Митрофанова 

- Да, и, кстати, хороший повод обратиться к священнику и спросить: а что это у вас? 

о. Алексей 

- Это, на самом деле, тема для разговора. 

А. Митрофанова 

- Очень хорошо. 

И. Батаногова 

- Дело все в том, что очень обидно слышать от людей, которые считают, что церковная жизнь – она неинтересна, что там нет интересных людей, нет интересных проектов и вообще Церковь – это уже раритет, это уже музейный экспонат и это страшно обидно, потому что это совершенно не так. 

о. Алексей 

- Не обидно, жалко таких людей. 

И. Батаногова 

- Это и жалко, и обидно, и поэтому мы всячески стараемся развеять этот миф, что православные люди – они неинтересны, они пресны, они ограничены и ограничиваются только тем, что они ходят в храм, молятся и расходятся. У нас очень интересная, насыщенная, наполненная и счастливая жизнь и мы всячески стараемся это показать, мы открыты к общению и всегда рады, когда к нам приходят люди не церковные и говорят: «Какие вы интересные и неужели вы из храма?» Мы говорим: «Да, мы православные, мы из храма, наше «12 узлов» при храме Феодора Ушакова и люди приятно удивлены. 

А. Ананьев 

- «Я никогда не думал, что так бывает, думал, они молятся с хмурыми лицами и расходятся» – все именно так, все это стереотипы, а на самом деле все совершенно иначе. А о тех интересных проектах, которых вы упомянули, мы поговорим ровно через минуту. 

А. Ананьев 

- И снова здравствуйте, и снова с Новым годом! В эфирной студии светлого радио Алла Митрофанова. 

А. Митрофанова 

- И Александр Ананьев. 

А. Ананьев 

- И дорогие нам гости: настоятель храма святого равноапостольного Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов и его жена Ия – основатели прекрасного, уютного, теплого места с атмосферой побережья Средиземного моря, а, может быть, и Тихого океана – антикафе «12 узлов». Еще раз добрый вечер, здравствуйте еще раз. 

И. Батаногова 

- Добрый вечер. 

о. Алексей 

- Добрый вечер. 

А. Ананьев 

- Мы только что поговорили о том, что само заведение называется антикафе, а название-то у него «12 узлов». 

А. Митрофанова 

- Да, вот я тоже хотела как раз уточнить. 

А. Ананьев 

- Да, это отсылает нас к какой-то морской тематике, к морю, к кораблям. Я, как человек, глубоко влюбленный в интерьерные модели парусников 17-го века, а также у меня на рубашке вышит маяк, как человек, мечтавший состариться на маяке, сейчас у меня немножко другие планы, но, в общем, мечта осталась, я хочу спросить вас, почему в Новогиреево - море? 

о. Алексей 

- Мы очень любим море, и море – это для нас не пляж и не загорание, не такой пассивный отдых. 

А. Ананьев 

- Не «все включено». 

о. Алексей 

- Нет, ни разу не были и совсем не хотим. Нет возможности и благодарим за это Бога. 

И. Батаногова 

- Опять же, есть за что благодарить Бога. 

о. Алексей 

- Мне кажется, что морская тема – она очень близка христианству: апостолы были рыбаками, Церковь – это корабль спасения, древняя символика христианская часто изображает корабль, парус, якорь, рыбку – это очень глубоко символично и эта тема нам об этом еще раз напоминает. Временный, точнее сказать, тот храм, в котором сейчас совершаются богослужения, наш деревянный, любимый храм, совсем не хочу его называть временный и верю, что он постоянный тоже, он в честь нашего прославленного соотечественника – адмирала, святого праведного воина Феодора Ушакова. Морская тема нам очень близка еще и поэтому, вот поэтому это наше антикафе называется «12 узлов». Узел – это морской термин, он определяет скорость движения, узел – это одна миля в час. Почему 12? 12 – это число месяцев в году, время, число часов в дне, это такой намек на то, что это имеет связь с временем, то, что мы говорили: антикафе – ну, как-то так. Кроме того, узлы – это то, что нас объединяет, вот немножечко уже такое даже избитое понятие: «скрепы духовные», нам кажется, что узлы крепче, чем скрепки. 

А. Митрофанова 

- Ну, смотря какие, я знаю немало морских узлов, которые специально завязываются так, чтобы их можно было легко развязать. 

о. Алексей 

- Да, технология такая есть, но тем не менее, он развязывается, когда это нужно, а в другую сторону он крепко держит. 

А. Митрофанова 

- Тоже верно, кстати говоря. Знаете, а мне бы хотелось, чтобы мы плавно от темы замечательного антикафе, где я советую побывать тем людям, которые бывают в Москве или живут в Москве – это Новогиреево, адрес как правильно было определить, как вас найти? 

о. Алексей 

- Улица Перовская, дом 66, корпус 3. 

А. Митрофанова 

- Вот в качестве ориентира - строящийся храм святого равноапостольного князя Владимира и стоящий рядом деревянный храм святого праведного воина Федора Ушакова. И через дорогу в жилом квартале в нижнем этаже с внешней стороны, со стороны улицы, не со двора, там прямо будет вывеска: «12 узлов» антикафе. В любое время, пожалуйста, зимой, летом, осенью, весной можно туда приходить, только ночью там закрыто. 

о. Алексей 

- Можно посмотреть в интернете, есть совершенно замечательный инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), который так и называется «12 нижнее подчеркивание, латиницей: uzlov». 

А. Митрофанова 

- Его ведет тоже Мария Батаногова, ваша дочь? 

И. Батаногова 

- Сами зачитываемся, Маша настолько интересно пишет. 

о. Алексей 

- Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) неформальный, совсем неформальный: это такие небольшие рассказы, очень искренние, открытые и могу сказать, что последние месяцы это мой любимый автор, мое любимое чтение. 

А. Митрофанова 

- Великолепно, я надеюсь, что Мария нас сейчас слышит, мы передаем ей поклон и, по-моему, такая оценка от отца – это прямо дорогого стоит для сердца ребенка, так что действительно, это интересное чтение, подтверждаю со всем авторитетом и Марии, конечно, огромное спасибо за вот этот ее талант, который она развила, она комплексно увидела и само антикафе, предложила идею эту, ее реализовала и вот сейчас присутствие в соцсетях антикафе «12 узлов» - это тоже для кого-то, как мне кажется, для тех людей, которые читают эти публикации, может стать в определенный критический момент тем лучиком солнца, который разгоняет тучи – это же очень важно: находить поддержку от людей, которые готовы тебя…не знаю, на ручки, что ли, взять в какой-то момент, вот такие публикации, они действуют великолепно. Рекомендую подписаться и читать, и следить за этими публикациями. А вообще хотелось бы, конечно, сегодня успеть поговорить еще и про те традиции встречи Рождества, которые сложились у вас, в вашей семье и как вы сами это обозначили, поскольку приход – это тоже часть вашей семьи, как это происходит у вас на приходе? И изобилие сосисок, я думаю, всех утешит. Что еще, помимо, естественной, праздничной такой рождественской трапезы? Вы могли бы просто поделиться своим опытом и порекомендовать, что просто в исполнении? 

А. Ананьев 

- Может, у вас там есть морская елка или пальма, уж если на то пошло? 

о. Алексей 

- Нет-нет. Мне очень хотелось бы рассказать о том, как мы справляли Рождество, когда дети были помладше, это, правда, было не 7-е января, после службы, это было 8-е, 9-е, ближайший день, ночь, вечер, уже последующий за рождественским. 

А. Митрофанова 

- А почему? 

о. Алексей 

- Ну потому что богослужения, а потом, в следующий какой-то из дней, когда была возможность, мы уезжали за город, на дачу, ну, конечно, родственники, родители, приглашали друзей близких, детей у нас бывало по 10-15 детей собиралось – наши и друзья, друзья друзей, и мы уходили в лес, набирали дров с собой, сосисок - опять мы их вспоминаем, видно, что пост уже заканчивается. 

И. Батаногова 

- Обязательно рождественские колядки. 

о. Алексей 

- Ну, конечно, со всей предосторожностью, чтобы ничто не подожглось, разводили костер, жарили на костре нашу еду, разогревали чай горячий, компот, и это было, знаете, как-то фантастически красиво, это в темноте, конечно же, поздним вечером и обязательно к нам приходил Дед Мороз, прямо в лес. 

И. Батаногова 

- Настоящий Дед Мороз, и для детей это была большая радость и неожиданность, и они всегда ждали… 

о. Алексей 

- И наши дети уверены, что дед Мороз настоящий были чуть ли не до окончания школы. 

А. Ананьева 

- А можно я со всем своим неофитским пылом все-таки задам вопрос про отношение священника к Деду Морозу? Ну, все-таки Дед Мороз – это 1937 год. 

о. Алексей 

- Понимаете, как, Снегурочка, по-моему, в это время тоже появилась? 

А. Ананьев 

- И Снегурочка вместе с ним появилась. 

о. Алексей 

- Дед Мороз, конечно, персонаж более древний, в греческой традиции его ассоциируют с Василием Великим, память которого приходится на 1-е января по старому стилю, сейчас это 14 января, в западной традиции со святым Николаем – Санта Клаусом, поэтому это все-таки не совсем 37-й год, я думаю, что это в советское время просто какая-то популяризация праздника, мне кажется, так. 

А. Митрофанова 

- Там была такая история: там же были сначала гонения на елку, и елка в Россию пришла из Германии, поэтому, как только началась Первая мировая война в 14-м году, уже тогда как-то рождественскую елочку, стали воздерживаться от этой истории, потом, естественно, отказались от других напоминаний о Рождестве, но какой-то зимний праздник, к которому люди привыкли, все равно был нужен, поэтому в советское время в 30-е годы как раз и возник этот эрзац, по сути, замена такая, да? 

о. Алексей 

- Относиться можно по-разному, во всем может быть хорошая, добрая традиция, праздник, можно все испортить, опошлить, поэтому мне кажется, в этом ничего плохого в самом по себе-то нет. 

И. Батаногова 

- Потом, мы обязательно ставили рождественские спектакли, все дети в этом участвовали, это было очень интересно, учили стихи, песни, колядки, очень я запомнила, когда мы ставили, попытались поставить - читали вслух Шмелева, воспоминания Шмелева о Рождестве… 

А. Митрофанова 

- Это из «Лета Господня?» 

И. Батаногова 

- Нет, это отдельный маленький рассказ, просто он написал воспоминания уже будучи в эмиграции, детские свои воспоминания о Рождестве, и я очень люблю Шмелева, люблю его воспоминания, поэтому мне очень хотелось как-то это поставить, и я до сих пор вспоминаю со слезами на глазах, как под музыку моя подруга читала Шмелева: воспоминания о снеге, об этом хрустящем воздухе, о елках, и каждый год мы старались что-то такое сделать для детей. Потом мы эти традиции постарались перенести на наш приход. Конечно, спектаклей мы не ставим… 

о. Алексей 

- У нас получается так, что сейчас много мероприятий проходит, мы не можем, у нас нет такого огромного помещения, чтобы мы могли всем приходом собраться, это вокруг храма сейчас происходит сразу после рождественской литургии, потому нас идет череда мероприятий разных, разного формата, это могут быть и песни, и стихи, ужин, какое-то общение просто, квартирники, я бы так вот уточнил, что празднование Рождества не сосредоточено в одной точке, оно продолжается, начинается до Рождества, потому что подготовка, очень важна подготовка к празднику, это и в духовном смысле, мы ведь сорок дней постимся, чтобы очистить свое сердце, подготовиться к празднику Рождества, но даже и бытовая подготовка – она тоже готовит нас. 

И. Батаногова 

- И очень объединяет людей. 

о. Алексей 

- Общее дело, да, вертеп сделать, украсить храм, территорию. 

А. Митрофанова 

- А вертеп вы делаете каким образом и какого он у вас размера, потому что бывают вертепы в человеческий рост, бывают, наоборот, скромные такие. 

о. Алексей 

- Вот в прошлом году сделали замечательный вертеп, Ия как раз делала с нашим другом, Ия, расскажешь, да? 

И. Батаногова 

- Мне всегда хочется порадовать наш приход, очень хочется, у меня всегда какая-то есть потребность радовать людей, радовать свою семью, детей, приход и мне очень хотелось, чтобы это было что-то такое неожиданное и очень интересное. Я очень долго мучилась, все просила, чтобы меня Господь вразумил, чтобы мне что-то такое придумать интересное и как-то мне такая пришла идея, чтобы мы сделали сами деревянный вертеп, сами сконструировали, сделали фигуры Матери Божией, Младенца, у нас было и сено, и все это настолько, овечки, и коровка… 

о. Алексей 

- Иосиф, Ангелы. 

И. Батаногова 

- Но интересно было именно исполнение и, конечно, мы были безмерно счастливы, что наш вертеп очень полюбили люди, полюбили дети, очень многие фотографировались, он действительно такой неожиданный появился. 

о. Алексей 

- Такой большой, в полный рост. 

А. Митрофанова 

- То есть там можно почувствовать себя участником? 

о. Алексей 

- Да, рядом с Ангелом, детки рядом с младенцем Христом фотографируются, можно овечку погладить. 

А. Митрофанова 

- Ой, прекрасно. 

А. Ананьев 

- Наверняка он стал местной достопримечательностью, куда приходят люди. 

о. Алексей 

- Да, очень много людей приходили, фотографировались, размещали, нам было это приятно. 

И. Батаногова 

- Очень приятно было. 

А. Ананьев 

- Вы слушаете «Семейный час» на светлом радио, мы продолжаем разговор о замечательном месте в Москве – об антикафе «12 узлов» в Новогиреево, которым руководят или как правильно, кораблем управляют? Не управляют - ведут его по бурному морю Новогиреево настоятель храма святого равноапостольного Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов и его жена Ия… 

А. Митрофанова 

- И их дочь Мария, которой сегодня в студии нет, но идея ее антикафе. 

о. Алексей 

- Не только идея, но и воплощение, и руководство, на самом деле. 

И. Батаногова 

- Маша – она большая молодец, она настолько радеет душой за этот свой проект и, если бы не Маша, я думаю, что такого бы антикафе у нас не было. 

А. Ананьев 

- Вот о чем я хочу поговорить с вами, с вашего позволения, в завершение нашей беседы, разговор перевести в несколько более глубокое и беспокойное русло, Марианская впадина нашего «Семейного часа», смотрите: в семье принято считать, что муж и жена должны работать в разных местах, справляться с проблемами, воевать с мамонтами, сражаться с врагами, пировать с друзьями, потом отряхивать с себя пыль суетную, приходить домой и больше о работе ни слова, ну так: «Как дела? – Нормально». Если же они начинают смешивать работу с семейной жизнью, с домом или приносить работу домой – сразу же теряется всякий мир, покой и все это приводит к конфликтам, в общем, и они начинают ссориться. Иной раз даже на кухне, если они начинают что-то делать, они ссорятся, а уж если они начнут вместе работать – есть такая, очень расхожая установка: «никогда не работай вместе с женой», я вот за эти годы, пока мы работаем с Алечкой, я не понимаю, как, но это какое-то абсолютное счастье и вдвоем у нас получается больше, чем если бы мы тоже самое делали порознь. У вас абсолютно та же история, вы постоянно вместе и дома, и получается ведь это, даже не хочется называть это работой – это служение получается… 

о. Алексей 

- Я только хотел сказать, что это не работа. 

И. Батаногова 

- Да, это общее служение. 

А. Ананьев 

- По сути - это служение, но все равно это постоянное решение бытовых, денежных, каких-то административных проблем. Безусловно, у вас, как у блестящей хозяйки, наверняка есть свое мнение по какому-то вопросу, а у батюшки может быть свое мнение по какому-то вопросу, дома, наверное, эти вопросы решались бы иначе, но здесь другое, здесь общее дело. Вот как сформировать отношения друг к другу и к общему делу, чтобы оно объединяло так, как объединяет вас, а не разъединяло и раздирало, как это бывает иногда? 

о. Алексей 

- Ну, я начну тогда, да? Что, во-первых, мне кажется, пару слов я вот о чем хотел сказать: эта модель, что порознь работаем – она современная, конечно, продиктована вполне понятными причинами, но я не считаю, что она совершенна, скорее, модель от неумения быть вместе, от неумения трудиться вместе, это некое упрощение задачи. Есть другая модель традиционная: что мужчина за мамонтом ходит, с врагами воюет, а жена очаг взгревает, эта модель тоже у нас встала, хотя эта модель мне гораздо больше нравится, она традиционная модель, когда женщина – хранительница домашнего очага, семья, дети. Ни в коем случае не считаю, что женщина не должна трудиться или участвовать в активной жизни, но тем не менее, это другая модель. Но христианское отношение - оно вот какое, на мой взгляд: это общее служение, по-другому даже не получается, если бы мы не делали этого вместе, мы просто не виделись бы, потому что священник – он себе во многом и своей семье не принадлежит и приход, община – это не работа, это твоя жизнь и, конечно, в твоей жизни должны быть самые близкие твои, дорогие люди и прежде всего священник перед Богом даст ответ за свою семью, за своих детей, за свою жену, а не только за прихожан. Главные прихожане – это жена и дети, поэтому по-другому я просто не мыслю этого. Конечно, есть определенные трудности, о которых вы, Александр, только что говорили, но мы должны учиться прощать, уважать, прислушиваться, никто не отменял христианскую добродетель - послушание, вот есть сферы, в которых главный священник, настоятель, муж, а есть сферы – я вот слушаюсь ее, она говорит, что это некрасиво, должно быть так – все, об интерьере я не спорю. 

А. Митрофанова 

- В красоте Ия понимает лучше всех 

И. Батаногова 

- Спасибо 

А. Митрофанова 

- По-моему, это феноменальная способность творить вокруг себя красоту, причем из ничего. Я, позволите, отец Алексей? 

о. Алексей 

- Конечно. 

А. Митрофанова 

- Небольшое лирическое отступление: когда вы рассказывали о вашей юности, о первых годах жизни вместе, когда не было тогда еще своего жилья, какая-то комната вам там досталась вся облезлая, первое, что сделала Ия: она пошла, нарвала полевых цветов, поставила их в банку - и в этом месте стало красиво. Ия просто не может, чтобы было некрасиво, ей важно повсюду создавать красоту, это фантастика какая-то. 

о. Алексей 

- Потом вот эта модель совместного общего дела, общего труда – она глубоко христианская, не только как община, как храм, вспомните, ведь у нас, к сожалению, просто после революции все было уничтожено, ведь сколько было семейных дел, в Европе это сохранилось, многие столетия, века 

А. Митрофанова 

- Кстати, да: лавка бакалейщика, мясник… 

о. Алексей 

- Да, века пережила, у нас это просто было уничтожено. Мне кажется, просто тут есть определенные задачи, возникают внутренние, духовные задачи, которые нужно решать, это глубоко по-христиански, вот развести все в разные стороны – это такая современная модель, но это не христианская модель. 

А. Ананьев 

- Один мой хороший знакомый не так давно мне признался, и я был в ужасе, он говорит: «Я ненавижу выходные», я говорю: «Да почему, но это же возможность провести… - Ты знаешь, с понедельника по пятницу я на работе, с понедельника по пятницу, и я знаю, что со мной произойдет, у меня день расписан. В субботу, воскресенье я прихожу домой и все говорят: А, ты свободен, ну тогда поехали: супермаркет, еще куда-то, еще куда-то, потом съездим к маме…» Он говорит – это изматывает. Я говорю: «Слушай, вам надо как-то больше вместе, а как же», он говорит: «Слушай, если мы еще хотя бы немножко вместе побудем, вот еще чуть-чуть и мне кажется, мы начнем друг друга бить сковородками и кидаться тапками». 

о. Алексей 

- Настанет понедельник. 

А. Ананьев 

- Да, да. Я к чему это веду: вот эта вот идея общего дела, мне очень понравилось смотреть на это, отец Алексей, с точки зрения возрождения каких-то утерянных давно традиций, ведь это действительно очень здорово и важно. Вот это общее дело – это универсальный рецепт семейного счастья и благополучия или все-таки есть люди, которым бы вы сказали, как пастырь, как священник, как духовник: «Ребят, вам этим не надо заниматься, и я вам этого не советую». 

о. Алексей 

- Я думаю, да, не каждый человек готов к этому, потом, не любое дело может быть семейным, завод не может быть семейным делом или дипломатия на государственном уровне – это не семейное дело, да мало ли что, научно-исследовательский институт, есть множество дел, специальностей, трудов, призваний, телевидение или радио, я не понимаю, как это в полной мере, нет, ну может быть, наверное, семейное телевидение, если помечтать, или семейная радиостанция… 

А. Ананьев 

- Мы сейчас закончим и покажем вам наше семейное телевидение с Аллой Сергеевной, там нормально все с этим. 

о. Алексей 

- Понятно, сейчас возможности есть, но тем не менее, не всякое дело может быть семейным, есть глобальные проекты, глобальная деятельность, которая гораздо шире, чем семья, но в определенных сферах я думаю, что это очень хорошо. Конечно, универсальных советов не существует. Что у каждого человека должно быть общее дело –у верующего человека, это несомненно, главным нашим общим делом является литургия, богослужение, наша вера, без этого невозможна христианская жизнь, Церковь – это Тело Христово, мы все –  ее часть. Мы сегодня говорили больше про досуговую часть жизни нашего прихода, но все-таки центральным местом нашей жизни является богослужение, литургия – это главное общее дело и в жизни каждого христианина это общее дело должно быть обязательно. А другое общее дело, как некая работа, труд, служение – в каких-то случаях это очень хорошо. 

А. Митрофанова 

- Мне кажется, знаете, здесь какой есть аспект: Саша спрашивает об общем деле и многим сразу представляется некая бизнес-задача, реализация именно через работу. А ведь общим делом может стать семейная традиция, общее хобби, вообще то общее, что есть у одного и у другого человека внутри семьи, или у мужа и жены, плюс детей. Если общего дела нет, мне кажется, его стоит найти 

о. Алексей 

- Обязательно. 

А. Митрофанова 

- Потому что чем больше таких, это какая-то банальная вещь, но капитан очевидность, простите: чем больше вещей нас объединяет, тем более тесно… 

И. Батаногова 

- Мы становимся ближе друг к другу. 

А. Митрофанова 

- Мы ближе друг к другу, да, а иначе есть риск, что каждый уйдет в свой параллельный мир и будет там жить свою жизнь, а пересекаться люди будут только ночью. 

о. Алексей 

- Так и происходит. 

И. Батаногова 

- К сожалению, современное общество так и живет. 

о. Алексей 

- Или не будут пересекаться вовсе нигде. 

А. Митрофанова 

- Главное, что это можно исправить. 

А. Ананьев 

- Тот мой приятель, о котором я тебе говорил, если задуматься, у них есть общее дело – это еженедельная субботняя совместная поездка с двумя хозяйственными сумками в супермаркет, чтобы забить холодильник на предстоящую неделю, то есть дело-то формально есть, радует оно их? Нет, не радует. Делает оно их счастливыми? Нет, не делает. 

А. Митрофанова 

- Мне кажется, что даже в пробке, если включить какую-то любимую музыку, любимую лекцию, да просто даже иногда ничего не включать, а иногда не хватает времени пообщаться друг с другом, пробки в этом смысле парадоксальным образом очень хорошо помогают, помогают услышать друг друга, помогают как-то настроиться на волну друг друга, то есть даже вот такую ситуацию с вынужденной поездкой в магазин, мне кажется, можно использовать во благо. 

о. Алексей 

- Даже супермаркет с тяжелыми сумками - это понятная проблема, абсолютно понятная для любого семейного человека, для любого мужа, на это можно смотреть по-другому: это служение, служение своей семье, тебе не надо охотиться за мамонтом, это гораздо опаснее, или за тигром, тебе нужно просто на машину сесть или в транспорт и просто принести тяжелые сумки. Вообще-то говоря, муж – он же кормилец, это важно, твои дети будут сыты, твоя жена будет обеспечена – это же очень важно, поэтому я думаю, что  даже в таких бытовых, отрицательных моментах можно найти много хорошего. 

А. Ананьев 

- Мне все время кажется, когда я вас слушаю, отец Алексей, Ия, что (хотя это невозможно себе представить) основным фундаментом, тем краеугольным камнем, на котором стоит и общее дело, и семейное счастье, и то, как вы друг на друга смотрите, как вы друг друга слышите, готовы услышать, готовы уступить, когда надо, готовы простить, когда это необходимо – это вера. Если из семьи убрать этот краеугольный камень, то этот дом может стоять или нет? Вот я сейчас весь в переживаниях об этом своем коллеге, человеком он себя считает глубоко неверующим, поэтому или не поэтому, мне вообще хочется сейчас ему дать совет. 

А. Митрофанова 

- Я просто думаю про советское время, когда были семьи – ну, совершенно не церковные, неверующие люди, при этом очень любившие друг друга и в отношении друг к другу, может быть, сами того не подозревая, реализовывали заповедь Господа Бога о любви, то есть вот христиане без Христа. 

И. Батаногова 

- Любовь превыше всего – это очень важно. 

о. Алексей 

- Любовь – это союз совершенств, это дар Божий, который человек не сразу готов воспринять, а некоторые и вовсе не могут его воспринять. Христос говорит, что нет больше той любви, чем жизнь свою отдать за ближнего своего, в любви есть жертвенность в хорошем, подлинном смысле этого слова и вера, благодать Божия – она ведет человека к любви, поэтому вера совершенно необходима, конечно, но любовь – это дар Божий. Знаете, есть замечательные слова, надеюсь, наши радиослушатели внимательно их услышат и подумают об этом, что любовь – это не причина брака, а цель брака. Влюбленность, увлеченность – это еще не любовь, влюбленность – она проходит, но благодать Божия, вера, подвиг супружеской жизни, он делает людей, способных действительно по-настоящему полюбить. И вот я думаю, что настоящий фундамент – это и вера, и, конечно, как цель, любовь. 

А. Ананьев 

- И это, похоже, был двенадцатый узел счастья, завязанный сегодня нашими гостями в нашей программе «Семейный час». Время незаметно подошло к концу, я напомню адрес антикафе «12 узлов», где можно встретить прекрасную Ию Батаногову, настоятеля храма святого равноапостольного Владимира в Новогирееве протоиерея Алексея Батаногова, их прекрасную дочку и еще много-много хороших людей, и, может быть чем-то полезными этому антикафе, этому храму. 

А. Митрофанова 

- Стать частью этого места тоже, если кому-то хочется найти свой приход или свое место в городе, то пожалуйста. 

А. Ананьев 

- Да, или отогреться душой. 

И. Батаногова 

- Мы всегда всем рады и всегда готовы общаться. 

А. Ананьев 

- Слава Богу. Спасибо вам большое, адрес антикафе «12 узлов»: Новогиреево, Москва, улица Перовского, 66, корпус 3, открыто с 3-х до 23-х. 

А. Митрофанова 

- А еще такой момент: адрес сайта вашего скажите пожалуйста, вдруг кто-то из наших слушателей захочет поддержать строительство храма, это же тоже очень круто было бы. 

о. Алексей 

- Да, конечно, электронный адрес сайта храма svladimir.ru 

А. Митрофанова 

- svladimir.ru - все очень просто или храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево в любом поисковике. 

А. Ананьев 

- В студии была Алла Митрофанова 

А. Митрофанова 

- И Александр Ананьев. 

А. Ананьев 

- С наступившим Новым годом и счастливого вам скорого Рождества. 

А. Митрофанова 

- До свидания. 

И. Батаногова 

- До свидания. 

о. Алексей 

- До свидания. 

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем