Свидетель сибирской золотой лихорадки писал: “Все бросились искать золото. Ремесленник бросал свой верстак; чиновник, не стесняясь своим званием, шел служить к мужику-золотопромышленнику; в общественном положении произошла страшная перетасовка. Вице-губернатор идет в управляющие конторою к купцу, прежде занимавшемуся прасольством, а теперь ставшему золотопромышленным тузом. Золотопромышленники выдвигаются в городском обществе на первый план и вытесняют из первых рядов бюрократию. В годовые праздники сборище чиновников едет с первым визитом не к губернатору, а к золотопромышленнику”.
Смятение помраченных золотом умов, как водится, сопровождалось воровством, кутежами, картами, оргиями и прочими неприглядными действами.
Но была и другая сторона. Золотая лихорадка дала мощнейший толчок развитию сибирских земель. Один только объем торговли хлебом и фуражом в одной только Енисейской губернии всего за 20 лет вырос в пятнадцать раз - до 5 миллионов рублей к концу 1850-х г. В 1859 году на золотые прииски губернии завезли около 2 миллионов пудов хлеба.
Или скажем, транспорт, коим тогда была лошадка. Лишь для енисейского золотопромышленного района в конце 1850-х годов ежегодно поставлялось до 8 тысяч лошадей. Золотопромышленники Енисейской губернии ежегодно тратили на закупку мяса и лошадей до 500 тысяч рублей серебром. Только в одном 1854 году на иркутские золотые промыслы завезли и продали 200 тысяч пудов мяса. Вывоз рыбы из Туруханского края в эти же годы вырос в три раза.
Однако добыча золота все более и более требовала новых технологий, потому что техника промывки золотоносного песка была крайне примитивной, в результате чего около трети золота, которое можно было бы добыть из песка, терялось, отправлялось в отвалы.
И новые технологии медленно, но все же внедрялись. Хотя уже и в новых местах, где во второй половине 19 века были открыты новые месторождения - в Якутии, на берегах Лены и реки Бодайбо.
Скажем, на прииске «Воскресенский» в 1861 году запустили первую в конную железную дорогу. А на прииске «Павловский» построили первую в бассейне Лены гидроэлектростанцию мощностью аж целых в 300 киловатт, а от нее к прииску провели опять же первую, но на этот раз уже в России линию электропередач напряжением в тысячу вольт. Эти и другие технические новинки привели к тому, что прииски в Якутии стали к началу 20 века одними из самых технологически совершенных в мире.
И все это было сделано усилиями российских золотопромышленников.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.