В тяжелое для Руси время возглавил русскую церковь митрополит Алексий. Русь томилась под игом Золотой орды, удельные князья боролись за власть и наводили на русские земли толпы иноземцев-наёмников, даже церковь раздирали нестроения – на русский престол посягал митрополит Литовский. Двадцать лет жил боярский сын Алексий, крестник самого Иоанна Калиты, в Богоявленском монастыре в молитвенных трудах, и не помышлял ни о чем другом, только как о тишине монашеской кельи. Но митрополит Феогност видел в этом смиренном молитвеннике своего преемника и постепенно ввел в курс церковного управления. А умирая, благословил Алексия возглавить русскую церковь, и тот смиренно согласился, понимая, насколько тяжелый крест принимает на себя.
И испытания не заставили ждать. Вот, сотворив молитву, в келью святителя вбегает послушник. Великий князь Иоанн срочно ждет митрополита к себе! Из Золотой орды пришли недобрые вести…
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ:
Повелитель Золотой орды, хан Джанибек, пишет нам, что его жена Тайдула тяжело больна. Три года назад она ослепла. Хан узнал, что при моем дворе живет некий человек, которого слушает Бог… Это ты, владыка!
АЛЕКСИЙ:
Я?! Хану виднее… Хотел бы я, чтобы все мои молитвы были угодны Господу моему…Чего же хочет хан?
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ:
Он хочет, чтобы я отпустил тебя к нему. Если твоими молитвами исцелится царица, хан дарует нам мир. Если же ты откажешься поехать – быть войне. Спаси русскую землю, собирайся в Орду!
АЛЕКСИЙ:
Ради русской земли я готов пойти на смерть. Но дело это превышает меру сил моих.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ:
Верую, что Тот, кто исцелил слепого, не отвергнет и твои молитвы.
АЛЕКСИЙ:
Пусть будет так. Исцелится царица – слава Богу! А нет – хотя бы кровью моей послужу родной земле.
Накануне отъезда митрополит отслужи молебен у мощей святителя Петра, небесного покровителя Москвы. Во время молитвы сама собой зажглась свеча, установленная у мощей. Свидетелями этого явного чуда были все, кто присутствовал в храме. Эту свечку раздробили на множество частей и раздали молящимся, а малый ее кусочек владыка взял с собой. Во время опасного путешествия своего предстоятеля русские люди с надеждой и верой молились о нем и о больной жене хана.
В Орде митрополита Алексия тоже ждали с большой надеждой. Слепой царице приснился сон, в котором митрополит исцелил ее. По приказу хана к приезду Алексия были изготовлены драгоценные ризы, в которых Тайдула видела его во сне. И чудо свершилось – после пламенной молитвы святого больная прозрела. Хан даровал Руси мир, а самого святителя осыпал драгоценностями. Бесценный подарок сделала ему и Тайдула – она подарила Алексию участок земли в Москве, принадлежащий ей. На этом месте святитель основал позднее Чудов монастырь – как напоминание о том чуде, которое Господь сотворил в Орде.
Когда святитель вернулся в Москву, ему навстречу вышел восьмилетний княжич Дмитрий – будущий Донской – и воскликнул:
ДМИТРИЙ:
Владыка! Чем заплатим тебе за труды твои? Ты даришь нам жизнь мирную!
Через два года скончался великий князь Иоанн, и митрополит Алексий заменил отроку Дмитрию отца. Он вырастил того, кто впоследствии станет освободителем русской земли, того, кто свергнет ненавистное иго, сумев объединить для этого русских князей. Именно митрополит Алексий вместе с преподобным Сергием Радонежским сумели убедить князя Дмитрия в том, что борьба за интересы только Московского княжества – гибельна. Они передали князю драгоценную мечту о единении всех русских земель.
Святитель видел, что именно Москве суждено стать тем центром, вокруг которого может сплотиться Русь. Когда Суздальский князь сумел заполучить в Орде ярлык на великое княжение, владыка этому не противился. Но переносить кафедру во Владимир отказался, оставаясь верным Москве и юному Дмитрию.
Еще несколько раз святитель ездил в Орду, отводя беду от Руси. Своими кроткими и мудрыми речами он умел умилостивлять грозных ханов, умел подарить их горячим сердцам покой. В Орде любили Владыку и доверяли ему. Потрудился Алексий на мирном поприще и внутри Руси. Он сумел примирить князя Дмитрия с его злейшим врагом князем Михаилом Тверским, который стал верным союзником Москвы.
Всего лишь через три года после смерти святителя Алексия состоялась Куликовская битва. Русь победила. Это была победа и великого заступника русской земли «смиренного грешного Алексия». Так этот дипломат, молитвенник и чудотворец называл себя, подписывая письма.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»