Чем западное, в частности, католическое богослужение отличается от богослужения православного? Наиболее заметным отличием является, конечно, использование на западном богослужении музыкальных инструментов - в основном, органа.
Орган, как элемент богослужения, возник на западе почти случайно, но при непосредственном участии Византии. Произошло это так. В конце восьмого века варварские королевства, появившиеся на территории бывшей западной части Римской империи, одно за другим стали подчиняться Карлу I Великому. Этот знаменитый правитель очень хотел быть равным знаменитым императорам Рима, а потому и себя провозгласил императором.
Правители Восточной части империи, Византии, не признавали Карла ровней себе. Но это его ничуть не смущало. Он продолжал наращивать свою политическую мощь. В итоге Византии пришлось с Карлом считаться. Были установлены дипломатические контакты. Сами понимаете, где есть дипломатические визиты, там присутствуют и подарки.
Однажды византийские вельможи привезли Карлу удивительный инструмент, состоящий из множества трубок. Это был предшественник известного нам органа. Данный инструмент использовался при дворе византийского императора. Игра на нем служила музыкальным украшением мероприятий, проходивших в Константинополе. Орган настолько Карлу понравился, что в итоге он стал использоваться не только на светских мероприятиях, но и в церковном богослужении, чего в Византии никогда не делалось.
Карл прекрасно понимал, что западное богослужение по своей красоте значительно уступает восточному. Его священники и певчие никак не могли овладеть премудростями греческих музыкантов. Поэтому Карл решил – если не получается украсить службу при помощи голосов людей, пусть за них споет орган.
В Восточной, Православной, Церкви никогда не понимали увлечение Запада органом. У нас всегда считалось, что на богослужении должны звучать только человеческие голоса. Тем не менее, есть в православном мире место, где с особого разрешения Церкви на службе используется орган. Место это – остров Корфу, где в столичных храмах на богослужении сочетаются голоса певчих и звуки органа. Дело в том, что Корфу почти 400 лет принадлежал Венеции.
Венецианцы, не навязывая жителям католичество, тем не менее, превратили Керкиру, столицу Корфу, в настоящий европейский городок. Благодаря их влиянию в некоторых храмах Керкиры были установлены органы. Правда, на Корфу орган не имеет самостоятельной роли, как на католической мессе, а задает тон хору и затем держит нижнюю ноту. Получается, надо сказать, очень красиво. Кроме того, орган сопровождает чтение отрывка из апостольских посланий. Кроме органа в сопровождении православного богослужения на Корфу принимает участие и настоящий духовой оркестр. Это происходит не каждый день. Но, например, в день память святого Спиридона, покровителя Корфу, торжественный вынос его мощей осуществляется под настоящий марш.
Таким образом, Православная Церковь восприняла и удачно стала использовать некоторые элементы западной культуры, обогатив этим свое собственное богослужение.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.